Рейс местного значения

Владимир Кириленко2
В крещенские морозы, возвращались мы домой вдвоем с товарищем на своих машинах из поселка Малыкай, который находился за сотню километров от нашей базы, куда мы отвозили радиаторы отопления, по узкой лесной дороге. И все, для того, чтобы после новогодних праздников, была возможность прилетевшим сантехникам из Якутска, производить свои работы в теплом помещении.Тепло нужно было, срочно подключать в построенную новую школу дежурной бригаде, которая ждала наш груз с нетерпением.
Тогда, во времена коммунистов, была показная практика, сдавать новые построенные объекты к какому-нибудь политическому празднику.
Например, - к открытию очередного съезда КПСС, или ко дню рождения Ленина.
Такое повелось правило, трудовыми подвигами доказывать свою преданность трудовому народу, чтобы радовать страну, - обольщая зажравшееся правительство республики!
Конечно, тогда нас подневольных не спрашивали, - что и как?  Просто,- в приказном порядке, отправили в жуткий мороз за минус 50, везти этот необходимый груз в Малыкай. В такой свирепый холод, в лесу попряталось все зверье и не летали птицы, как было принято в природе? Что оставалось делать нам. когда свой хлеб не выбирают, а горбом и здоровьем зарабатывают его, подневольные всегда в этой жизни?! Поэтому нам, приходидось мириться со всеми приказами начальства, которые указали тебе, - когда и куда надо будет ехать?!
Покинув теплые дома и, закусив обиду
как удила, помчались мы с утра по-раньше, чтобы успеть к вечеру вернуться домой обратно. Поэтому мы поехали туда, где редко ездили машины, проезжая: по заметенной проселочной дороге многие километры, по вырубленным просекам и бескрайним болотам, испытывая свою судьбу, которой, были знакомы давно такие рискованные вылазки на природу?  В выходные дни,- особенно в морозы не ездят машины по отдаленным деревням,- за сотню километров от селений, поэтому нам, приходилось ехать в неизведанную даль, надеясь лишь, только на свою машину и собственные силы, которых, всегда хватало для экстремальных условий?
Дорогу, занесенную снегом, нам приходилось пробивать машинами, которые часто зстревали в плотном наметернном сугробе, которые приходилось, часто «лопатить» снег вручную из под колес, пэтому всегда, это была очень жаркая на морозе работа.
Каждый раз, после такой напряженной работы лопатами, от тебя валил клубами пар, а ресницы и брови, становились заиндевелыми от собственного дыхания, как у сказочного Деда мороза? После, преодоления снежной преграды, машины выскочив на твердь дороги из  снежного плена, ровно и уверенно, работали своими двигателями. наконец - то, успокаивали нас в теплой кабине, незаметно отогревали наши примороженные пальцы на руках и ногах у теплой печки, - "радикулитки", заменяющей заднюю спинку пассажирского сиденья.
Отогревшись и отдохнув, мы снова ехали дальше и дальше в морозную мглу по таежной дороге, молясь про себя, чтобы не встретилась на пути, - какая-нибудь машина? Тогда сложно будет разъехаться, поэтому, придется снова браться за лопаты, чтобы откапывать новый разьезд? 

Приехав на место, мы как всегда, спешно помогали выгружать чугунные радиаторы рабочим, чтобы засветло возвратиться домой?
Такая спешка, была фактически нам непредсказуемой, но обязательной?!
- Как получится, так и будет? - думали.
Этот рейс по расценкам, был - копеечный. поэтому нам, пришлось за - спасибо,съездить по-морозить сопли в такую даль, чтобы "прокатиться" по безлюдной тайге!?
 У нас на машинах, стояли термометры, поэтому мы были в курсе, - какая температура воздуха стоит за бортом? Конечно, всем хотелось побыстрее приехать домой, чтобы вечером немного успеть расслабиться: выпить, по сто граммов водки и прилечь на диване отдохнуть у телевизора, - под крышей дома своего!

