Как прекрасно ошибаться

Устюжанин Александр
Люблю оказаться глупым и не правым. Люблю, когда это становится явным. То самое состояние тупости. Когда точно знаешь, что это – ТАК, но только что, на твоих глазах это – не так. Совсем не так, а то и вовсе – наоборот. Кто-то называет это состояние чувство тупости, но и это – не так. Никакое это не чувство. Состояние тупости – это недоумение. Не-до-ум-ение. Более красиво: когнитивный диссонанс, более продаваемо: разрыв шаблона. А когда недоумение уже происходит, тогда начинаются чувства. И эмоции, куда без них? Паника. Страх. Досада. Разочарование. Обида. Преданность (от слова предательство, к сожалению). Печаль. Негодование. Ярость. Уныние. И ещё, кое- что, по индивидуальной программе. Прекрасный букет! Чего только не сделаешь, чтобы не чувствовать такого. Но:

 Сначала чувствуешь ужас и панику. Ты не прав, заблуждался, что у тебя нет правильного ответа или видения и теперь срочно придётся с этим что-то делать. Надёжной защиты от внешнего опасного мира нет, плана действий нет, схемы эвакуации нет. Как действовать – совершенно непонятно. Раз, два, три – застывшая в ужасе, фигура, на месте – замри. Холодок по спине, влажные ладошки, заторможенное дыхание, жертвенное выражение лица.

 Но это было лишь начало! Вторая порция эмоций прошибает потом, стучит сердцем и опускает вниз голову. Одно дело ошибаться, даже ошибаться по-крупному,  другое -  этому имеются или могут появиться свидетели. Что может быть печальнее оказаться дураком на людях? Разве что история юных Ромео и Джульетты. Ох, как же неприятно! Быстро понимаешь, почему одни заискивают, а другие, что покрепче – делают харакири. А что делать тебе?

Затем, когда из-за твоей неправоты небо не свалилось на землю, а близкие люди не отвернулись совсем, приходят, взявшись за руки досада, разочарованность и обида. Ещё бы. Столько сил, времени, действий было потрачено напрасно. Зря! Или хуже того, во вред чему-то более ценному и настоящему. Вихрем проносятся кусочки воспоминаний: как и когда эта, ошибочная уже идея, отстаивалась в спорах, под неё закупались книги и предметы, ради неё приходилось отказывать друзьям. А тут раз! – и всё это полная ерунда. Как же досадно!

Четвёртая волна. Ты ещё не знаешь что не последняя. Ты веришь, но эта идея оказалось ложью. Она не взялась из ниоткуда, а очень даже откуда-то. И очень даже связано с конкретными людьми. Ведь это именно они рассказали, научили, убедили, подсунули книгу или угостили ссылкой. После первых трёх волн чувств и эмоций мысль истерично скачет в поисках решения, выхода, её очень много в количестве, и совершенно не очевидно её качество. Поэтому, вместо наиболее ужасных состояний – паники и ужаса, лучше чувствовать  досаду и обиду. А вместо досады и обиды – лучше чувствовать презрение и гнев. К тем, кто виноват в твоих ошибочных убеждениях. Презрение приведёт к надутой закрытости, индюшечьей отгороженности. Знаете таких «людей в футляре»? Их уже никто не обманет. Гнев приведёт к действиям. Отомстить тем лгунам, что обманули! И заодно, всем показать – это я не я был не прав, это они меня обманули, и теперь я им устрою! И устраивать. Что ж, по крайней мере, этот заряд эмоций может разрядиться вовне. Чего внутри то негодовать? Потолстеешь ещё. Или сон испортится. Или пищеварение. Ну, я им покажу!

Вообще-то, никому не важно: что ты чувствуешь. А если и важно, то они, как правило, не могут этого понять. А если и могут понять, то ничего путного не могут с этим сделать. А если и могут, то дело всё равно – только в тебе. Отгораживаться наивно, громить обманщиков – не эффективно, ты же сам обманулся. Сто раз всё понятно. Очередной опыт, новая порция опыта. Более красиво: мудрости. Ну и что? Теперь ты стоишь весь такой опытный и мудрый в лучах заката этих событий, но блестят ли твои доспехи новым и ярким огнём освещающим, этот дремучий мир? Нет. Вся эта буря была только для тебя. Вся гамма неприятных состояний произошла: но нет, и не будет никакого компенсирующего удовольствия. Потратил, переживал, печалился, но за это - ничего. Ни приза, ни более красиво: бонуса, лишь мудрость. Наверное, это не плохо, если ты ищешь лишь мудрости, ты – философ, ты «идёшь по глубоко духовному пути», но ты – «просто хочешь быть счастливым и нормально жить!». А труд, терпение и переживания, что не привели к светлому будущему – приводят к… унынию. 

