Основы православия. ч. 4, г. 16 продолжение

Борис Ляльченко
2. Быть нищими духом значит иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом вменять себя за ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изьяснению Святого Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Матф.бес.15).

3. Владеющие материальными богатствами, без сомнения, тоже могут быть нищими духом в том случае, если осознают, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее, и что оно не заменяет недостатка благ духовных. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матф.16:26).

4. Нищета материальная может служить к совершенству нищеты духовной, если Христианин избирает ее добровольно, ради Бога, или безропотно переносит выпавшую на его долю бедность. Об этом сказал Сам Иисус Христос богатому юноше: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". (Матф.19:21).

5. Господь обещает нищим духом Царствие Небесное.

6. Эта заповедь именуется первой не только по порядковому номеру, но еще и потому, что без нее невозможно быть христианином, как без послушания первой заповеди десятословия нельзя было быть иудеем.

7. Несомненно, что главная заповедь есть любовь к Богу и ближнему; в сих двух заповедях о любви высшая добродетель христианства, но самое желание приобретать добродетели и бороться с грехами и страстями не будет глубоко и прочно, если оно не соединено со смирением.

8. Человек не может сразу подавить в себе свойственную ему естественную гордость и самолюбие, сего достигают христиане только путем долголетнего подвига внутренней борьбы, но от вступающего на путь благочестия требуется, чтобы он признал незаконность и греховность сих горделивых чувств и свою неправоту пред Богом.

9. То, что без таковых условий невозможно начать спасаться видно из того, что проповедь Спасителя и Апостолов принимали те люди, которые сознавали свою неправоту пред Богом, например, Закхей, Матфей, исцеляемые бесноватые, покаявшаяся блудница, а отвергали те, которые считали себя правыми и были горды, например, фарисеи, законники, саддукеи, Пилат и собрание иудеев, поднимавших на Господа камни за Его обличения. При сем должно заметить, что нередко отвергшие Христа были по внешнему поведению несравненно выше многих, принявших Его слова с верою, но отличались от них именно тем, что были лишены смиренномудрия или сознания своей неправоты пред Богом.

10. Понятие о так называемом благородном самолюбии или чести - это предубеждение, или пагубное суеверие, оставшееся в Европе, как наследие от наиболее враждебного христианству римского язычества. Истинный христианин должен решительно отречься от этих предрассудков, создавших предосудительный и постыдный обычай поединков или дуэлей.

11. То, что этот обычай противен учению Христову, будучи сверх того прямым нарушением шестой заповеди Ветхого Завета, видно из того, что обычай сей непременно требует от каждого вызывать на поединок своего оскорбителя, особенно, если последний нанес оскорбленному удар в лицо, а Спаситель требует от последнего как раз противоположного: "Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". (Матф.5:39). Биен был и Сам Христос Спаситель и Апостолы и Мученики и Исповедники и сие составляет их истинную славу.

12. Осознавая, что первоначальная ступень смирения или нищеты духовной, есть признание греховности всякой гордыни и самолюбия и сознание своей виновности пред Богом, понимаем, что высшая степень сей добродетели состоит в совершенном равнодушии к своим преимуществам и к человеческим похвалам или порицаниям. Например: один святой Отец, поясняя ученику сию добродетель, предложил ему отправиться на кладбище и сперва поносить мертвецов, а потом восхвалять их, и затем сказал: когда ты станешь столь-же безучастен к похвалам и унижениям, как те мертвецы, погребенные на кладбище, то воистину будешь обладателем духовной нищеты или смиренномудрия.



Глава 17. О второй заповеди блаженства.


1. Вторая заповедь Господня утверждает, что желающие блаженства должны быть плачущими.

2. В сей заповеди под понятием плача подразумевается печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служили Господу, или даже заслуживаем гнев Его нашими грехами. "Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть". (2Кор.7:10).

3. Господь обещает плачущим, что они утешатся.

