Литературная Система 1. 3. Композиция

Андрей Тигр
  ЛИТЕРАТУРНАЯ СИСТЕМА 1.3. КОМПОЗИЦИЯ

  Литературная композиция - развёрнутый ответ на простой вопрос - по какой схеме будем писать? Здесь не имеется ввиду стиль письма, а сама структура произведения. Как чертёж здания для строителя.
  Давайте немного зауми. Определение:
  Композиция – построение, расположение всех элементов художественной формы.

  От композиции зависит - насколько гармонично будет произведение, как легко будет восприниматься. Как оно, в конечном итоге, будет выглядеть.

  Есть несколько видов композиции, приведу их позже. Дело в том, что просто выбрать композицию для вещи - не есть вся нужная работа. До того, нужно ответить на несколько вопросов, при том сделать это правильно (то есть, чтоб ответы максимально подходили идее и теме).

  Итак, предварительная работа над композицией:
  1. Определяем размер произведения. Количество авторских листов, как будем структурировать. Количество частей, глав и тому подобное. Без знания габаритов здание уж точно не построить. Разумеется, нужно оставлять свободу манёвра. Если "просится" ещё одна глава - почему бы и не написать. Размер определяем, чтоб было от чего "плясать".
  2. Решаем - от какого лица будет вестись произведение. Основных вариантов два - первое и третье лицо. От второго лица разве что какой зомбирующий текст напишешь:).
  Если выбрали от первого лица. Решаем - какие герои будут "рассказчиками". Забежим вперёд паровоза, работа над персонажами у нас следующим пунктом, но знать - от чьего лица поведём речь важно уже сейчас.
  Если выбран вариант - от третьего лица. Нужно выбрать - как будет двигаться "камера". На каком "расстоянии" от героев начинаем главу, как меняем положение "камеры". Дёрганий камеры быть не должно, нужны обдуманные переходы "кадра", то есть объекта, на который хотим обратить внимание читателя. Можно этот конкретный пункт и не делать. Куда двинется "камера" по ходу написания вещи разберёмся. Только тогда нужно быть готовым к необдуманным прыжкам и переключениям внимания читателя. А если решим сразу - снова будет на что опираться  в момент сочинения.
  3. Думаем - будут ли флешбэки, описание мыслей героев, портреты, пейзажи, интерьеры... большой список. Туда же включаем: лирические и другие отступления, пролог, вступление, предыстория, эпилог, вставные эпизоды. С этим добром главное чтоб передоза не было. Такие вещи нужны далеко не всегда и не всегда от этого книга лучше. Так что здесь осторожно.
  4. Ну и, наконец, выбираем композицию и описываем структуру готовой вещи.

  ВИДЫ КОМПОЗИЦИЙ

  Сначала ещё одно, более прикладное определение композиции:
  Композиция – это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов. 

Так и выбираем - чтоб оказать наибольшее воздействие на читателя.

  Вид 1. Прямоточная композиция.
  Сначала произошло то, потом вот это, а потом это... Всё просто и понятно.
  Плюсы:
  1. Можно углубиться в описание, психологию героя
  2. Даёт хорошую возможность читателю отождествить себя с героем, сочувствовать, сопереживать
  3. Простота и бесхитростность композиции вызывают доверие читателя.
  4. Внимание читателя не рассеивается, оно сосредотачивается на происходящем
  Минус только один, но большой:
  Слишком просто, для больших вещей будет выглядеть банально и безвкусно. Однако, это не значит, что совсем нельзя. Куча примеров достойных вещей именно с этой композицией.

  Вид 2. Окольцовка.
  Отличается от первой только авторским обрамлением в начале и в конце. Автор представляет героя и потом ведёт рассказ уже от его имени. "Окольцовывать" можно каждую часть отдельно и вести повествование в каждой части от лица разных героев.
  Плюсы:
  1. Рассказчик может говорить любым языком. Все придирки к рассказчику, автору «рассказчик» тоже не очень нравится, хоть и является плодом его воображения.
  2. «Двойной взгляд». Читателю предоставляется сразу два мнения – автора и «рассказчика». Больше пищи для размышлений.

  Вид 3. Точечная композиция.
  Какое-то количество мелких подробностей и обстоятельств веером привязано к одному событию. Одно время, место и действие. Автор «наводит увеличительное стекло» на одно событие, а потом, на всё то, что его (событие) окружает. По сути, действия нет. Нет развития характеров, нет изменения ситуации. Просто картинка из жизни. Применять для больших форм нереально, а вот для миниатюр вполне сойдёт.

