Птичка и клетка

Андрей Рождественский 4
Птичка давно уже жила в клетке. Она не помнила, как и когда это всё началось. Ей казалось, что она жила в клетке всю жизнь. Клетка была довольно большая и благоустроенная. Она висела под потолком на крючке . Утром и вечером в клетку проникали лучи солнца. Они так весело играли на металлической решетке клетки, что птичка не могла не петь. Прекрасная, никогда не повторяющаяся мелодия с чудесными трелями, сложными вариациями и переливами заполняла маленькую, но уютную комнату, в доме расположенном на самой окраине города.

В квартире жил молодой человек приятной наружности. Он жил один и часто разговаривал сам с собой и птичкой, потому, что больше разговаривать ему было не с кем. Когда птичка пела, молодой человек отрывался от чтения больших и пыльных книг, подходил поближе к клетке и слушал.
-Боже мой! Как ты хорошо поёшь, моя малышка. Но почему песни твои такие печальные?
-В самом деле, - повторяла за ним клетка. Почему бы тебе, трясогузка, не поделиться с нами?
- Я не трясогузка! - Обиженно отвечала птичка, - моя родина Канарские острова, меня знают во всём мире и называют канарейкой.
-Тоже мне артистка, - ворчала клетка, кто тебя слышит кроме этого олуха, нашего хозяина.
Канарейка привыкла к подобным грубостям и никогда не отвечала на них.
 
Ещё в комнате жил кот. Рыжий и толстый, он весь день валялся на подоконнике и ,казалось, презирал всех на этой земле. Взгляд его всегда выражал одну и ту же мысль: «Да, пошел ты…». Птичка так и называла его про себя, хотя у него было другое имя.
Птичке не нравилась клетка, она была такой циничной и совсем не разбиралась в искусстве.
-Ну что ты трещишь целыми днями, как ржавое колесо? Почему я должна это слушать? Когда я жила в доме у жестянщика, мне было легче переносить его стук и гром, чем твои паршивые рулады  и перфомансы.
-Я не для тебя пою, решётка, а для нашего хозяина. Он не такой муветон как ты и у него прекрасный музыкальный слух.

Рыжий кот никогда не вмешивался в их пререкания. Иногда он махал хвостом. Но это ровно ничего не значило, не больше чем качание маятника на стенных часах.
Хозяин тоже держался в стороне от их споров. Впрочем, достаточно того, что он кормил всех и чистил клетку.

Сам он ел не регулярно, но казалось, что его молодость и беззаботность не позволяли развиться меланхолии и отчаянию.
-Ты только посмотри, птичка! Опять судьба хранит меня от смертного греха обжорства. Не осталось денег на ужин. Ничего страшного. Перенесём его на завтрак. Зато ещё один грамм добавится на чашку весов добродетели, когда я предстану перед божьим судом.
Так говаривал иногда молодой хозяин, и птичка гордилась его вниманием и рассудительностью.

Так день за днём жизнь в комнате не менялась, но однажды случилось непредвиденное. На календаре значился обычный мартовский день. Всё было как всегда. Молодой человек сидел за своим столом и что-то писал. Кот сидел на подоконнике с полузакрытыми глазами и что-то мурлыкал себе под нос, махая в такт  хвостом как метрономом. Хозяин трудился над бумажками уже целых три дня. Наверное, у него не всё ладилось, потому, что он внимательно читал очередную бумажку сопел, кряхтел и выкидывал её в мусорную корзину. На этот раз, выбросив бумажку в корзину, он подошел к клетке и обратился ко мне:
-Как жаль, моя милая пташка, что я не умею писать так красиво, как ты петь. Признаться в любви так трудно, а таланта писать стихи бог не дал мне. Получается коряво и не искренно. Хорошо было Кристиану, за которого любовные послания писал сам Сирано де Бержерак.
 У меня нет выхода. Как говорили римские воины: «Должен, значит можешь». С этими словами хозяин сел за стол, взял чистый лист бумаги, обмакнул гусиное перо в чернила и задумался.

