5. 039 Милосердие великой княгини Елены Павловны

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы

5.039 Милосердие великой княгини Елены Павловны


Судьбы двух аристократок, живших в разных странах и исповедовавших разную веру, но выбравших одно и то же поприще милосердия — англичанки мисс Флоренс Найтингейл и русской великой княгини Елены Павловны, супруги великого князя Михаила Павловича — сошлись в одном месте и в одно время.

В разгар Крымской войны практически одновременно обе дамы организовали службы сестер милосердия, британской и русской, соответственно.

5 ноября 1854 г. в стамбульские военные госпитали из Англии прибыл отряд добровольных английских и французских санитарок во главе с мисс Флоренс. В этот же день в церкви Михайловского дворца была торжественно провозглашена Крестовоздвиженская община русских сестер милосердия, созданная хозяйкой дворца — великой княгиней Еленой Павловной, после чего сестринский отряд направился в Севастополь.

Уже в декабре 32 сестры приступили к своим обязанностям, одновременно проходя обучение у хирурга Н.И. Пирогова. Это был первый в мире фронтовой отряд сестер милосердия (английский базировался в Стамбуле), спасавший раненых под огнем противника, неся собственные потери (погибли 17 сестер).

Европа поет панегирик мисс Флоренс как предтече Красного Креста, противореча даже его основателю Анри Дюнану, заявившему в 1896 г.: «Если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Еленой Павловной».

Как бы там ни было, сестричество, а затем и созданный по его подобию Красный Крест, Российский и Международный, возникли благодаря усилиям обеих благотворительниц, посему не станем выяснять, кто из милосердиц «заслуженнее», а каждой из них посвятим отдельный очерк. Поскольку великая княгиня старше британской коллеги на 13 лет, начнем с нее.

Что же главное было в Елене Павловне, до принятия православия принцессе Фредерики Шарлотте Марии Вюртембергской (Friederike Charlotte Marie Prinzessin von W;rttemberg), волей судеб оказавшейся в России?

Видимо то, что она, как прежде императрица Елизавета Алексеевна, не будучи русской по крови, стала русской по сути. Биографы полтора столетия умиляются тому, как великая княгиня требовала от воспитанниц опекаемого ею Мариинского института на экзамене по истории говорить о темных сторонах нашего прошлого «с русским чувством, но правду».

Будущая благотворительница родилась 28 декабря 1806 (9 января 1807) г. в Штутгарте в семье принца Павла Карла Фридриха Августа, младшего сына короля Фридриха I и принцессы герцогского Дома Саксен-Альтенбург Шарлотты Георгины Фридерики Луизы Софии Терезии.

Получив блестящее образование в кругу семьи и в парижском пансионе для девиц мадам Ж.-Л. Кампан, Шарлотта в 16 лет приняла православие и вышла замуж за младшего сына российского императора Павла I великого князя Михаила Павловича, с которым у нее четверть века были «грустные отношения».

После венчания императорские высочества поселились в отстроенном для великого князя Михайловском дворце (ныне здание Русского музея).

Самостоятельно изучив русский язык и историю страны по Карамзину, прослушав у священнослужителей и профессоров курсы богословия, истории, русской литературы, статистики, агрономии, энтомологии, лесоведения и т.п., великая княгиня, обладавшая даром располагать к себе собеседника, быстро стала душой великосветского общества, а также широкого круга литераторов, художников и ученых.

Опять же все биографы непременно цитируют высказывание самого прославленного в истории русского юриста сенатора А.Ф. Кони о том, что великой княгине «доставляло истинную радость «подвязывать крылья» начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант». А также приводят слова императора Николая I, называвшего невестку «ум нашей семьи».

Дружеские отношения связывали Елену Павловну с А.С. Пушкиным, И.С. Тургеневым, В.Ф. Одоевским, Д.А. Милютиным и др. представителями интеллектуальной элиты России.

По завещанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны-старшей великая княгиня в 1828 г. взяла управление Мариинским и Повивальным институтами, а через 4 года еще и шефство над кирасирским полком. В Повивальном институте Елена Павловна в 1844 г. открыла первый в России стационар, в 1845 — первую школу для «сельских повивальных бабок», а в 1872 — центр повышения квалификации акушеров и гинекологов.

В 1849 г. Елена Павловна овдовела, потеряв к тому времени еще и четырех из пяти дочерей. Частые до того роскошные балы в Михайловском дворце сменились камерными приемами элиты российского общества по «четвергам».

Эти неофициальные встречи царствующей фамилии с известными экономистами, юристами, поэтами, музыкантами и художниками на протяжении четверти века немало способствовали расцвету национальной культуры, продвижению ряда либеральных идей и патронажу представителей императорской фамилии над художниками.

Елена Павловна покровительствовала очень многим деятелям науки и искусства, светским учреждениям и храмам. Особой любовью великой княгини пользовался Воздвиженский храм Московской Ямской слободы в Петербурге, которому благотворительница подарила несколько икон и большой запрестольный образ Воздвижения Креста Господня.

