Коньяк и комсомол

Ирина Раевская
 Учась на первом курсе Ленинградского Технологического института, я очень подружилась с одной девушкой, ее тоже звали Ириной. Мы обе были чуть-чуть  с сумасшедшинкой, и это нас очень объединяло. Учились мы на вечернем факультете, днем работали, я - в деканате помощницей секретаря, а она - на кафедре препаратором. В обеденный перерыв встречались, потом вечером на занятиях, которые частенько прогуливали, так как были молоды и нам очень хотелось просто жить, наслаждаясь своей свободой, после десяти честно отданных школе лет. Конечно, мы были обе влюблены, но не в своих сокурсников, у нас были интересы на стороне. Мой возлюбленный был старше меня на 6 лет. Но он  и не подозревал об этом. И я будучи приглашенной на его день рождения, решила сделать ему кроме подарка официального, подарок тайный. Мы с Иркой разработали план. Когда я буду у него дома на дне рождения, она должна была подняться на пятый этаж его дома ( без лифта) позвонить в дверь и оставить заранее подготовленный нами подарок: плюшевого медведя с бутылкой  армянского пятизвездочного коньяка в лапах. Это был классный план, потому что я могла наблюдать реакцию именинника  изнутри, находясь в квартире.  Только была одна опасность для Ирки, ее при желании могли догнать, так как лифта не было в доме.. К тому же вся веселая компашка обычно часто выходила на лестницу курить  и  тоже могла Ирку застукать. Курили тогда болгарские сигареты типа «Родопи», «Опал» и т. д. Но купить их поздно вечером в советские времена было нереально, все магазины и киоски закрывались на ночь, и поэтому последняя сигарета курилась «по кругу», передаваемая изо рта в рот, до самого фильтра.
Мы купили коньяк на свои кровно заработанные, и пошли в обеденный перерыв покурить в туалет, где вечно спички были всегда только у одной женщины, и все у нее прикуривали, а она всякий раз ругалась, почему девчонки спички сами не носят, и на нее надеются. Зажигалка и вовсе роскошью считалась. Мы покурили. Но Ирке всегда одной сигареты было мало. «Давай по второй», - сказала она. Я неохотно подчинилась, и неудачно поставила целлофановый пакет на кафельный пол в туалете, а в пакете был коньяк, и он разбился. Какой запах пошел по всему туалету! Только огурца не хватало, можно было закусывать. Но мне было не смешно. Почему в этом же пакете оказались все мои документы: паспорт, комсомольский билет и больничный лист, еще не сданный в бухгалтерию, я не помню.
Но все было залито коньяком. Паспорт удалось высушить (он несколько лет сохранял запах коньяка), больничный лист тоже, а вот комсомольский билет пострадал больше всего. Все чернильные печати об уплате взносов были размазаны совершенно безнадежно, размыты полностью. Впоследствии у меня в связи с этим была целая масса проблем.
     Коньяк решили больше не покупать, и просто подарить медведя с бантом в прозрачном целлофановом  пакете, хотя подарок уже сильно проигрывал без такой важной детали как коньяк.
День рождения подходил к концу,  и я уже почти перестала ждать, когда Ирка осуществит задуманное, так как день был выходной, мы не учились, а  время было уже позднее, и я думала, что  строгая Иркина  мамаша ее просто не отпустила неизвестно куда и  неизвестно зачем. Вдруг раздался звонок в дверь, и я услышала шум в коридоре. Все гости кинулись смотреть, что там. Одна я сидела на своем месте, не понимая, что таким образом могу навлечь на себя подозрения. Но никому и в ум не пришло, что подарок был от меня. Мне даже обидно стало. Именинник был удивлен больше всех. Все его допрашивали о том, не подозревает ли он кого-то конкретно. А он только пожимал плечами. Вдруг я, будучи уже изрядно под хмельком прошептала:  «Мишенька». Дело в том, что именинника звали Михаилом. Это услышала девушка, близкая Мишина знакомая, видимо, гораздо более близкая, чем я. Он потом на ней и женился. Через несколько лет его  личная жизнь стала давать трещину, и одно время он даже было пытался наладить отношения со мной, но ушедшая от меня любовь никогда ко мне уже не возвращалась. Но это все было потом.
Она, его девушка, тогда четко поняла, что «Мишенька» было сказано не про медведя. И посмотрела на меня более, чем выразительно. А мне было так хорошо, что все уже было все равно. Я была довольна своей затеей, и тем, что мне удалось создать интригу.
Но комсомольский билет!
   Я ушла из Технолушки, так как поняла, что профессия инженера меня совершенно не привлекает, хотя преподаватели химии и инженерной графики меня очень хвалили.
