Левиафан. Китическая иронема на фильм

Николай Владимиров
     Вы еще не видели ленты?
     И не стоит.
     Всесильный мэр одного тауна гнобит владельца уютного домика на берегу морского залива, чтобы заполучить участок под собственный особняк. В связке с ним прокуратура, полиция, церковь. Вкупе Левиафан.
     Сюжет из американской жизни, пересаженный на нашу почву. Причем, в ее «расейской» безудержности. Пить, так в усмерть (из горла), изменять, так почти в открытую и с лучшим другом мужа, изъясняться, так матюгами, который льется с экрана потоком.
     Ход обернулся заданностью, натянутостью, отсутствием мотивировки в поступках персонажей. Не по-русски ведут себя герои, но как произвольно переставляемые пешки. Это оборачивается  художественной неправдой. Через пять минут становится ясно, как будут развиваться события и чем все кончится. 
     Замысел режиссера пригвоздить Левиафана превращается в поклеп. Герой-злодей не просто страшен, он – ужасен. Справедливость не просто попрана – распята. Не существует ни совести, ни чести, ни понятий, ни принципов. Только необоримая жажда властвовать и подавлять.
    Но главный разоблачительный пафос картины обрушен на церковь, ее настоятеля. Лжеца и хапугу, фарисея представляют как норму, как клерикальную институцию, присвоившую себе право от имени Господа распоряжаться в тауне, также как  от имени государства делает сие мэр-злодей. Оба умело плетут с экрана словеса о заповедях, нравственных нормах, истине и вере.
   Фарисейство торжествует!
   Все это нагнетается художественным убожеством картины, снятой наотмашь, нахрапом, без должного внимания к деталям, нюансам, наделяющим работу достоверностью реализма.
     Казалось бы, какой великолепный шанс блеснуть режиссерской находкой, например, в эпизоде погрома жилища поверженного домовладельца! Зацепи ковш экскаватора что-то необычное или, напротив, характерное, символизирующее гибель семейного гнезда, – и не нужны назидательность, разоблачительный пафос. Кадр все  скажет сам за себя. Но нет. Железный молох экскаватора тупо бьет по стенам, с каждым ударом отодвигая ленту в разряд третьесортных.
     Ибо все в картине подчинено пафосу разоблачения левиафана власти государства и православной церкви. Но, хорошо известно, что пафос становится эстетически состоятельным, если адресен и мотивирован. Без этого он превращается во вселенскую смазь, не более того.
     В итоге ликует художественная неправда, беспомощность и неспособность автора ленты постичь сложную картину бытия...
     …Тем временем лента собрала несколько международных премий. И даже была  номинирована на «Оскар». 
     В условиях нынешнего наката на Россию, за клевету на нее "своего"  не мудрено.
     Левиафан, господа!