С целью популяризации православия на Западе она заказала перевод и издание на французском языке литургии Св. Иоанна Златоуста, краткого молитвослова и покаянного канона Андрея Критского; в 1862 г. она совместно с А.И. Кошелевым инициировала подписку на строительство православной Петропавловской церкви в Карлсбаде и заказала для нее дубовый иконостас.

Художнику А.А. Иванову Елена Павловна дала деньги на перевоз картины «Явление Христа народу» из Италии в Россию. Она помогала живописцам И.К. Айвазовскому и К.П. Брюллову, музыканту А.Г. Рубинштейну, актерам И.Ф. Горбунову и А.А. Нильскому, хирургу Н.И. Пирогову, этнографу Н.Н. Миклухо-Маклаю и т.д. Елена Павловна устраивала за свой счет концерты известных музыкантов для широкой аудитории. Продав свои бриллианты, великая княгиня большие суммы передала Русскому музыкальному обществу и консерватории, открыв в 1858 г. начальные консерваторские курсы в своем дворце.

Меценатка содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н.В. Гоголя, оказывала всестороннюю помощь Императорской С.-Пб АН, университету, Вольному экономическому обществу.

Основав по подсказке Н.И. Пирогова Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами, Елена Павловна обратилась ко всем русским незамужним женщинам с призывом о помощи больным и раненым. Для общины со всеми ее нуждами, включая склад вещей и медикаментов, пошивочную мастерскую, великая княгиня предоставила свой дворец.

После того, как все сестры прошли краткий курс ухода за ранеными и ассистирования при операциях во втором Санкт-Петербургском военно-сухопутном госпитале, великая княгиня пробила брешь непонимания среди правительства и добилась высочайшего разрешения на отправку сестер милосердия на фронт.

Хотя светское общество косо глядело на «причуды» великой княгини, многие ее идеи поневоле проникали в сердца и умы дворцовой знати. Тем более, что Елена Павловна была не только человеком слова, но и дела — она ежедневно посещала лазареты и сама перевязывала раненых. Для севастопольских госпиталей Елена Павловна ухитрилась выписать из Англии хину.

Всего в госпиталях Севастополя трудилось 127 сестер, к ним присоединилось еще до 200 женщин, откликнувшихся на призыв Елены Павловны. Ежедневно они помогали от 500 до 3000 раненым.

Самое печальное, медсестры были вынуждены вести контроль за отпускаемыми на лечение раненых средствами — многие пострадавшие за Отечество погибали в госпиталях без медикаментов и еды, поскольку деньги, на это отпущенные казной, безбожно разворовывались администрацией всех уровней. Именно в целях такого контроля, не имевший сил и средств остановить дикий грабеж госпиталей, великий Пирогов и умолил Елену Павловну создать это общество.

Однако в считанные месяцы против медсестер организовалась мощная бюрократическая оппозиция. Елена Павловна постоянно выручала своих единомышленниц, но Николай I перед угрозой госпереворота вынужден был смириться с воровским беспределом своей администрации, и регулярно отзывал наиболее активных медсестер с фронта. Таких женщин, обычно бездомных, Елена Павловна селила в своем дворце.

После войны 96 сестер и 10 испытуемых Крестовоздвиженской общины продолжали жить до 1859 г. в Михайловском дворце, после чего Елена Павловна нашла для общины отдельное здание и открыла там больницу для самых бедных петербуржцев, лечебницу для приходящих больных с бесплатными лекарствами и 2-классную бесплатную школу для 30 девочек. Все расходы общины по уходу за больными в госпиталях и больницах Санкт-Петербурга и Кронштадта великая княгиня взяла на себя.

Благотворительница патронировала также первому бессословному училищу св. Елены; в 1844—1846 гг. основала в столице Елисаветинскую детскую больницу, ставшую первым специализированным центром для обучения врачей-педиатров.

Великая княгиня открыла в Москве и в Павловске детские приюты Елисаветы и Марии; при Максимилиановской больнице (Лечебнице Св. Лазаря) в 1857 г. создала постоянный стационар для бесплатного лечения раненых офицеров, в котором впервые в России больных принимали врачи-специалисты уровня Пирогова и Арендта, а лекарства неимущим пациентам выдавались бесплатно.

По замыслу и на завещанные великой княгиней 75 тыс. руб. в 1885 г. ее дочь, Екатерина Михайловна, и терапевт проф. Э.Э. Эйхвальд организовали учебную базу для подготовки и повышения квалификации врачей — Клинический институт великой княгини Елены Павловны (ныне Еленинский клинический институт).

Решив освободить 15 000 крестьян в своем имении Карловка Полтавской губ., великая княгиня в 1856—1859 гг. подготовила совместно с Н.А. Милютиным предложения на высочайшее имя, ставшие «главной и, во всяком случае, первой пружиной освобождения крестьян» (А.Ф. Кони) и послужившие основой для манифеста 1861 г. об отмене крепостного права. За свою деятельность по освобождению крестьян великая княгиня была награждена Александром II золотой медалью «Деятелю реформ».

Великая княгиня Елена Павловна умерла 9 (22) января 1873 г. Погребена была «мать-благодетельница» в Императорской усыпальнице в Петропавловском соборе.

«Вряд ли кто ее заменит» — выразил общее мнение И.С. Тургенев.