Центурион, - по мотивам рассказа А. Конан Дойла

Элсинора
   
   ПЕРЕЛОЖЕНИЕ С ПРОЗЫ
   по мотивам рассказа Артура Конан Дойла
   
   фрагмент письма легата десятого легиона его дяде Луцию Пизу.
   824 года от основания Рима
   ( легендарная дата основания Рима - 753 д.н.э.
   таким образом, дата письма относится ко временам Иудейских войн )


Часть 1
-------

...Ты ветеран на рейнских рубежах,
В любой момент к опасности привычный,
Вообразить не сможешь этот ад!
Ведь даже для отчаянных рубак
Жестокость местных слишком необычна:
ведь словно одержимые разят
Кинжалы их. Свидетельствую лично.
При том как будто им совсем неведом страх.
Их фанатичный рев- восторг без меры.
Бой с ними страшен, как ни с кем другим.
И непонятно, что у них в умах:
Любовь к penates, фанатизм ли веры?
Но мало кто б хотел вернуться к ним,
не вспомню я подобного примера.

Ты дядя сам храбрейший из солдат,
что под Орлом* служил в легионерах.
Но видится, такого повидать,-
чтоб голыми руками вырывать
глаза и горло! (это для примера)
Случалось, сами не могли понять:
Они ль в осаде, нас ли бьют без меры.
Мы держим строй- в нас сверху камнепад,
Подводим к стенам башни- их сжигают,
в засаде ждем... а враг уже в тылу,
где наши же припасы погибают.
Такое внове даже для солдат.
Десятый наш почти изнемогает.
Часть города захвачена. В пылу
резни жестокой, жизней не считают.

Ершалаим почти что весь в дыму,
но Храм не взят. И впереди сраженье:
три легиона выстроено в бой.
Ждем ночи. Но увы, какой ценой-
смертельный смрад и ужас. Никому
не до бравады. Словно наваждение:
сей город нас потянет за собой.
Он обречен. И нет ему спасенья.
О, этот смрад. Ты дядя с ним знаком:
то запах голода, болезней, разложенья.
С пол-миллиона жителей враги.
Торговцы, женщины, подростки, старики,-
воюют с нами все, без исключенья.
Они идут на смерть- таков закон,
свою Святыню сберегая от вторженья.
И сколько их осталось?.. ле-ги-он.

Под Орлом* служил…- золотая фигура орла, укрепленная на древке-шесте


Часть 2
-------

...Здесь на холме я нынче не один.
Приблизился один из офицеров,
трибун из пожилых легионеров.
Его я вспомнил: это был Лонгин!
Едва мы встретились, как в огненной химере
кровавых отблесков явился люцифер-
над Храмом огненный язык... один,
второй и третий. Как заря без меры.
Лонгин не шевелился. И молчал.
Вдруг страшный вопль сорвался с губ:"Свершилось!
Свершилось! - над холмами прокатилось -
Ну что ж, я это чувствовал, я знал!"

"Ты знал, Лонгин? Великий город пал,
Он волю Цезаря** нарушил. И немилость
здесь неминуема. О да, ты это знал!"
"Скажи, легат, ты веруешь? В кого?-
сторонник ты Исиды, или Митры?***
Ты помнишь, при Тиберии, вот там
казнили вольнодумца одного?
Не отвратила и Пилата хитрость:
Пилат–то думал отпустить его,-
сберечь философа от ужаса расправы.
Но толпы озверевшие Варавву
себе отдать просили. А Его...

Вот где случилось это - этот холм
злодеям предназначен - это место!
Здесь распинали прежде на крестах.
И там же средь других, распят и Он..."
"Откуда знать ты можешь?" "Если честно,
я был там- молодой центурион.
Приказ не обсуждают, как известно.
Тогда я проклял этот день, легат!
Никто из нас, из молодых солдат
поверь мне, не желал позорной казни.
Наш манипул стоял вокруг креста.
Его глаза... Я помню этот взгляд.
Он был избит, но не был безучастен:
В глазах такая скорбь... и доброта.
Он не просил о жалости, легат.
И этот крест- как будто Высота,
С которой Он все видел слишком ясно......"


**  Он волю Цезаря нарушил…- официальное титулование римских императоров, со времен Юлия Цезаря. В данном случае имеется в виду император Веспасиан

*** или Митры…- митраизм был популярен в военной среде, поклонение Исиде распространилось среди горожан. Оба этих культа- варианты « языческой альтернативы» мировой религии

Часть 3
-------

"Среди рабов, беднейших и бродяг
тот, Каифой сданный, вероятно
известен как святой, или пророк?.."
"Святой?.. Не знаю, право. Сей бедняк
для многих- Божий Сын. И вероятно,
что сын Йеговы есть христианский Бог"
"А ты Лонгин? нет, не пойми превратно,
и ты в подобное поверить тоже смог?"
"О я- всего лишь воин, мой удел-
нести достойно воинское званье.
Но если бы я даже захотел,
навряд ли бы вполне уразумел,
в чем суть их (христианских) толкований.
Да разве что, когда уйду от дел,
то изучу их странные Писанья.

Но веришь ли легат, что в этот день,
когда копье Его прервало муки,
взглянув вокруг, я понял, что погиб
Ершалаим. Когда накрыла тень
толпу, Его раскинувшего руки,
успевшего сказать:"О, Элои..."
и ветер озверев, носил те звуки:
" О лама савахфани? Элои"****

"Что было дальше?" - "Наступила ночь,
ночная тьма окутала светило.
И в тот же час я понял: страшной силой
еврейский Бог в тот миг был рядом с ним.
Был проклят город сей, Ершалаим!
А я бежал, как очумелый прочь.
Но знаю, не забуду до могилы.
И мнится мне, что Сыном я храним..."

              ---

...Я право, помню дядя, интерес
твой неподдельный к проповедям этим.
Поэтому подробен мой рассказ.
В среде легионеров тоже есть
свидетели, молва сегодня в свете,
что город сей был проклят в скорбный час.
И вот, горит их Храм. В багряном цвете
пожарища, должно быть, видно нас.

О этот смрад. Смесь ужаса и смерти...

========

( на этом месте письмо обрывается )

****В девятом часу возопил Иисус громким голосом: - "Элои, Элои! Лама савахфани?"
Что значит:"Боже Мой, боже Мой, для чего Ты Меня оставил?"