Шулюмка

Виктор Свист
Шулюмка - это суп из дикой утки, так его называют охотники, когда они дичь привозят домой, и жёны готовя очередной шедевр кулинарного искусства. Туда кладут всё, что есть под рукой, то есть в холодильнике. Овощи, специи, иногда забывая положить утку.

 Иное дело, как приготовить шулюмку в поле, на охоте, там –то она нужнее и ценнее. Хотя в настоящее время это не проблема, при такой-то технике, можно и повара привезти. А эта шулюмка готовилась в то время, когда на охоту ездили на «ковровцах, да на панониях», глотая дорожную пыль.


      Генка с Федькой были заядлые охотники. После открытия осенней охоты, ни один выходной, а порой и после работы, на вечернею зорьку, закинув ружья, патроны и снедь в рюкзак, вскочив на своих железных коней, неслись на степные озёра.


На этот раз решили махнуть на суворовские степные озёра.  Камышовые заросли, и по соседству просяные поля, привлекали утку для вывода молодняка. Единственным недостатком этих мест, было отсутствие какой-либо растительности. Весь зелёный покров сводился к ковылю и к камышу, ни одного кустика, ни деревца.


Выбрав место для стоянки, сбросив рюкзаки, наши охотники поспешили в камыши, торопились, так как над озёрами начали появляться стайки уток. Они летели с просяных полей, для отдыха на воде. Со всех сторон послышались выстрелы. Генка с Федькой тоже крутили стволами своих «тулок», и примечали, куда падают подбитые ими птицы. Полозка света на горизонте становилась всё тоньше. Нужно было собирать дичь, и возвращаться на стоянку. Возбуждённые и довольные своей охотой, они сошлись у мотоциклов.


- Ну сколько взял? - шёпотом, как будь то их кто-то подслушивает, спросил Генка у Федьки.
- Пять штук, но есть подранки, - ещё тише ответил Федька, и они громко расхохотались.
- А я восемь штук сшиб, но тоже ни всех собрал. Думаю заночуем, а утром подсоберём.
- Ну, тогда надо, что-то пожрать, Федька полез в рюкзак.
- Что там у тебя?


- Хлеб и сырая картошка, да ещё лук есть, - ответил Федька.
- Ну, а у меня тоже самое и котелок, да ещё соль. Значит будем варить шулюмку.


- А на чём ты, собираешься её варить костра нет, дров нет.
- Слушай сюда, - распорядился Генка, - ты бери утку по жирнея, и сдирай с неё перо, а я пойду за топливом. Он вытряхнул всё содержимое рюкзака, закинул его за плечо и скрылся в темноте. Федька, содрал с утки шкуру вместе с пером, промыл её в воде, набрал в котелок воды, почистил картошку, в общем сделал всё не обходимое для приготовления шулюмки, и стал ждать Генку.


 Вскоре из темноты появилась фигура Генки. Он тяжело дыша, бросил к ногам Федьки рюкзак полно набитым сухими коровьими лепёшками.
- Давай разжигай, - Генка лёг на срезанный камыш и закурил.


- Ты, где набрал это говно?
- На калду ходил, там его море.
- Я его ни разу не разжигал, как его поджигать?- возмутился Федька.
- Эх ты охотник, учись. Генка поднялся, вытряхнул содержимое рюкзака. Нарвал сухого ковыля пучок, подсунул его под кучу коровьего помёта, и поджог.


 Вначале повалил густой белый дым, потом огоньки костра пробились сквозь кучу навоза, осветив весёлые лица охотников.
- Давай быстрее котелок, - скомандовал Генка, а то прогорит придётся снова идти на калду.

 Он раздвинул жар костра, и в средину поставил котелок. Федька бросил в него нарезанную соломкой картошку и лук. Спустя полчаса, Генка не выдержал:
- Федь, проверь , может готова шулюмка-то. Уж больно жрать хочется.


- Я не знаю Ген, но мне кажется, что утка вариться дольше. Тем более дикая.
- Ну ладно, зачерпни-ка кружкой юшку, она поди готова, с хлебцем пойдёт, а утку потом доедим. Оба обжигаясь пили горячею жидкость из кружек.


- Слушай Федь, ты говорил, что у тебя в рюкзаке только картошка и лук, а где ты пшено взял, посмотри в кружке. В кружке, на дне, действительно лежало распаренное просо. Они уставились друг на друга, соображая, откуда взялось пшено.


- Федь, ты, что утку не потрошил? – догадался Генка появлению в шулюмке ещё одного ингредиента.
- Да, ты, что, я всё сделал как надо, а вот зоб не вынул, упустил. Забыл, что они сейчас на просяннике кормятся. Но ведь юшка-то от этого только вкуснее стала, да?
   С тех пор наши охотники всегда берут на охоту пшено для шулюмки.