Вдруг кот, мирно сидевший на подоконнике, вскочил, ощетинился, выгнул спину и бросился стремглав носиться по комнате как сумасшедший. Не возможно было понять, что с ним произошло. Он скакал, как ужаленный змеёй, как будто за ним гонится слон. Несколько раз он пробежал по столу и скинул все книги и бумаги на пол, разорвал когтями подушку и пух из неё разлетелся по всей комнате. Проделав самые невероятные фокусы. Кот взлетел на шкаф и со шкафа на клетку.
Клетка была установлена на таком расстоянии от всех остальных вещей, что в обычном состоянии кот не мог до неё добраться. Вероятно, он и сам был удивлён и минуту раздумывал, что делать дальше. Наконец, оценив обстановку, он прыгнул на пол и внезапно успокоился.
Молодой человек подошел к окну. Неизвестно, что он там увидел. Но когда отошел от него повернулся к птичке и сказал:
-Не только на меня влияет волшебство весны. Наш бедный кот тоже сбрендил, увидев свой идеал на улице, впрочем, хозяйка кошечки тоже была мила.

Сумасшествие кота больше не повторялось, но поведение его изменилось. Его взгляд стал более осмысленным, хотя не менее отталкивающим, чем раньше. Кот стал чаще ходить по квартире, время от времени облизываясь и посматривая на клетку.
- Вы только посмотрите, как увлёкся мной этот недотёпа – сказала как-то раз клетка. Ну что же, я ещё молода и хороша собой ни один прутик мой не заржавел. Вот только это певчее чучело внутри портит вид, но что делать, сейчас вошло в моду носить такие украшения. Птичка не могла с этим согласиться,  и запела жалобней, чем всегда.

Однажды, когда молодого хозяина не было дома, кошка атаковала клетку. Нет, это скорее можно было назвать приступом. Проделывая хитроумные комбинации,  кот пытался  запрыгнуть на клетку. Но повторить свой рекордный прыжок ему не удавалось. Когда в замкE щёлкнул ключ, дверь открылась. Хозяин вошел в комнату, кот сидел на своём обычном месте, как будто ничего не произошло.
-Похоже, что рыжий мешок с грязным хвостом втюрился не в мои железные прутики, но в твои дурацкие перья как всегда издевательски произнёсла вечно недовольная клетка. Хотя в её голосе появились новые незнакомые нотки.
Ладно, не сердись на меня. Я же живу всю жизнь в подвешенном состоянии и за всё это время ни разу не была у своего психотерапевта. Нервы знаете ли.

Опасность угрожает нам обоим, нападение повторится и бог знает, чем это всё закончится. Я на твоей стороне птичка, я должна защищать тебя от посягательств. Это мой долг и я выполню его.
Действительно, в следующий раз, когда молодой хозяин ушел из дома всё повторилось. Кот прыгал, как цирковой артист, но до клетки добраться ему не удалось.
-Знаешь что, птичка? Нам остаётся только надеться на тупоголовость этого рыжего чучела. Есть только один способ достичь цели, то есть нас с тобой. Усатый разбойник должен передвинуть торшер, так, чтобы с него запрыгнуть на шкаф. Иначе у него ничего не получится. Но даже если получится, уроду придётся иметь дело со мной, а у меня стальные нервы. Расскажи мне лучше о себе, мы так давно живём вместе, а я о тебе ничего не знаю.
 
Я родилась на острове Гран Канарио. Там никогда не бывает холодно, даже зимой и никогда не бывает жарко, даже летом, всегда светит ласковое солнце, на берегу шумит морской прибой, а в горах журчат чистые горные реки. Вечнозеленые растения устремляют свои изумрудные листья к солнцу, а по бесконечным песчаным пляжам ходят почти обнаженные загорелые люди, которые приезжают сюда со всего мира погреться и полюбоваться неописуемой красотой острова. Неизвестные художники строят из песка прекрасные замки и деревни. Из прибрежных ресторанов раздается смех, нежные переливы струн испанской гитары и весёлая дробь африканских барабанов. Праздник жизни днём и ночью, зимой и летом – это невозможно себе представить, пока не увидишь собственными глазами.

