Татарин

Владимир Кириленко2
Такое, неординарное название - "татарин", приобрел наш первый советский серьезный грузовик, рожденный в Набережных Челнах, походивший на изделие из-за бугра.
 Но, это был, наш «КамАЗ», который тяжело вживался в работу на Крайнем Севере и непосредственно испытывался в суровом климате Якутии.
По ходу испытаний, устранялись все выявленные его недостатки и слабые места,- как в трансмиссии, так и, в ходовой части, деталей автомобиля.

Первые наши передовики автопарка, на зависть другими, получив такую незнакомую технику, впервые, знакомясь с ней, - тщательно оценивали все их положительные и отрицательные качества?
Когда, отработав лето, на этих сверхмощных машинах, они очень нахваливали их!
И, при каждом случае, усердно стирали влажной тряпочкой, запыленную облицовку кабины, на которых гордо ездили, - исключительно при галстуках и в черных очках!
Поэтому,перед простыми шоферами, все они, выглядели, очень опрятными и, совершенно другими шоферами,- гордясь своей счастливой фортуне, которая дала такую возможность, работать, на новой технике?
Запах краски новых машин, очевидно, вскружил им головы, что они, стали такими избранниками!?

Теперь, простым шоферам, работавших на привычных "колымагах", неудобно было стоять с ними рядом в очереди, перед диспетчерской, чтобы получать свое маршрутное задание, не на очень, денежный заказ, по сравнению, с такими "камазистами", у которых и тоннаж был до 14 - тонн?
Многие из наших шоферов, конечно, завидовали черной завистью, таким счастливчикам, поэтому и невзлюбили этих выскочек, с партбилетами и прочих подхалимов, которые, постоянно перехватывали новую технику на автобазе.

Но вот, быстро пролетело северное теплое лето и незаметно, нагрянула зима с трескучими морозами.
Наши "камазисты," все чаще стали ходить в мазутных телогрейках, пряча невольно, от стыда глаза, - виновато, улыбались, при встрече в теплом гараже? 

По возможности, они старались, как-то, переждать очередное похолодание на улице.
Много таких машин, было брошено по трассам, из-за перемерзшей тормозной системы, которая заполнялась, конденсатом из компрессоров в трубках?! И, напрочь, замерзал!
Аварийная система тормозов, четко срабатывала и мертвой хваткой, заклинивала все колеса машины.

Поэтому, Камаз, становился самым упрямым железным ишаком, которого невозможно было сдвинуть с места?  Бедные «татары», с зажженными коптящими факелами, ползали на брюхе под низкой посадкой кузовного «КамАЗа»,-  пытались отогреть, каждый кран, идущий на колесо, которыхих было, – семь штук! 
Конечно, не каждую трубку удается хорошо прогреть, а, их там, - хрен пересчитаешь?
Ползать, под машиной,"счастливчикам", еще, можно было, если машина, стояла не в колее?
А, если в колее?!
- Тогда упрямый «Татарин», был прочно "заякорен" и, его, нужно было принудительно, как ишака тащить на юз колесами, - минимум двумя тягачами, выискивая ровную площадку на зимней дороге!?
Злые, и черные от копоти факелов, "камазисты" измученные до предела, лишенные всякой надежды отогреть тормозную систему, чтобы, уехать прочь с трассы, до своего теплого гаража?

Но оказывается, не все было, так просто?! Поэтому, они со слезами и морожеными соплями, быстро уезжали на попутных машинах домой, - бросив на произвол судьбы, свои новенькие, но упрямые тупорылые машины, которые отказались подчиняться им, в морозы!?

Невольно, было жалко наших первых новоиспеченных "камазистов", которые позже зимой, узнали:
- "По чем, фунт лиха"!?
Поэтому, - на «Ура», они менялись машинами с теми, кто завидовал им летом!?
Так было! Поэтому, про такие обмены знают многие водители, получавшие первые «КАМАЗы» в те далекие годы?

Не все воспринимали, заводскую инструкцию, которая настоятельно, обязывала заливать в разгрузочную систему чистый спирт, который, выдавали бутылками на складе.
Все было, как бы по инструкции в те времена, и спирт был не суррогатный?

Но, всегда, находились, ушлые, и падкие, до выпивки шофера, которые, устраивали в гараже, грандиозную пьянку, - объединив остатки сэкономленного спирта в один «котел» или, пили стаканами спирт!
Какие там, были инструкции? Не до них!

Их,"камазисты", потом, в пятьдесят градусный мороз, на трассе вспомнят!  Когда, выпитый ими спирт, будет всю зиму тошно отрыгиваться?
Тогда, срлчно, на складах, стали «мутить» спирт разными отравами, чтобы шофера не пили?
- Да, разве проймешь запретами и страхами нашего изощренного изобретателя? Перегонят его на аппарате, и суррогатный спирт, как слеза становится! Что, пить его, было - одно удовольствие!