4. О благодатном утешении, состоящем в прощении грехов и в мире совести еще на земле и в царствии небесном по кончине, пророчествовали и ветхозаветные провидцы и Св. Ап. Иоанн; он видел пред престолом Божиим пришедших "от великой скорби они омыли одежды свои и... Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их". (Апок.7:14,17).

5. В нашей мирской жизни особенно приличествует нам плач духовный во время молитвы, о чем мы и просим Бога ежедневно: даждь ми, Господи, слезы и память смертную и умиление.

6. Истинному христианину подобает плакать о греховном состоянии мира и о гонениях на Церковь. Так плакал Господь во время Своего торжественного входа в Иерусалим, говоря о нем: "О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих". (Лук.19:42).

7. С заповедью о плаче соединено обещание утешения для того, чтобы печаль о грехах не простиралась до отчаяния.

8. Отчаяние предваряет такое греховное и опасное состояние, как уныние, почему христиане молятся с земными поклонами: уныния не даждь ми.

9. Уныние (или - депрессия) отличается от плача и сокрушения о грехах некоторым ожесточенным чувством и нежеланием принимать утешение от Бога и ближних.

10. Если с унынием не бороться, оно переходит в ропот на Бога, озлобление и отчаяние.

11. Высшей степенью духовного плача является дар слез, или постоянный умиленный плач, в коем соединяется и печаль о нашем удалении от Бога, и жалость ко всем и радость о Божием милосердии. Посему сей плач именуется радостотворным.

12. Дар сей был присущ многим святым Божиим, так что у них и глаза были постоянно красные от слез. Такие благодатные подвиги встречаются в православных обителях, и среди паломников, странников и пустынников.



Глава 18. О третьей заповеди блаженства.


1. Третья заповедь блаженства гласит, что желающие блаженства должны быть кроткими.

2. Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностию, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

3. Для достижения сей добродетели должно не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что либо противное желаниям нашим, не предаваться гневу, не превозноситься, а прежде всего не мстить за обиды.

4. Задолго до Христа те же слова о кротких говорил псалмопевец Давид: "А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира... и будут жить на ней вовек". (Псал.36:11,29).

5. Господь обещает кротким, что они наследуют землю.

6. В отношении к последователям Христовым вообще это есть предсказание, которое исполнилось буквально: ибо постоянно кроткие Христиане, вместо того, чтобы истребленными быть яростию язычников, наследовали вселенную, которою прежде обладали язычники. Дальнейшее же значение сего обетования в отношении к Христианам вообще и в частности есть то, что они приобретают любовь окружающих и доброе влияние на людей и даже как бы некое обладание сердцем ближних. Сохраняя же кротость Христову до конца дней своих, они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть, получат вечное блаженство. (См.Псал.26:13).

7. Высшей степенью кротости есть полное отсутствие гнева по отношению к людям, дружелюбное чувство ко всем, и наконец, доброжелательность к врагам.

8. Всякий гнев на ближнего греховен, ибо сказано: "Самое движение гнева есть падение для человека". (Сир.1:22).

9. Образом высочайшей кротости есть Господь наш Иисус Христос, к Которому евангелист Матфей применяет слова пророка Исаии: "Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленой не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы".
(Матф.12:18-21).

10. Заповедь о кротости обязывает нас к примирению с обиженными и обидчиками, без чего нельзя приносить угодную Христу молитву. Господь сказал: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой". (Матф.5:23,24). Ту же мысль повторяет Спаситель при изложении молитвы Господней.

11. Особого изьяснения требует понятие любви человека ко врагам. Прежде всего у истинного христианина не может быть врагов, а только ненавистники, то-есть люди его ненавидящие, а к таковым он может иметь доброжелательные чувства, если сам не рабствует страстям и желает исполнять волю Господню: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". (Матф.5:44).

12. Допускается, вместо гнева, негодование христианина на свои падения, грехи, страсти и помыслы; также на искусителя-диавола, в котором не осталось уже ничего доброго, а сплошное зло.



Глава 19. О четвертой заповеди блаженства.


1. Четвертая заповедь Господня требует, что желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.