Преподавательница по химии очень пожилая и мудрая, еще несколько лет после моего ухода, расспрашивала Ирку, как у меня дела, она почему-то считала меня очень способной (я сама никак не могла понять на основании чего она сделала такие выводы), и все время Ирке об этом говорила, болея за меня. Она очень хотела, чтобы я поступила в Первый медицинский институт, раз я это себе наметила.
И наконец я в него поступила, хотя мне удалось это с третьего раза. Конкурс был очень большой, нанимать репетиторов, как все это делали, я считала унизительным (ведь не дура же я на самом деле!). Хотя теперь понимаю, что дура, ведь за занятия  я садилась за три-четыре дня перед экзаменом, была абсолютной разгильдяйкой и могла и с третьего раза не поступить. Первый раз особенно было обидно, не добрав всего полтора балла.
Но  свершилось! Я студентка очень престижного ленинградского ВУЗа, ведь это Первый мед!
Только, когда учеба началась, я поняла, что разгильдяйству пришел конец, вылетить из Вуза было настолько же  легко, насколько трудно было в него поступить. Это тебе не Технолушка!
Но я держалась, выучивая иногда за одну ночь то, что не могла выучить за месяц, и получала пятерки на зачетах и экзаменах после двоек на текущих занятиях. Но беда подкралась внезапно. Мой комсомольский билет! За него мне объявили выговор. Когда меня допрашивали комсомольские боссы о причинах такого внешнего вида моего комсомольского билета, мне пришлось соврать, что он был случайно постиран вместе в курткой. Не могла же я сказать, что он плавал в коньяке в целлофановом  пакете. Но выговор все равно объявили.
Через год его нужно было снимать. Но просто так ничего не делалось. Надо было совершить по меньшей мере подвиг, чтобы выговор сняли. Ну подвиг, не подвиг, но меня обязали выполнить какое-то очень важное комсомольское поручение. Комсорг группы , зная что я неплохо рисую, поручила мне нарисовать плакат к 60-летию образования Союза Советских Социалистических Республик, потому что будет устроен конкурс плакатов. Мало того, мне сказали, что мой плакат должен войти хотя бы в десятку лучших, иначе скажут, что я просто отмазалась.
Но я и сама не привыкла проигрывать. Я поняла, что нужен креатив. К сожалению, я совсем не художник.  У меня отличная графика, я могу срисовать и Мону Лизу, но срисовать, а не нарисовать. Что же делать? Я поехала в Дом книги. Походила по отделам, нашла альбом с репродукциями  плакатов послереволюционных времен и купила его. Такого плаката, как  мне было нужно, там не было.  Но был паровоз, несущийся навстречу зрителю по мосту.
Паровоз — вечный символ страны Советов. Это то, что нужно!
Я срисовала плакат полностью, привнеся в него нужные мне детали. Флаг на паровозе был длинный, развевающийся — это были флаги всех 15 союзных республик, сцепленные между собой, как купюры, летящие за самолетом  в  финальной сцене кинофильма «Блеф» с Челентано в главной роли. На самом деле это было просто длинное полотно, как бы развевающееся на ветру, которое я  поделила  на нужное количество прямоугольников, во главе флаг СССР. За ним все остальные в том порядке, в каком республики присоединялись к Союзу. Каждый флаг прорисовывался тщательно отдельно, образцы брались из БСЭ (там были цветные вклейки).  В пролетах моста начиная с самого дальнего до ближнего вырисовывались даты десятилетий 1922, 1932, 1942, и так до 1982.  На груди паровоза красовалась дата 1922 — год образования Союза Советских Социалистических Республик.
Над паровозом проплывали бело-розовые красивенные облака. В мосту был прорисован каждый кирпич на переднем плане. Картинка была выпуклой.
Надпись внизу гласила: «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик — мост к светлому будущему народов!». Как бы сейчас сказали - «рекламный слоган», был придуман лично мной, это была вольная интерпретация слогана-оригинала, потому как оригинал тоже был чему-то посвящен.
В группе все ахнули, увидев мой плакат.
Мы отправили его на конкурс. Он занял первое место.
Когда меня вызвали на комсомольское собрание в конце учебного года, комсомольские боссы спросили меня с ехидцей: «Ну и какое же комсомольское поручение Вам удалось выполнить?»
Я ответила, что  нарисовала плакат на конкурс плакатов. «Ну и какое же место занял Ваш плакат?» - с еще большей ехидцей спросили меня. Мне стало противно отвечать на их вопросы  и я промолчала. Тогда наш комсорг ответила за меня: «Первое!»
Все комсомольские боги переглянулись. Но вопросов больше не было. Выговор был снят.
Комсомол я возненавидела на всю жизнь.