11. Как Алинка у хранителей гостила

Татьяна Челышева
КАК АЛИНКА У ХРАНИТЕЛЕЙ ГОСТИЛА

У Алинки был трудный день. Суббота называется. Сначала помогала Бабушке Абике убираться, потом в баню пошла с веником париться. Чаю там с бабушками выпили целый самовар. Устала Алинка, и, едва придя из бани, задремала.
Проснулась от звуков топанья, кто-то шагал прямо под диваном. Она открыла глаза – в доме темно и тихо, никого нет. А под полом свет горит, из щелей пробивается. И опять кто-то: шарк-шарк – ногами шаркает.
Алинка спустилась на пол и заглянула в щель. Не мигая, смотрели на нее оттуда зеленые пупырчатые чудища, похожие на больших гусениц. И опять: шарк-шарк-шарк… Кто-то прошаркал под полом в сторону дальней комнаты.
Барабашка! – догадалась Алинка. – Вот бы на него посмотреть.
Она откинула половичок и нащупала на одной из досок пола железное кольцо. Потянула за него – доска поднялась и алинкиному взору предстала деревянная лестница, которая вела вниз, в подпол.
Страшно спускаться под землю, но и на Барабашку посмотреть хочется. И Алинка, забыла про страхи.
Пол в подполе был мягким и пружинистым, будто по надувному матрасу идешь. Над головой висела лампочка, освещая вокруг себя ровный круг. Алинка огляделась. Вдоль стен на полочках - банки с соленьями и вареньями. В некоторых из них она узнала то самое зеленое и пупырчатое – это были огурцы. Еще тут было помидоры, грибы, компоты, варенье… Вот и любимое клубничное. Алинка взяла баночку и вдруг услышала совсем близко: шарк-шарк. Она быстро спряталась за бочку с квашеной капустой, прихватив варенье с собой. Шаги приближались, Кто-то то ли покашливал, то ли покрякивал, то ли похрюкивал…
- Ох, ты, Боже ж мой, это куда ж варенье-то с полки подевалось? – сказал шепелявый голос. – Только что все пересчитывал – на месте было. Это куда же? Это непорядок…
И Кто-то застучал ногтем по банкам, пересчитывая:
- …два, три, щетыре,… шешнадцать, …осемнадцать, … двадцать три… Так и есть – недостача, - расстроился Кто-то. – Не иначе, Мурашка утащила. Или Крысильда эта  воровачая опять приходила…
Алинка взвизгнула и выпрыгнула из-за бочки.
- Это кто еще тут такой прыгучий?! – грозно спросил Кто-то.
Перед Алинкой стоял невысокий человечек с носом-картошкой и капустными ушами, на ножках-прутиках - старые бабушкиабикины тапочки. На голове у него, похоже, колосилась петрушка – судя по цвету и запаху.
- Я Алина, - представилась Алинка. – А вас как зовут?
- Это ты, значит, варенье утащила, - сказал человечек, - А я на Мурашку было грешил...
- На какую Мурашку? На крысу? – испугалась опять Алинка.
- Ну, какая она крыса?! – возмутился человечек. - Крыса – отдельно, Мурашка – отдельно. Мурашка – это невеста моя, - у деда Василия в подвале проживает.
- А вы Барабашка? – догадалась Алинка.
- Ну, какой я Барабашка?! – возразил человечек. – Барабашки – они в доме живут, за печкой, всякой ерундой занимаются – постукивают, потопывают, пощелкивают... А мы с Мурашкой – подвальные жители, хранители запасов на зиму. Петруша я. А ты зачем варенье взяла?
- Простите, попробовать хотела… - извинилась Алинка. – Я клубничное варенье очень люблю.
- А у Бабушки Абики спросила разрешение? – продолжал нападать Петруша.
- Да она мне всегда разрешает… - промямлила Алинка и вдруг чихнула раз, еще раз, еще много-много раз...
- Здоровьичка тебе на каждый апчих! – сказал Петруша, когда Алинка вычихалась. – Это на тебя чихоз напал от петрушки, - добавил он, приглаживая зеленую шевелюру.
- Ты это… давай, - перевел он разговор в нужную сторону, забирая варенье, - спроси у Бабушки Абики разрешения, и с разрешением потом ко мне. Выдам банку под роспись. Иначе у нас нельзя. Строгий учет и контроль. А то все растащат.
- А почему у вас уши капустные? – спросила Алинка, прощаясь с вареньем.
- А какими ж им еще быть? – удивился Петруша, шевеля ушами. – Выросли капустные и растут капустные. Лопуховые-то уши только у огородных хранителей бывают, да и то только летом, потом желтеют и отваливаются до весны.
- А нос? – не унималась Алинка.
- Чего нос? – не понял Петруша, скосив урюковые глаза на нос.
- А нос почему картошечный? – Алинке и вправду было интересно, ведь картофельных носов она раньше никогда не видела.