Конечно же, обратный путь, мы надеялись проскочить быстро: - часа за три, если по дороге не произойдут какие-нибудь, непредвиденные обстоятельства? А они непредвиденные, почему - то всегда, как раз, и происходят неожиданно? Поэтому, ты по-неволе, становишься жертвой таких происшествий? - Рассчитываешь, как предполагаешь, - а, получается так, как Бог располагает?
Тут, не все зависит от твоего везения? - Скорее всего, - больше от твоего профессионализма и чтобы, было без паники и суеты, выйти из любой безвыходной ситуации, которая разрешается всегда упорным трудом, - возможно и, невероятной выносливостью не хилого характера? 

Вот и теперь, мы налегке мчимся домой на предельной скорости, - проскакивая свои прежние ловушки, петляя по лесной дороге и сходу, благополучно  выезжаем, с проселочной дороги на главную трассу!
Казалось,что ещё пару часов - и мы, будем дома! Но, все оказалось наоборот!?

Домой, мы быстро не попали, а попали на серьезную аварию, которая произошла по главной дороге в этот лютый холод, с лежащим на боку «КрАЗа", в глубоком снежном кювете, с разбросанными на снегу мешками взрывчатки, а рядом ходил замерзающий водитель, который таскал эти мешки на дорогу, чтобы как-то согреться?

