Литературная Система 1. 2. Тема

Андрей Тигр
  ЛИТЕРАТУРНАЯ СИСТЕМА 1.2. ТЕМА

  Понятие "Тема" в литературе - почти то же самое, что и "тема" на школьном сочинении. "Сочинение будет на тему..." - думаю, все слышали эту фразу от учителя. Уж не знаю, как дела в школах сейчас, но двадцать лет назад сочинений было достаточно. При том - идею в сочинении ученик мог выбирать самостоятельно, ограничивалась только тема.
  Давайте разберёмся чуть подробней - чем отличается идея от темы и какую работу нужно провести именно над темой перед тем, как начать писать.
  Идея - основная мысль произведения, что хочет автор довести до читателя. Тема - на каком примере автор будет показывать свою идею. Тема - это сочетание места и времени действия, та часть мира, которая задействована в произведении, фантастические допущения или целиком фантастический мир. Основной список тем достаточно ограничен и если автор пишет вещь, используя избитую тему, то по крайней мере, идея произведения должна быть оригинальна. Или наоборот. Именно от наличия оригинальной темы или идеи зависит - переживёт ли произведение автора или потонет в бесконечном море однотипных книг.
 
  Основные (избитые) виды тем буду перечислять в специальной статье, посвящённой штампам. Разумеется, нужно приложить усилия, чтоб тема Вашего произведения отличалась от типовых в деталях. Однако, так или иначе она попадёт под один из основных типов в целом.

  ВИДЫ ТЕМ

  1. Реализм в настоящем. Какая либо часть реального мира. Берём одну или несколько частей современного общества и пишем про неё. Варианты - высшее общество, криминальная среда, военные, учителя, полицейские, учёные и так далее. Главное, чтоб эта часть мира была показана максимально реалистично.
  2. Реализм в прошлом. Почти то же самое, только берём общество в прошлом. Тема любого исторического романа.
  3. Мистическая тема. Берём реальный мир (в настоящем или прошлом) и делаем одно или несколько фантастических допущений. Классика жанра - "Человек-невидимка".
  4. Фантастика о будущем. Рассуждаем на тему, что будет через 20, 100 или 3000 лет. Добрая половина фантастических романов.
  5. Фантастика отдельным миром. Вторая половина фантастических романов. Как правило, отдельным миром у нас идут эльфы, гномы, маги и так далее. Звездолёты почему-то всегда делают будущим реального мира. Есть одно исключение: "Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике..."
  6. Параллельный мир. Или миры. Параллельно с нашим существует ещё мир, который будет с нашим соприкасаться. Вот про это соприкосновение и пойдёт речь.

  Хорошо это или плохо, но Ваше произведение в любом случае подпадёт под какой-либо из этих вариантов. То есть первое, что мы должны сделать при работе над темой - выбрать вариант темы. Затем - действия разнятся в зависимости от выбранного варианта.

  Вариант первый. Реализм в настоящем.
  Нужно проработать реальность. То есть узнать как можно больше о той части мира и общества, про которую собрались писать. Какие люди? Что делают? Как общаются, стиль речи?
  Если пишете про заграницу - будет неплохо изучить разговорник местного языка и обычаи туземцев. Какой климат, какие законы?
  Для начала - википедия Вам в помощь. Других свободных источников в интернете тоже навалом.
  Второй метод намного интересней - идём "в поле". Если пишем про ментов, военных, зеков, профессоров и так далее - познакомьтесь с одним из "типичных представителей", пообщайтесь, узнайте, что нужно. Если пишем про высшее общество или иностранцев... с этим сложней, но всё зависит от Вас верно? Да, метод не для слабонервных, но результаты даёт лучшие. Информация-то из первых рук!

  Вариант второй. Реализм в прошлом.
  Тут всё как в предыдущем варианте. Только изучаем мы историю. Ту её часть, которая нам интересна. Применить метод "пообщаться с нужным человеком" - тоже возможно. Нужным человеком будет историк - спец по той части истории, про которую собрались писать. Историки - люди общительные, найти контакт будет просто.
 
  Вариант третий.
  Мистика - фантастика в реальном мире. То есть все требования предыдущих двух вариантов остаются в силе. Добавляется фантастическое допущение. Его нужно как следует проработать. Полностью расписать - как оно работает, как связано с реальным миром. Описать всю историю фантастического допущения.

