Чехов - в прозе, а Гуськов - в стихах

Виктор Куров
Сравнение сегодняшней ситуации и ситуации столетней давности.

Чехов - в прозе, а Гуськов - в стихах.

Ситуация в культуре конца 19 начала 20 века складывалась под влиянием ряда факторов как социального, так и культурного характера. Если иметь в виду социальные отношения, царившие в стране, то это было время, когда наступало, как говорит один из героев драмы «Бесприданница», «торжество буржуазии». Переход к новым формам жизни осуществляется быстро, даже стремительно. Наступает «другая жизнь». Как верно отметил М.В. Отрадин, «этот переход к новой жизни резко проявился в выработке и утверждении другой системы нравственных ценностей, что прежде всего интересовало писателей» [46,227]. А среди факторов культурного характера особенно значимым, во многом определяющим, было, по вполне понятным причинам, воздействие А.П.Чехова. Важнейшим свойством идейного мира Чехова была сложность. Он как ни кто иной в 19 веке, сумел с почти физической ощутимостью воспроизвести запутанность духовной жизни человека, реальную непростоту бытия, неразрешимость проблем и относительность истины. По богатству проблемного содержания творчество Чехова уникально. Подавленный бесконечной сложностью как самой действительности, так и ее осмысления, культурное сознание эпохи теряло нравственные ориентиры, а значит духовное здоровье, нередко приходя к безнадежному отчаянью. Культура дестабилизировалась, теряла жизнеспособность. Тенденция современного культурного сознания 19 века - освоить жизненную диалектику со всей возможной полнотой, мужественно и честно принимая самые острые вопросы и нерешенные проблемы, не удовлетворяясь приблизительными ответами, общими соображениями или лозунгами. Все это в полной мере нашло отражение в творчестве А.П.Чехова. Но как отмечает А.Б. Есин, «не менее актуальна и иная тенденция - потребность современного человека найти в сложном и меняющемся мире стабильные ориентиры, стремление опереться на что то простое и ясное, укорененное в длительной повседневной практике поколений и абсолютно неподверженное сомнениям» [27,7]. Эти попытки «укоренится», найти опору для нравственной жизни и отражены в комедии Чехова «Чайка». «Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможность верить, - утверждал Мирежковский. - В этом безумном неразрешенном дисонансе, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности 19 века. Наше время должно определиться двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и в месте с тем самых страстных идеальных порывов духа» [22,132]. У Чехова в пьесе исследуется только человек и его душа, его совесть, его идеалы, его понимание жизни, его чувства. Человек, по определению Вишневской И., «не поддержанный ничем, кроме собственных своих сил, - ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью греха, ни боязнью кары за торжество счастливой любви» [15,244]. Отсюда и понимание смысла названия пьесы: «Чайка» - одинокая, несчастная птица, обреченная непрестанно с криком кружить над водой. Из-за этой духовной ущербности возникают все беды героини - чайки.

Антон Павлович Чехов
      Чайка
    Комедия в четырех действиях
Песни на стихи Михаила Гуськова

Видео: http:///youtu.be/_6gT1XMmjYk
http:///www.stihi.ru/avtor/uluba