Яшка

Сергей Осин
    - Текун,- сказал водитель и остановил автобус.
Всю дорогу до дома мальчишка пристально вглядывался в небо...

   Летние каникулы Сережка всегда проводил у бабушки в деревне и искренне считал её лучшим местом на земле. Хоть ровесников там не было, лишь очень редко приезжали внуки  к бабушкиной соседке, скучать не приходилось. С утра мальчик уходил в лес, в луга, где под каждым кустом, под каждым листиком существовал особый, неведомый посторонним, но такой живой и  прекрасный мир. В первую очередь его интересовало царство пернатых, всех представителей которого он легко различал по голосам ( недаром ахали учителя музыкальной школы, восхищаясь абсолютным слухом ученика!) и знал, если можно так сказать, в лицо.  А ещё Серёжка мечтал завести себе крылатого друга!  Все вокруг убеждали его, что приручить птицу невозможно, но он был уверен - сумеет. Надо только как следует изучить повадки и запастись терпением... Вот с этой-то целью и были взяты под наблюдение десятки гнёзд. Как заворожённый, следил он за тем, как появлялись на свет, оперялись и улетали птенцы. Но это были в основном мелкие певчие птички. Содержать их  дома  очень сложно, поэтому и довольствовался  Серёжка  только  наблюдением. Правда, однажды улыбнулась ему удача - нашёл гнездо дрозда! Оставалось лишь подождать, когда птенцы немного повзрослеют, и одного принести домой. И вот, когда этот момент почти настал,  бабушка отправила его к родственникам в соседнюю деревню на несколько дней, а вернувшись,  мальчик увидел только пустое гнездо...
   
   У Сережки была святая обязанность - на закате забирать Дочку ( так звали корову)  из стада.  В один из таких вечеров, уже подходя к дому, он увидел на тропинке... галчонка. Легонько хлопнув Дочку по боку, чтобы шла домой, парнишка тихонько подошел к Яшке (имя родилось мгновенно!) и взял в руки. Тот не сопротивлялся. У мальчика перехватило дыхание, сердце выскакивало из груди от восторга и нежности к крошечному комочку. Яшка был торжественно доставлен домой. Сережка взял корзину, набил ее соломой, соорудил что-то вроде гнезда и посадил туда нового друга. Видимо, ощутив себя хозяином положения,  Яшка
издал требовательный крик. Мальчик все понял.  Оставалось решить,чем кормить питомца. Галки всеядны, Сережка знал, но друга первым попавшимся под руку потчевать не решился. Взял лопату и, разворошив навозную кучу, набрал червей. Угощение  доверия не внушало - ни подозрительной яркостью, ни  резким запахом, поэтому было решено потчевать птенца только земляными. Задача оказалась достаточно сложной: чтобы добыть несколько экземпляров, необходимо было перелопатить не один квадратный метр земли. Накормить  Яшку  тоже было не так-то легко.  Просто положить угощение в клюв не получалось - ну не мог друг его проглотить!  Пришлось активно пропихивать пальцем  как можно глубже.  Эксперимент увенчался успехом, но приговор был подписан - галчонок признал в Серёжке мать родную. Отныне каждое утро, в 5 часов, с какой-то немыслимой пунктуальностью раздавался требовательный Яшкин крик.  Новоиспечённый родитель просыпался, лопата бралась в руки, и начинались трудовые будни...

    Только не думайте, что мальчик хоть раз пожалел о том, что взвалил на себя непосильную ношу! Он был безмерно  рад и гордился тем, что стал для птахи не только спасителем, но и самым дорогим и близким существом.

    Питомец рос быстро. Научившись летать, он весьма по-хозяйски переселился к курам на насест, на двор, справедливо решив, что "какая ни есть, а всё ж родня".  Те поначалу выказывали свое неудовольствие кудахтаньем, но быстро привыкли.

    Птичья  преданность поражала: Яшка не оставлял своего друга ни на миг. Усевшись на плечо, он  сопровождал любимого властелина и в лес, и на рыбалку. Однажды, обманув пернатого приятеля, мальчик уехал в город за билетами домой.  На обратном пути, когда до дома оставалось километра  полтора, мальчик увидел в небе стремительно приближающуюся чёрную точку. И не успел он сообразить, что бы это могло быть, как точка издала торжествующий крик, совершила круг почёта над головой блудного хозяина и радостно спикировала на Серёжкино плечо.
 - Яша, Яшенька! - счастливо улыбнулся мальчик и зарылся носом в перья. Оба испытывали непередаваемый восторг.

      Лето близилось к концу, пришла пора уезжать. Как Серёжка ни упрашивал, родители не разрешили  забрать  Яшку с собой, объяснив, что такой большой птице не место в городской квартире. Погрустив, мальчик согласился - наверное,  другу на самом деле будет лучше на свободе.

    Дома он скучал по своему пернатому питомцу и с нетерпением ждал следующего лета и новой встречи.  Но месяца через два пришло письмо от бабушки, где она рассказывала, что Яшка пропал - наверное,  мальчишки из соседней деревни  убили, он ведь людей-то не боялся, ручным был, вот и шёл ко всем... Но Сережка знал: Яшка, устав ждать друга, отправился его искать, а не найдя, прибился к своим собратьям.
        .........................................................

  - Текун, - привычно произнёс через год тот же водитель.  Автобус остановился, мальчик вышел и всю дорогу до дома пристально вглядывался в небо - а вдруг?..