Вот, такие дела "камазисты" вытворяли, употребляя спирт до зимника?
А, когда, открывалась дорога, - покупали, не один литр, этого напитка, который, часто, заливали, в «стакан» - алкоголик,
Знающие цену, сэкономленного спирта, который, шофера вливали в его "горло" - до полной завязки. - Попробуй не налей? - Замёрзнешь!?

Удобная, по всем параметрам была машина. Но лучше всего, у него была кабина, где можно-было развернуться в просторном спальном месте.
Летом, можно спать было, в свое удовольствие, и это приветствовалось!

Но, зимой, когда останавливались спать в кабинах, в сильные морозы, - работающий двигатель, без нагрузки, быстро охлаждался и температура тосола, падала до минимума.
Двигателя, закутанные войлоком, вместе с коробкой передач, казалось бы, должны не остывать?
Но этого, почему-то не происходило? 

Всегда, при работающем двигателе, внтилятором, выдувает, последнее тепло из системы охлаждения и печки дуют холодный воздух!
- Поэтому, поневоле надо покидать лежанку и, разогревать, мотор машины, - гоняя "Камаз", по широкому «карману», нарезая круги.
Такой прием, был малоэффективен и через час - другой, все становится так же!?
Потом, придумали примитивный метод, - быстро, отключать гидромуфту, чтобы вентилятор не крутился.
Всовывают, в его лопасти, деревянную рукоятку от лопаты, затормозив его, таким диким способом и, шофера стали спокойно спать.

Конечно, чтобы научиться работать на новой технике, - не зная ее специфику, на практике, приходится изучать все на ходу, чтобы делиться знаниями и внедрять, свои навыки, между шоферами.
Все, такие, методы, были, опробованы, каждым, на своей шкуре, чтобы,в дальнейшем, применялись настоящим правилом, для всех "камазистов"?!

Всегда, между шоферами идёт свой, обмен опытом, который успешно осваивается и работает для каждого с пользой для дела.
Жизнь, постоянно заставляет, каждого кумекать мозгами, приучая на зимнике, к аккуратности и хладнокровию, чтобы принимать взвешенные решения? 

Был, у нас однажды, один случай с одним настоящим татарином, которого отправили в Чульман, что в Амурской области, получать «Краз»:
 - Большой, 16-и тонный а/кран, который нужно перегнать, до п. Айхал.

Это, довольной, не простой был перегон в - 2800 км. Без знания дороги, и навыка вождения такой махины, по таинственным зимникам! Было легкомыслемно ехать одному, в такую даль? Просто, этот человек, работал всю жизнь на кранах и ему, не приходилось одолевать такие расстояния?
Еще и, в жуткие морозы, которые, ему предстоит претерпеть на всем пути, чтобы не заморозить машину и самому остаться живым?
Все это, было тщательно рассчитано, как он, понимал эту, командировку своим молодым разумом!

Конечно,он и не представлял, как такое мероприятие, будет выглядеть с незнакомым перегоном, громоздкой машины на практике?
Приняв кран, мороженный с базы, он договорился с начальником гаражах, загнать его в тепло, чтобы перебрать ступицы колес, - смазать, подшипники солидолом, размешанным в арктической солярке. Иначе, при длительной и вынужденной остановке, солидол замерзнет и станет просто замороженным сгустком смазки..

Этим же месяцем, отправляют и меня за а/краном – «Ивановец», на базе "МАЗ", на этот же склад.
Получаю кран в морозы, и, тоже, загоняю его, в гараж, чтобы налепить двойные стекла на окна, и немного, подкрутить топливную аппаратуру, чтобы пошустрей ехать, по трассе.

Конечно, машина была слегка разграблена, как всегда.
Из торпеды в кабине, был выдран щиток приборов, но ехать, надо было? Правда без приборов, - в слепую!
Поэтому: ни зарядки, ни давления масла приборы не не показывали?но мне, еще повезло?!
- Дизель, это конечно, не карбюраторный двигатель, который, трудно было, просто так угробить!?
- Поэтому, нужно еще подумать, как это сделать? Я тогда, сильно не расстраивался.

– Подумаешь, нет приборной доски?- Самое главное, нужно было следить за давлением масла, которое, можно проверить, только дедовским способом, - открутив, чуть трубку, от системы датчика, куда продавливается масло, на рабочем двигателе.
Если, сильная струя масла идет, из трубки на рабочем двигателе, - значит давление в норме!?

Поэтому я, собрался этим же днем, выезжать из гаража, чтобы перегонять свой кран. Что сидеть бестолку, в теплом гараже? Ехать, всё - равно надо! Паренек этот, приехал раньше меня, за 10 дней, успев перебрать все колеса, и все, что было положено, сделать машине? Вплоть, до утепления кабины и мотора..

