Закаливание

Волков Юрий
   В 2013 году, в мае месяце, дочь попросила посидеть с внуком.
   Дело в том, что дошколят в детском садике держат только до конца мая, а потом выставляют на улицу.
   Родители работают. Бабушка и дедушка с папиной стороны слишком далеко. Бабушка с маминой стороны (моя жена) увольняться и садиться с внуком не захотела. Да и то сказать, она классный специалист и получает большую зарплату.
   А я -  рядовой администратор предпенсионного возраста, сижу на двадцатке. Так что выбор пал на меня. Уволился. Всё равно я предполагал в августе бросать всё (пенсия) и пожить некоторое время, наслаждаясь старческим бездельем. Накопления позволяли.

   То есть, я стал нянькой.
   Долго думал о том, как закаливать внука.
   Прочёл много литературы и перечитал кучу сайтов. Решил остановиться на ножных ваннах.

   Почему именно ножные ванны?
   Ну, во-первых, эти процедуры показались мне простыми и легко регулируемыми. Есть возможность точного контроля и мягкого, плавного воздействия на организм.
   Во-вторых, я же не выпускник медакадемии, и потому боялся ошибиться, переусердствовать.
   В-третьих – ребёнок ослабленный. Роды были тяжёлыми и мальчику ставили диагноз – энцефалопатия. Слава Богу, нарушений в работе мозга нет. Плюс дисбактериоз. И, естественно, его берегли, опекали чрезмерно и кутали.
   Поэтому обливание ледяной водой, хождение по снегу, купание в проруби и прочие противоправные деяния по отношению к малышу, для нас не подходили категорически.

   Я понимаю - для тренировки какой-либо функции организма необходим стресс. Интенсивная мышечная нагрузка, кислородное голодание, большой перепад температур. Если нет стрессовой нагрузки, - тренировки бесполезны. В том числе и тренировка терморегуляции. Но с ребёнком сложнее, поэтому я действовал осторожно.

   Теперь о сущности процедуры.
   Я купил два небольших квадратных тазика ("таз квадратный пищевой"), один оранжевый, для теплой воды, другой синий, для холодной. Потратил пару дней на беготню по магазинам, в сочетании с поисками по интернету. Причём искал именно квадратные (они плотнее примыкают друг к другу), именно одинаковые (в стандартизации есть своя эстетика) и именно таких цветов (зрительно символизирующих температуру). Размер ёмкостей 6 л. Такой, чтобы ножки ребёнка с комфортом поместились, и при этом "операция"  не занимала бы много места.
   Для контроля температуры использовал обычный детский плавающий термометр "утёнок".
   Кожа ног привыкает к резкой смене температуры в течение примерно 15 секунд (на себе проверил).

   Что я делаю.
   Я сажу ребёнка на стульчик. Перед ним на полу две ванночки. Сначала он опускает ноги в ванночку с теплой водой. Вместе считаем до двадцати (заодно изучали счёт). После счета "20" он поднимает ножки, я быстро промокаю их полотенцем, и ребёнок ставит ступни в синий тазик. Опять считаем до 20 и снова меняем ванночку. Всего 8 погружений, то есть 4 перехода из комфортного тепла в дискомфортный "холод".
   Промокание полотенцем снимает остатки предыдущей воды, и кожа омывается контрастной ванночкой быстрее.
   Вся церемония, вместе с предшествующей подготовкой и последующей уборкой, занимает минут 15.

   Начал с разницы температур в 5 градусов. 35 (около температуры тела) в оранжевой ванночке и 30 в синей. Щадящий адаптационный период в течение недели.
   Потом, в течение трёх недель держал разницу температур – 10 градусов. Разминка так сказать.
   Дальше два месяца опускал температуру в синем тазике на 5 градусов каждый месяц. Так добрались до разницы в 20 градусов. На этом остановились и продолжали эти процедуры всю осень, зиму и весну.

   Результат.
   Ребёнок пропустил в первом классе только два дня занятий – тяжело резался зубик, и потому поднялась температура. Все детишки в школе переболели всей гуляющей заразой, плюс простуды. Мой внук за всю зиму не простудился ни разу, хоть иногда мы с морозных прогулок приходили с мокрыми варежками и красным носом (тут конечно тоже постепенно всё делалось).

   Внуку такие процедуры нравятся, и он закаливает ножки с удовольствием.
   Однажды дочь зашла на кухню, где мы расположились со своими тазиками. В ванной нам тесно, а на кухне-то о-о, простор! И линолеумный пол…
   Постояла она, посмотрела и спрашивает – А почему вы только ноги закаливаете?
   На что внук ей отвечает – Мама, ну ты представь себе – лужа! Я что туда руками полезу, или головой?
   Железная логика.

   С начала лета 2014 дочь уволилась со своей сумасшедшей работы (готовилась второго родить), и стала всё время находиться дома. А я уехал к себе домой, чтобы не путаться там под ногами. Закаливание прекратилось, и ребёнок опять начал простужаться и болеть. Увы.