Увидев нас, он подошел к нам и виновато улыбаясь, попросился погреться в машине. Мы, любезно впустили его отогреться и заодно расспросили про случившееся,
который, и рассказал нам про свою беду, - каким образом, он там оказался в одиночестве?   
Завидовать, конечно, ему было нечего!?
 - Машина опрокинута, двигатель заглушен, вода слита. При этом, предстояло, еще перетаскать двенадцать тонн взрывчатки из глубокого кювета и аккуратно сложить на обочине, чтобы была возможность пересчитать? А после, нужно было еще и загрузить снова в кузов машины, когда поставят на колеса?
-  Не дай бог! –  говорит, если одного мешка не хватит, затаскают по всем инстанциям!? Одним словом, - плохи его дела были, и помочь, мы ему могли, только разве, что перетаскать все мешки в одно место?  Но, поднять его машину и вытащить ее на дорогу, мы не могли.- Надо было, ждать серьезную технику. Накинув полушубки, мы, стали помогать парню, таскать мешки, которые благополучно перетаскали за час в штабель.
Справившись с этой, казалось, невыполнимой задачей, мы неоднократно ходили греться в кабину, при этом прислушивались к тишине тайги,- моля Бога, послать нам на помощь мощную технику! - Хотя бы, парочку «Уралов»?. Но, мимо нашего несчастья, проезжали, только маломощные «Газоны» и, частники на «москвичах», которые с любопытством, вытягивая шеи, притормаживали и смотрели на наш несчастный, завалившийся - "КрАЗ",как  на необыкновенный и безысходный случай.
Наконец, наши уши засекли, до ужаса знакомый и радостный звук тракторного мотора, - рокот которого, в морозном воздухе прослушивался за несколько километров? Воспрянув духом, мы втроем, вылезли из машины и пошли встречать дорогого нашего спасателя, который, на своем «ДТ»-75, тащил на "волокушах" огромный стог сена, по обочине дороги.
 - Что случилось? - спросил немолодой тракторист - якут, прекрасно понимая, что произошло на этой туманной дороге,
но, виду удивления не показывал?
 – Хоросо, что сам жив остался? А, на масыну, наплевать мозно! - цепляя трос на клык к трактору, закончил он свой немногословный монолог, при этом, все делалось, без каких-либо команд,- четко и слаженно!
- Холод, не тетка, не обогреет?!
Поэтому, - за несколько минут, замороженный «КрАЗ», уже стоял на твердой дороге, дожидаясь своего непутевого хозяина, когда тот, примется отогревать мотор, чтобы завести и оживить машину?
Запалив, пару паяльных ламп и поставив их, под поддон мотора разогревать замерзшее масло, - мы стали загружать машину мешками, чтобы не терять за зря время?
К нам незаметно, подъехали с обеих сторон, несколько рейсовых машин, - шофера которых, тоже приняли участие в погрузке мешков, - понимая всю чрезвычайную ситуацию, которую всем миром будет быстрее разрешить.
Одни таскали мешки бегом, чтобы не замерзнуть, другие помогали подготавливать завести машину, - заливая масло, прокачивая топливную систему, на заиндевелом от мороза двигателе.
Когда закончили погрузку, подъехал «КраЗ - лаптежник», который с буксира, и завел замороженный дизель,- без воды в принудительном порядке, чтобы тот, поработал несколько минут, давая возможность, прогреть мотор.чтобы можно было, постепенно залить воду из канистр, которую собрали со всех машин.
Дизель, на таком морозе, вообще без какой-либо там воды, или тосола, нагреть не просто? Так что мы, помогали этому парнишке,- кто чем?
- Кто словом, кто делом? Поэтому, было приятно ощущать рядом, такое бескорыстное внимание к нашему шоферскому братству!
2.
Был еще один случай этой зимой, когда морозы зашкаливали за – 60,  Когда, все "зимники" - временно прикрыли, потому что, не было охотников рисковать и высовываться на трассу испытывать судьбу, - до спада морозов.
Самолеты, также отменили свои рейсы поэтому наш поселок, находился в полном вакууме, - усиленно топил печи и, котельные, а жители сидели по домам, не высовываясь на улицу без надобности.
В такое холодное время жизнь, казалось, замерла, и было непривычно видеть пустые улицы, которые укрылись в туманной морозной пелене. Все живое, казалось, померзло от низкой температуры, а жизнь  замерла?
Наши якутские воробьи, с малых лет знали, где находить тепло, выходящее из наших домов, - прижимая свои крохотные тельца к этому теплому, спасительному потоку комнатного воздуха, который выходил на чердаках, или за наличниками окон?
Много бездомных собак и кошек,тогда ютилось по кочегаркам и скапливалось в магазинах, где сердобольные женщины, забирали немногих счастливчиков к себе по домам, чтобы хоть как-то, можно было спасти этих животных?
Но, жизнь не стояла на месте в такой холод!?
Срочно надо было, одному бизнесмену выехать в ближний поселок Сунтары, чтобы, забрать из своего магазина деньги и отправить в Москву, чтобы представитель, закупил там продукты и загрузил бы, ими самолет, чтобы срочно отправить его к нам в Нюрбу.
На своей иномарке - за 170 километров, он ехать не рискнул, поэтому решил позвонить мне, чтобы я помог решить его проблему?
В то, нехорошее время, когда в стране шли перевороты и разная сумятица, мне пришлось уйти с предприятия, из-за распада фирмы, поэтому, я «таксовал» на своей «Ниве» иногда в умеренные морозы.
Привычно, выполняя заказы, я ездил по поселкам, после чего, загонял машину отогреваться, в свой гараж, - до очередного выезда на заказ?
Жить можно было неплохо, работая на  машине с передним мостом, - не боясь заносов и бездорожья.
Но чтобы, поехать из-за денег, рискуя своей жизнью в небывалую стужу, которая при езде увеличивалась в разы! Поэтому я, - категорически отказался!
 - Зачем было рисковать и гробить машину по морозу, при котором, лопаются все резиновые пыльники и сальники?
Тем более, замерзнет под капотом, аккумулятор, - как его не утепляй?
 - Не поможет! А если, где заглохнет? - Все, - труба!
При езде, ток подается от генератора, и вроде бы, все ничего?
Если вдруг, где машина «издохнет»? Стартером, уже не заведешь?!
Змерз аккумулятор! Только рукояткой, или - с буксира, заводи. Если получится? 
Я часто попадал в такие передряги, поэтому знал, чем может это дело закончиться. Один буду на трассе? Машины не ходят. Поэтому, ты при полмке, - замороженый труп!
Кому, после нужны будут деньги?