-Вот так, живешь где-то на краю света и ничего не знаешь о мире. Хотелось бы и мне увидеть этот райский остров и проверить, правду ли ты говоришь или это только мечты, театр иллюзий, для такой старой развалюхи как я?
Нет, я не вру, но нам с тобой туда не добраться. Наш хозяин беден и у него не хватит денег даже на билет в один конец. А если бы и хватило, он не возьмёт нас с собой.
-У тебя есть крылья, птичка, почему бы тебе не воспользоваться ими?
-Как я могу воспользоваться моими крыльями, если я заперта в клетке? Ты же не можешь, клетка, сама себя открыть?

-Конечно, не могу. Но на моём веку случалось много невероятных вещей. Много лет тому назад со мной произошел забавный случай. Я жила тогда в заведении одного угрюмого купца и висела перед прилавком, рядом с канделябром и медной люстрой. Вошел посетитель и попросил показать ему какую-то дорогую фарфоровую тарелку. Они долго спорили о цене. Страсти накалялись и, вдруг, посетитель как будто нечаянно, сильно толкнул меня плечом. Я не удержалась на крючке и полетела вниз. Пока хозяин нагибался, искал меня под прилавком, вора и след простыл. Фарфоровая тарелка исчезла вместе с ним.

-Для чего ты всё это рассказала мне, клетка.
-Да, пустяшная история. Но любопытно, что когда хозяин поднял меня из-под прилавка, дверца была открыта.
-Ты хочешь сказать, клетка, что так можно получить свободу? Но это очень опасно, хотя и заманчиво.

-Не бери в голову бурчание старой скрипучей клетки, дружок. Перед нами сейчас одна проблема – кот. Он не остановится в своих попытках. Завтра хозяин тоже собирается уйти из дома. Кажется, дама его сердца ответила на его послание и назавтра у них назначена встреча. Возможно, он вообще не придёт ночевать домой, кто - знает?

Клетка оказалась права. Молодой хозяин ушел уже с утра, и не было никакой надежды на то, что явится хотя бы к обеду. Кот, видимо, тоже что-то пронюхал. Его бешеные прыжки возобновились с новой силой. Казалось, что им не будет конца.
- Ей! Драная кошка! У тебя разве не будет перерыва на обед? – ехидно прошипела клетка. Услышав это ужасное оскорбление, кот совсем обезумел. Не рассчитав очередного прыжка, он грохнулся на пол. Сила инерции понесла его на торшер. Вместе с торшером он прокатился до самого шкафа. По торшеру он без труда залез на шкаф и в неистовом прыжке достигнул клетки.

Птичка, так испугалась,  увидев мерзкую кошачью рожу прямо у себя над головой, что потеряла дар речи. Тем временем кот пытался просунуть лапу через прутья клетки. Упёршись одной лапой в один прутик он навалился на соседний. Когда расстояние между прутьями стало достаточно велико, кот просунул лапу вовнутрь клетки.
 
Птичка в ужасе закричала:
- Милая клетка, сделай что-нибудь! Я погибаю!
Клетка ни чего не могла ответить. В этот момент ей нужна была вся сила, вся пружинистая энергия своей превосходной стали, чтобы отразить нападение.
-Не извольте беспокоиться, капитан. Эта железяка , как корона на голове нашего короля, храни его господь. Смело вешайте её на крюк и плывите хоть на край света. Клетка выдержит всё. Так говорил мастер, сотворивший её, капитану фрегата «Гроза морей». И не надо денег. Вы когда-то спасли мне жизнь, и я вечном долгу перед Вами.
Клетка напряглась ещё чуть – чуть  и прутья сомкнулись вокруг кошачьей лапы. Кот завизжал от боли, выдернул лапу и прыгнул вниз.
- Ну вот, - вздохнула облегчённо клетка. Этот урок хвостатый балбес запомнит надолго. Как видишь, клетка не только ограничивает свободу, но и защищает от внешних врагов. 
 