- Дык, картофельный-то самый удобный, - пояснил Петруша, демонстрируя свою картофелину в фас и в профиль. – И вообще, это у нас порода такая. И отец мой, и дед – все были с картофельными носами. У бабушки, правда, морковный был нос, но это у нее по материнской линии. В нашем роду морковные не прижились. Да и хорошо, что не прижились – некрасиво это – морковный нос, я считаю. Как у снеговика…
- А у Мурашки какой нос? – поинтересовалась Алинка.
- У нее свекольный, - улыбнулся Петруша, вспоминая невесту.
- Она красивая? – Алинка присела на бочонок, приготовившись слушать про красоту.
- Конечно, красивая, - мечтательно вздохнул Петруша. – Глаза у нее вишневые, губы – смородиновые, про нос я уже говорил – свекольный, щеки – арбузовые…
- А волосы? – вклинилась Алинка, пытаясь представить себе всю это ягодно-овощную композицию.
- Волосы, как у всех девчонок, укропные, - сказал Петруша. – Пахнут – закачаешься! Солнцем пахнут, огородом, окрошкой…
- Вот бы ее увидеть! - пожелала Алинка.
- Придет скоро, - пообещал Петруша. – Банки у деда Василия пересчитает и придет. Чай будем пить с пирогом. Мурашка обещала пирог луковый испечь – мой любимый.
- А можно я ее подожду? – спросила Алинка и умоляюще сложила на груди руки.
- Да жди на здоровье, - разрешил Петруша. – Только не трогай больше банки-то. А я схожу картошку в мешке пересчитаю, а то мало ли чего… В прошлый раз двух штук не досчитался… А картошка – это первый продукт зимой…
Пока Петруша считал, в подвал явилась Мурашка. Алинка узнала ее по укропному запаху - будто банку с молосольными огурцами открыли.
Алинка смотрела на нее и не могла насмотреться. Волосы у Мурашки были стянуты в пушистый укропный хвост на затылке. Глаза, губы и нос сияли в одной вишнево-свекольной гамме. Таких ярких девочек Алинке еще видеть не приходилось.
- Я тоже хочу быть такой же красивой, - сказала она Мурашке, когда они допивали по седьмой кружке чаю.
Мурашка отодвинула кружку и велела жениху принести из ящика самую сочную свеклу.
- У свеклы самая яркая краска, - пояснила она, разрезая овощ на две половинки и прикладывая разрезами к алинкиным щекам.
- Ух ты! – восхитился Петруша, когда на Алинкиных щеках зарумянились два свекольных круга.
- С носом вот чего делать – не знаю, - задумалась Мурашка. – Нос у тебя, конечно, не удался.
Алинка расстроилась.
- Может, на клей посадить, - вертя свеклу так и эдак, предложил Петруша.
- Не-е… Держаться не будет. Просто закрасим, - решила Мурашка. И аккуратненько затушевала Алинке нос свекольным соком. 
- А губы? – спросил Петруша.
- У меня помада есть, - предложила Алинка и вытащила из кармана тюбик.
- Это все химия, - возразила Мурашка. – Косметика должна быть натуральной. Открывай, Петруша, варенье! Смородиновое! – скомандовала она.
- Но, ведь, разрешения нет… - попытался возразить Петруша.
- Мы немножко возьмем – только на губы, - успокоила его Мурашка. – Чего ты хочешь, чтобы она с такими невкусными губами ходила?
Петруша полез за вареньем.
- А в волосы мы тебе укропа вплетем, - продолжала колдовать Мурашка, выдернув у себя из хвоста пару укропных зонтиков. – И петрушку, - и Петрушина шевелюра тоже подверглась прореживанию.
Когда Алинка вылезла из подвала, Мурзик сразу же упал в обморок. Пысяйка, у которого нервы были покрепче, отделался недолгой икотой.
- Честное слово-ИК, - признался он, - сначала подумал-ИК, что это Мурашка сюда явилась-ИК со своим свекольным носом. А это ты-ИК. Но ее-то там в темноте все равно никто не видит, а тебе этот макияж-ИК зачем?
- Чтобы красивой быть, - ответила Алинка, любуясь на себя в зеркало.
- Тогда вот еще добавь, - Бабушка Абика, улыбаясь, протянула Алинке черный уголек из печки. – Татарские девушки в древности, чтобы красивыми быть, не только щеки свеклой красили, да брови белилами замазывали, но еще и зубы чернили. Считалось, что девушка с черными зубами - чудо как хороша!
Алинка взяла уголек и поклацала черными зубами: клац-клац!
- Только к деду Василию в таком виде не ходи, а то он подумает, что ты - Мурашка и спустит тебя в подвал, - сказал Пысяйка. - А в подвале у него крыса живет большущая...

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/02/05/1522

Рис. Евгения Гапчинская