  Вид 4. Плетёная композиция.
  Моя любимая:). Все крупные формы так или иначе используют "плетёнку".
  Есть действие, есть последовательность событий. Но рассказ разбивается на несколько ветвей. Они могут быть разбиты по времени, месту, действующим лицам.
  Плюс: «запутывает», в хорошем смысле, читателя, интригует его. Заставляет задуматься, чтоб выстроить все события в один ряд – многим (но, увы, не всем) читателям нравится, когда работают мозги.
  Минус: если переборщить – плюс меняет знак. Слишком сложная плетёнка не перевариваема.

  Вид 5. Остросюжетная композиция
  Наиболее значительное событие (зачастую от него зависит жизнь или смерть) переносится в самый конец повествования. Кульминация является развязкой. С одной стороны «держит» читателя на интересе – быть или не быть? Убьёт или не убьёт? Победит или не победит? И так далее. С другой – спекуляция интересом читателя. Можно сделать много писательских ошибок, написать по сути слабую вещь, а читатель всё равно ей «проглотит». Только добавки не захочет. Использовать можно, только осторожно - сама вещь должна быть действительно сильной. Оригинальные интересные идея и тема в этом деле помогут.

  Вид 6. Детективная композиция
  Центральное событие (часто преступление) происходит либо в самом начале, либо вообще до начала повествования. И суть повествования в том, чтобы восстановить картину произошедшего.
  Для автора две задачи – придумать преступление и придумать как его раскрыть. Порядок важен.
  Та же особенность, что у предыдущей - нужно писать сильно, иначе прочтут сразу конец. Узнают - кто злодей и забудут про книгу. Да и про автора заодно.

  Вид 7. Двухвостная композиция
  То, что описывалось в начале, оказывается не реально, и после этого приводится то, что произошло на самом деле (помним Ивана Васильевича:) )
  Игра на чувствах читателя – вначале всё хорошо, читатель (если вещь хороша) сопереживает. А потом всё плохо – и на контрасте это вызывает более сильные эмоции. Хотя можно и наоборот. Сначала плохо, потом хорошо.
А можно, по-моему, даже и так – дать читателю два возможных исхода на выбор. Пусть решает сам. Несколько раз такое встречал.
  Плюс – разнообразие композиций. Не всегда же прямоточную писать!

  Вид 8. Инверсионная композиция
  Почти то же. Только все части реальны. Здесь размещаются рядом два отстоящих друг от друга временных пласта. Эпизоды радикально отличаются по эмоциональной тональности. Например неудавшаяся старость ставится рядом с полной надежд юностью. Плохое ставится рядом с хорошим. Что будет в итоге – решать автору! Особых плюсов-минусов нет, нужна мера.

  Вид 9. Шарнирная композиция
  Одно значимое событие в прямоточной композиции изымается и сообщается только под самый конец, создавая совершенно другую подоплёку описываемых событий. Получается два рассказа. Дополнительный бонус к «прямоточке».
НО! Если «прямоточка» плохая, её это не спасёт.

  Вид 10. Контрапункт
  Несколько не связанных историй в одном месте и времени. Или может быть параллельно прошлое и настоящее героя. Прошлое задаёт мотивировку настоящих поступков героя. Тоже работа на контраст.

  Вид 11. Револьверная композиция
  Либо – несколько героев повторяют каждый свою версию описываемых событий. Либо – рассказчики сменяются по ходу событий. По сути – размноженная «прямоточка». Единственное, что важно – грамотно сочленить версии или части истории разных рассказчиков.

  С учётом различных литприёмов количество видов композиций вырастает на порядок. Например, можно сделать "прямоточку" со флешбэками. Либо "прямоточку" с прологом и эпилогом. Либо - с лирическими отступлениями. Ищите вариант, который ближе лично Вам и лучше для книги.
  Самое главное - если композиция выбрана правильно, то писать вещь намного легче. Выбрали композицию, начали писать, поняли - верно выбрали или нет. Если "не пишется" - меняем композицию, пойдёт лучше(если, конечно, поменяли правильно). Только без крайностей, как известно - что написано без труда, читается без удовольствия.

  Проработав композицию, нужно вплотную заняться персонажами. Про то и пойдёт речь в следующей статье.