Он, быстро сообразил, что ему очень, повезло со мной, с попутным перегонять вдвоем будет веселей да и надеяться есть на взаимопомощь, если что? Пришлось подождать его до утра, чтобы поехать вместе в жуткую морозную погоду. Конечно, я согласился, так как помощь будет обоюдно - полезной и реальной с обеих сторон, когда настанет такая нужда по дороге, - буксировать свои машины до любого гаража, если случится что? Так,что прок будет вместе ехать и поэтому, я помог ему утеплить двигатель войлоком, а завтра с утра, мы с ним вместе, отправимся в нелегкую дорогу. Правда, забыл я, как звали моего попутчика? Был он маленького росту, белобрысый и довольно шустрый, - как и все татары.На складе, гор. Беркакит, выдавали всем прибывшим за техникой, только летнюю солярку и то, по 40 литров, которая замороженная, "колбасой" выдавливалась из пистолета в бак. Я, чтобы не мучиться с фильтрами, по дороге в Чульман до заправки, на эти сорок литров, я плюхнул в бак, еще ведро бензина, на что мой татарин, выразил свое несогласие, и моему примеру не последовал, а решил, что с гаража, его топливная система, не успеет за морозиться до заправки.
Я, не стал его убеждать, и мы поехали на заправку в Чульман, что за 40 км, заправляться арктической соляркой, после чего, нам любой мороз не страшен будет! 

За бортом было, всего лишь, – минус 47, поэтому, пока терпимо было, мы выехали, а я, что мочи было, давил на свою гашетку газа, чтобы быстро проверить на ходу, свою топливную аппаратуру и на заправке, заправить бак и свою дополнительную - двухсот литровую бочку, - которая служить будет моей резервной заправкой.
По дороге, все может быть, - мало ли: - то свет отключат на АЗС, то, где-нибудь, будет летняя солярка, которая, часто, попадается по таежным заправкам. Еще тот, был – бардак!

Приезжаю заправляться, а, напарника моего, сзади нет? Где он так, долго задержался, я не мог знать?
Проходит час.
- Напарника нет. Как будто, он и не выезжал со мной из гаража?
 - Спрашиваю, проезжающих шоферов про а/кран, - где, и, что с ним? – Отвечают, что там, при выезде из Беркакита, стоит кран, а вокруг него, бегает с паяльной лампой водитель. -
 -"Попался, зайка мой"! – думаю я. Прихватило все - таки, фильтра его машины? Теперь точно, он, по - морозит сопли, - невольно подумал я, но возвращаться не стал и, продолжал ждать его.
- Будет знать и слушать, что говорят ему старшие? - Впредь наука»!.
 По тем временам, сотовых телефонов не было, поэтому,
– «Что, где и когда»?! - спрашивали  у проезжающих шоферов. Так просто и слаженно, работало на трассах - "сарафанное радио".

Прошло, довольно много времени и, вот, наконец, мой зайка подъезжает и заправляет бак топливом, при этом насупился и, совсем, не хочет разговаривать со мной?
 - Знать надо! - обиделся на меня, что я, не поехал к нему на выручку?
А, мне, зачем кататься, в зад-перед? При этом, надо проехать, 90 км. и спалить солярку!
- Если мозги есть? - То, поймет!
 Не маленький;?
 - Без нянек обойдется!

 Худо - бедно, но в Якутск, мы приехали, только на третьи сутки, преодолев, - 1200 км.
 Поэтому, - за этот, благополучный переезд, - нам честь и хвала!
 
В Якутске, он попросился в гараж, чтобы сделать свет и заменить погоревшие лампы с предохранителями.
Сижу и жду его, весь день в кабине. Движок молотит, сжигает дефицитное топливо.
- Куда девался он? Идти и лезть в чужие дела, - кому понравится?
 - Сам, не просит?

Прошел целый день! Я, спрашиваю его: - Какого хрена, он загубил целый день,на свои лампочки?
Или. спал в гараже весьдень?
Обидчивый попался малый и, к тому же, - бестолковый!? Как выяснится потом.

Наконец, мы выехал из Якутска, и поехали дальше. До моего дома, - рукой подать – 860 км, а он, не может быстро ехать, боится, где-нибудь залететь в сугроб, а мне приходится тащиться вместе с ним.
С горем-пополам, преодолев, всего лишь 200 км, а надо, в два раза больше? Но, что ты с ним поделаешь?
 – Не бросишь его, коль связался, с таким охломоном?
Придется,терпеть молча?