  Вариант четвёртый.
  Тут нужно писать историю самостоятельно. С этого самого момента до момента, откуда начнём произведение. Разумеется, нужно описать все технологические отличия, результат прогресса, общество, законы и так далее. Чем полнее проработаем, тем живее будет наш мир, и тем интересней будет в нём читателю.

  Вариант пятый.
  Ещё круче. Историю нужно писать уже не с нашего родного 21 века, а вообще - от начала времён создаваемого мира. В этом деле всех превзошёл Толкиен со своим "Сильмариллионом". Но как ему сказал издатель - эту историю читателю лучше не видеть. Нужно что-то попроще. Так родился "Хоббит". Но не будь "Сильмариллиона", вряд ли "Хоббит" был бы так популярен. Именно максимально продуманный интересный мир настолько сильно привлекает, что многие готовы читать и перечитывать "Хоббита" и "Властелина колец" не смотря на то, что обе книги несколько морально устарели и не содержат оригинальных идей. Именно благодаря великолепному миру произведения Толкиена стали классикой! К слову о важности темы.

  Вариант шестой.
  Объединение первого и пятого вариантов. Реже - второго и пятого. Что делать для проработки этой темы - очевидно.

  ОБЩИЕ МЕРЫ ПО РАБОТЕ С ТЕМОЙ

  Карта мира.
  Если пишем про вымышленный мир - необходимо сделать его карту. Чем подробней, тем лучше. Если речь про реальный мир - Google Maps или Яндекс Карты очень хороши. У автора должно быть чёткое представление о месте действия.

  Значимые личности.
  В любом варианте темы будут присутствовать значимые личности. В реальном мире - это известные люди для той среды, о которой идёт речь. В фантастическом мире - исторические личности этого мира. В мистическом мире - люди, связанные с историей фантастического допущения.
  Этих значимых личностей нужно описать. Какие они были, что значимого совершили для мира, в котором живут герои книги.

  Детали.
  Независимо от вида темы необходимо продумать детали для придания реалистичности произведению. Если тема - реализм, нужно узнать как можно больше деталей по теме. Например - как запрягается боевая колесница, или щёлкает затвор автомата. Для фантастики - как гудит батарея бластера при перезарядке или как от заклинания наполняется энергией набалдашник магического посоха. По возможности, узнайте или создайте(а потом опишите) как можно больше деталей по теме Вашего произведения. При этом детали должны аппелировать не только к зрению - ко всем пяти органам чувств. По ходу написания вещи, Вы сможете вставлять эти детали в ткань произведения, достигая двойного эффекта. Во-первых - реалистичность, во-вторых - повторяющийся мотив.
 

  Не увлекайтесь!! Работа над темой очень важна и без качественно проработанной темы сильную вещь никогда не написать. Однако - над темой можно работать бесконечно (в отличие от идеи). Историю мира можно дописывать и дописывать, добавляя новые значимые события, карту делать всё более подробной и так далее. Даже для реализма можно узнавать всё новые и новые факты по теме.
  Важно - вовремя остановиться. Дело не только в том, что уже пора бы начать писать саму книгу. Важно: проработка темы должна оставлять свободу манёвра. По ходу написания произведения у Вас должна быть возможность чуть изменить тему. Добавить пару событий в историю фантастического мира или изменить что-то на карте. Узнать новую деталь для вещи в жанре реализма и вставить её в текст. Без этого текст произведения теряет гибкость, живость. Да и автору намного скучней писать, творческого элемента в написании текста становится меньше. Казалось бы - написание книги - сплошное творчество. Жестокая ошибка графомана! Большая часть писательского труда(как и любого другого) это рутина. Возможность чуть поиграть с темой во время написания текста вещи - способ отвлечься и вновь поймать вдохновение.
  Когда останавливаться? Думаю, писатель решает сам. Толкиен, вот, вообще не остановился. Главное - чтоб тема была проработана достаточно. Когда возникнет ощущение что Вы знаете, о чём пишете (будь то придуманный Вами мир или мир реальный) - можно остановиться. А можно проработать тему чуть больше, чтоб уже было не ощущение, а уверенность в материале.

  Всё, со статьёй на тему... темы, пожалуй, закончим. Буду рад дополнить эту работу полезным материалом, однако пока - это весь материал, которым располагаю. Дальше - композиция произведения.