А он, как сумасшедший,  прибежал ко мне домой и, чуть не плача, упрашивал меня, спасать его бизнес!? Иначе говорит, на него, пойдут штрафные санкции и, что-то там еще? - Плел слезно он мне, про свои неприятности, предлагая за выезд бешеные «бабки», которых я и за год,  нигде бы не заработал?
Крепко пришлось подумать и посомневаться? Но, в итоге, пожалел парня и согласился:
- Где наша не пропадала?!
Пришлось выручать предпринимателя и подзаработать? И я, пошел в гараж подготавливать машину к экстремальному рейсу..
Первым делом, поставил аккумулятор в салон, удлинив клему, тщательно укутав его войлоком.
Закрыл радиатор от вентилятора,- положил, в багажник, маленькую железную печку, загрузил пару охапок дров и, бросил в салон верблюжий спальник.
Если где, и прихватит меня в дороге неудача, то на первое время не замерзнем? Налепил двойные стекла, - вырезав, небольшие куски, и залепил их пластилином на лобовое стекло.
В дороге основное стекло замерзнет, а мои кусочки будут всегда прозрачные.
А, сальники и все резинки, не уберечь - по любому? Все полопается - весной менять надо.

Выехали, рано утром, - затемно!
Я решил, поехать по ледовой речной дороге, которая, на 30 км. была короче, а по основной трассе, никто из рейсовиков не ездил уже давно. - Слишком, разбитая по осени, была там дорога.
Едем в тумане по поселку, а минут через двадцать, амортизаторы машины основательно «задубели» и в разнобой застучали?! Резинки, что стягивали их «уши», - потрескались, и давно вылетели из своих гнезд, поэтому на ямах, - амортизаторы стучали по железному кронштейну - неустанно барабаня, как по мозгам!?
- Ладно! -  думаю. Поменяю все, везде потом, если где что, отломится или потечет?
Едем не спеша, постепенно отматывая назад студеные километры. Оба сидим молчим, каждый думает о своем?

Печка не греет, дует чуть теплый воздух. Стекла машины, замерзли напрочь ледяной коркой, кроме моих налепленных осколков?
Стало глухо, как в танке! 
Дорога просматривалась, только через мои амбразуры. Клиент, конечно же, думал только о своем бизнесе?
А я, молил Бога, чтобы поскорее, доехать в поселок Сунтар, где воткну в теплый гараж машину, чтобы отогрелась в тепле и передохнула чуть - от бестолкового хозяина, чтобы, снова - в обратный путь тронуться?
Едем обратно сытые, - отобедовшие у его продавца - осторожно мечтаем оба. Размечтавшись, - я невольно заметил, что дорогу, стал застилать густой, откуда-то взявшийся туман парящей воды?
Вот так сюрприз!
Оказывается, мы попали на реке в непролазную наледь! Вода растекалась по всей дороге, и объехать ее, уже было невозможно?
От сильного мороза, лед на мелководье трескается и вода, выгоняется течением по всему руслу реки.
- Приехали! – озадаченно говорю вслух. Как же, обидно было мне,- проехав больше половины дороги, мы оказались перед такой непреодолимой преградой из воды, которая моментально превращалась в снежную кашу и тотчас же, замерзала?
Не позавидуешь тому, кто попадет в эту смертельную ловушку? Кругом вода, и не дай бог, если нечаянно нажмешь на тормоза? Колодки, в одно мгновенье прилипнут, и останется неудачнику, только отогревать паяльной лампой диски колес, - ползая под машиной в этой ледяной каше.
А, если у тебя лампы нет? - тогда твоя машина вмерзнет в нарастающий лед и тогда, придется идти пешком, бросив машину, чтобы пртопать приличное расстояние, затем, вернуться с ломиком и лопатой..