-Спасибо дорогая клетка, но знаешь ли ты, что такое свобода? Конечно, нет. Я попытаюсь рассказать тебе о свободе, но это совсем не просто.
Свобода - это чувство, как любовь, ненависть, зависть. Больше всего оно напоминает чувство необыкновенной лёгкости и бесконечного счастья. Ощущение, что для тебя нет ничего невозможного, чувство свободного полёта.
Свобода  - это право выбора, право принимать решения. Захочу-полечу в Африку или на мою родину, Канарские острова. Захочу - останусь с тобой, моя милая клетка, и мы вместе будем смеяться над глупостью рыжего кота или восторгаться добротой нашего молодого хозяина.
Свобода - это желанная цель. Тот, кто, почувствовал вкус к ней, захочет иметь всё больше и больше свободы. Он захочет, чтобы свобода была у всех, даже у тех, кому она вовсе не нужна.

-Спасибо, птичка. Ты была очень красноречива. Жаль только, что я не поняла и четверти из того, что ты мне наговорила. Я простая клетка. У меня никогда не было крыльев. Клетка с крыльями. Какой вздор! Я всегда буду висеть на крючке. Вот весь мой выбор. Моя цель ограничить свободу передвижения тех, кто во мне сидит. Слова о жирном коте и добром хозяине больше всего пришлись мне по сердцу.
-Если ты так  любишь свободу у тебя есть только один способ получить её. Помнишь, я рассказывала тебе о случае в лавке?
-Да, я помню. Это, когда воришка стащил фарфоровую тарелку, опрокинув клетку, висящую на крючке?
-Именно. Но это рискованный путь. Дверца может не открыться. Во время падения ты можешь пораниться или вообще свернуть себе шею. Если этого не произойдёт, кот может тебя схватить на выходе из клетки. У тебя один шанс из ста выбраться из клетки и обрести желанную свободу.

-И всё же я готова рискнуть, если даже сама клетка готова мне помочь.
-Хорошо. Дождемся благоприятного случая, когда хозяина не будет дома. У тебя будет ещё время подумать.
В тревоге и раздумьях прошел день.
-Глупость затеяла я, - думала клетка. Потеряю друга, только и всего.
-Велика цена свободы, очень велика, но свобода стоит того, – размышляла птичка.

Наконец, пришло время вечерних сумерек, и на маленький северный город медленно, как театральный занавес, опустилась ночная мгла. Все обитатели комнаты крепко уснули. Даже рыжий кот, у которого инстинкт ночного охотника временами давал о себе знать.

Вдруг, комната засветилась мягким голубым сиянием. В центре комнаты появилось облачко, которое постепенно приняло образ человека. Человек подошел к клетке, посмотрел на птичку, улыбнулся и слегка приоткрыл дверцу клетки, затем он подошел к постели молодого человека поправил одеяло, положил на ночной столик денежную купюру и исчез также незаметно, как и появился.

Утром молодой хозяин проснулся, помылся, почистил зубы, позавтракал булочкой с суррогатным кофе и уже начал одеваться. Бросив прощальный взгляд на комнату, он увидел деньги на ночном столике. Покрутив в руках купюру, оценив её значимость, молодой человек запрыгал на месте от радости.
-Боже! – Это твоих рук дело! Как раз хватит заплатить за комнату да ещё за два месяца вперёд!
Положив бумажку в карман, он стремглав выбежал на улицу.

-Ну-с, сказала клетка, когда хозяин исчез за дверью, у нашего добряка счастливый день. Может быть и нам повезёт. Ты не передумала птичка?
-Нет, я готова рискнуть.
-Хорошо. Встань в угол. В тот, который ближе к окну и начинай меня раскачивать.
При первом же колебании дверца клетки открылась.
-Невероятно! – не понимаю как это могло произойти. Тем не менее, путь свободен. Прощай птичка. Я бы заплакала, но железные клетки не плачут, не поминай лихом.
-Прощай и ты клетка. Не думала, что птичка может подружиться с клеткой, но чего только не бывает в жизни!?

С этими словами птичка выпорхнула из клетки и через открытую форточку вылетела из комнаты.

Рыжий кот долго смотрел ей вслед.