Уже стемнело, хотелось бы, сотню километров пройти? А,там, и заночевать можно на «половинке» трассы, чтобы утром сварить пельмени на «шмеле» и, сытыми, поехать дальше!
 Смотрю, как всегда, в зеркало.
Мой компаньон отстал где-то?
Пришлось остановиться и ждать. 
 
 Разверннуться, никак нельзя было, кругом снега по пояс, и узкая дорога? Проходящих машин давно не было, чтоб спросить.
Поэтому, мне пришлось вынужденно разворачиваться, - топча в снегу себе дорогу для разворота! 

Возможно, что-то, с ним случилось? Даввно не едет. Значит, дело – дрянь! Подъезжаю, через 5 км.
Сидит в кабине, чем-то сильно занят? При свете фонарика, копается в проводке.  Говорит, что свет пропал, и что теперь делать? – Не знает, поэтому, ждет ответа у меня.
 
- Подфарники горят?- спросил его я.
 - Да, горят, - отвечает.
- Перекидывай с колодки фар провода, на клеммы подфарников, тогда будет свет. Хотя бы, ближний, Тогда можно ехать,
 А,ночью, нискать причину, - факт, что, не найдешь в потемках!
 Наконец, свет появился, и мы поехали, стараясь, не упускать его из виду.

Потом, за поворотом, я снова, потерял его. Опять стою, и жду с надеждой, что подъедет?
Вдруг появляется за поворотом, мой напарник, который, моргает мне светом -  просит, подождать его.
Стою. Он подъезжает. 
Выхожу и узнаю,в чем дело?

 На этот раз, он едет весь, в слезах, голова обмотана тряпьем, а из кабины, дым столбом валит.
 Оказалось. Лист толстый кошмы, что под капотом, при тряске двигателя, открыл краники на патрубке, и вода, вся утекла.
 - Пришлось, говорит, налить солярки! Но, ехать не могу. Задыхаюсь от дыма и паров!
Что делать будем? – спрашивает он меня? В надежде, что я отдам, ему 20-и литровую канистру с водой? но это не поможет? -  говорю ему:
-
 Надо сливать весь суррогат, а моей канистры, все - равно, тебе не хватит.  Придется, ехать тебе, так же с обмотанной головой.
 А, через десять километров, будет поворот на ферму, от дороги километра четыре, - говорю.
Поедешь туда. У доярок, попросишь воды - за бутылку водки.
 Они тебе дадут, - говорю.
Я, тоже попадал в такую передрягу.
 Так, что  езжай, а я дежурить буду здесь на повороте.
Если тебя через час не будет, поеду за тобой. Спокойно – говорю ему.

Обрадовавшись, он, понял, что кончаются, его мученья? Поэтому, на ферму, он мигом сгонял, Заправился под полную завязку, еще и флягу с водой прикупил. Все пошло хорошо..
Спать с ним, решили лечь на въезде у деревни.
 Затем, он, почему-то, ключи у меня просит, объясняет, что-то ему подтянуть срочно просит?
 Спрашиваю: - А, где твои?
Растерял, говорит я в спешке, да,в темноте.
 
- Отлично! – Теперь, давай и мои все растеряй? – С иронией, я говорю ему.
Он словно поменялся из себя, превратился совсем в другого человека? Не обижается, а соглашается со мной. - Шелковым стал, когда петух клюнет таким обидчикам, которые, больные были, на всю свою голову?

Короче, он быстро понял, что к чему?
Я дал ключи, А сам, завалился спать, - Ведь завтра, к дому подъезжаем?
 Мой напарник, привыкший к машине, резво наступает мне на «пятки».
 На следующую ночь, мы не стали копаться на морозе и искать, куда подевался дальний свет?
 Можно и на ближнем свете ехать, - дорога белая и далеко рассеивается свет.

Ничего страшного не произойдет. Но, к моему, сожалению, по дороге, он умудрился, все же, потерять мои ключи с плоскозубцами!? И,посеял, где-то, свои рукавицы?
После, на морозе, вынужден был бегать без них на каждой заправке и, голой рукой, держать пистолет, грязной тряпкой, чтобы не обморозить руки.
В общем, получилось, как у Маршака, тот тип, что с улицы Басеяной?

Но, как бы - то, ни - было?
М, все-таки приехали в Нюрбу, ко мне домой.
Я, накормил его, дал рукавицы, собрал, кой какие ключи, чтобы не побирался по всей дороге? Еще он, попросил у меня денег, которые поклялся выслать по приезду в Айхал. Пришлось поверить?

Простились с ним, почти друзьями, - пожав руки. Но, если честно, то я бы, предпочел более, не встречаться по дороге с такими товарищами?!  Оставшиеся, его - 800 км, он будет проезжать, уже по цивилизованной трассе, где одна за другой, шныряют машины. И, если что случится с его машиной, всегда выручат коллеги и помогут добрые, доверчивые люди – шофера.