Такому неудавшемуся "счастливчику", придется  в этом тумане, долго вымораживать замерзшую в воде машину, которую предстоит выдалбливать свой грузовик или легковушку - ломиком?
Поэтому, мне пришлось незамедлительно развернуться и поехать обратно, проклиная себя за то, что согласился на эту рискованную авантюру, - за много километров от дома, - пощекотать свои нервы?
Хотел было, заикнуться и плеваться в сердцах, на все это, чтобы сразу поехать домой? Но, вовремя сподхватился, - понял, что не стоило было, разочаровывать этого невиновного делового нувориша?
Еще, не дай Бог, расплачется и пойдет пешком, чтобы замёрзнуть от горя?
Вернувшись к началу своей неудачной переправы, - пришлось переехать реку на противоположный берег, чтобы по "зимнику" ползли по убийственной дороге, - трясясь на кочках и стуча амортизаторами на весь зимний затаившийся лес.
Жалко было машину. Но, делать нечего, надо выполнять свое обязательство, которое позволил взять на себя?
По пути, проезжали безлюдные деревеньки, которые усиленно топили свои печи, дымя из труб длинными белыми столбами, - подымаясь из труб, выдавая присутствие людей, в каждом таком селении..
Никого, - за 170 километров, мы не видели: ни машин, ни ворон, ни собак- которых не было, как - будто, местное население с утра не хотело просыпаться?
Но, ни на минуту, жизнь не останавливалась!  К таким морозам, народ очень, даже подготовлен!
Его, не испугаешь морозами?
- Так же: утром встают, чтобы накормить скотину, почистить навоз, да приодеть на вымя дойных коров утепленные лифчики, чтобы, выпустить их, на речку к подготовленной проруби, которые с телячьего возраста, приучены к такому экстриму? Коровы, - точно знают свой  распорядок дня,
- Как только, открывается хозяином дверь «хотона», вся рогатая братия под горку, бегом спешит на водопой, чтобы не мешкая, быстро напиться студеной водицы из проруби, которую хозяин постоянно готовит и содержит в надлежащем состоянии, - накрывая ее кошмой, присыпленой снегом.
Затем коровки, таким же способом, возвращаются к себе домой.
Хозяину, остается захлопнуть за ними дверь в "хотон", и на этом вся его работа заканчивается до следующего утра.

Приехав в Сунтары, мы забрали из холодного магазина выручку и поехали к его родственнику, ставить в теплый гараж машину, чтобы поменять проколотое колесо. 
После обеда поблагодарив хозяев, мы с «богатеньким Буратино» поехали в обратную дорогу, стуча амортизатором на всю округу, - пугая живность, которая попряталась под снегом, укрывшись от стужи в теплые норы.
Мы, слава Богу, доехали поздним вечером до своего поселка, и больше никаких препятствий на пути, перед нами не возникало? После, нашего путешествия, еще неделю, стояли свирепые морозы!

Моя, новая пристроенная кухня в доме, стала похожая на настоящую морозильную камеру, из-за малой засыпки потолка!? Кто знал, что будут сильные морозы?
Пришлось мне выходить на мороз, как в открытый космос, чтобы на морозе быстро срывать шифер, и подготовить потолок для засыпки  шлаком, который пришлось мне, опять возить, на этой же «Ниве» из котельной в мешках. Затем поднимать их, по лестнице на чердак, чтобы вытряхивать на потолок, этот своеобразный утеплитель..
Было ужасно холодно. И я, закутанный по глаза шарфом, в тяжелых одеяниях, с трудом передвигался по лестнице, поднимая на плечах тяжелые мешки.
Пришлось затратить целый день, чтобы в лютый холод довести до ума свои собственные недоделки?
 Так что, правильно говорится:
- Лучше сделать мало, но хорошо! 
Я сделал  мало, но хреново!
Так что, хороший урок преподала мне в эту зиму, мать – природа! Впредь,  будет наука?!