Разумеется, это не полное описание прелестей, возникающих после разоблачения твоих ошибок, убеждений, взглядов. В целом, этот набор шире, разнообразнее и неприятнее. Естественно - его избегать. Это не секрет, как это делается, попробуйте узнать себя или знакомых:

1. Максимально закрыться от источников информации, которые, даже потенциально, могут противоречить тому, что уже «точно» известно. Для этого: не общаться ни с кем. Как это делать, подробно описано у М.Е. Салтыкова-Щедрина в «Премудром пескаре» и у А.П. Чехова в «Человеке в футляре». Ненадёжно, рано или поздно найдётся некто, кто появится и скажет, а ещё хуже спросит.

2. Существовать и общаться только в среде единоверцев, под охраной носителей идеи. Как именно это делать, легко узнать и почувствовать в любой религиозной организации. Впрочем, не дайте и там себя обмануть: священная истина там имеет две стороны. Одна записана в текстах, другая звучит от тех, кто эти тексты правильно … понимает. Они так и говорят: в библии\ведах\учебнике написано или как сказал: пророк\авторитет\учитель – делать нужно только так. И если действовать, как написано или как сказано – вполне можно спастись от фактов. Во избежание недоумений, стоит строго соблюдать либо чтение источников напрямую, либо слушать их интерпретации от служителей. Ненадёжно, так как неважно, что и где написано, неважно кто и зачем сказал, важно лишь то, как это доказано.

3. Отказаться от разумного поведения совсем. Тщательно не думать. Жить лишь чувствами, «сердцем», зову Вселенной.Отключить голову, Доверять интуиции. Совершить принудительный регресс, или более красиво: дауншифтинг. Надёжно, но крайне сложно достижимо: преодоление генотипа требует значительных волевых усилий и умственной деятельности, а это – противоречие: по-умному - стать безумным.

4. Применять химические или растительные вещества. Надёжно, культурно одобрено, но вредно для здоровья, и нужно постоянно поддерживать градус – не стабильно во времени. Применять самые эффективные для этого средства – противозаконно.

5. Играть дурачка. Широко распространённый способ. Наполнять своё сознание максимальным количеством мыслеподобной информацией в виде просмотра телепередач, чтения примитивных текстов, имитации общения средствами электронной связи. Ненадёжно, в любой момент может попасться текст или сообщение, противоречащее массе предыдущих, его будет трудно забыть или игнорировать, из-за выделяющейся внятности среди моря шизофазии.

6. Активно работать над собой. Читать правильные тексты, слушать проверенных специалистов, выполнять отборные практики, осуществлять духовный путь. Прикупить чей-то частный вымысел о твоём предназначении. См. пункт 2.

7. Старательно уничтожать источники противоречий. Предметы, феномены, стирать источники информации, уничтожать людей. Искажать данные, лгать. См. Й. Геббельс, Д. Псаки.

8. Говорить о непроверяемых понятиях и феноменах. О Вселенной, о душе, о людях, о любви, о духовности, о б`ге, о торсионных полях, об энергетике, о заговорах, о влиянии звёзд. Ненадёжно, частный случай п. 2

9. Следовать принципу глупых: век учись – всё равно дураком помрёшь. Ничто не познаваемо, мной движет судьба (карма\духи\игра разума Будды\я персонаж сна летающего макаронного монстра\ничто ничего не значит\на всё воля б..)

10. Многое другое.

11. Радоваться каждому отрезвляющему когнитивному диссонансу, горячо благодарить тех, благодаря кому он произошёл. Принимая весь масштаб неприятных состояний от разрыва своих шаблонов, бояться их меньше, чем этих самых шаблонов в голове. Бояться глупости и ошибок в собственном сознании больше, чем чувств и эмоций. Спорить, искать, тренировать мышление, проверять высказывания, тексты, доказательства доказательств. Настойчиво искать именно тех, кто не успокоит или утешит, но разрушит твои защиты и домыслы, задаст самые опасные и острые вопросы, вместо твоих уютных ответов. Бывать именно там, где твои убеждения могут и будут пропущены через беспощадную сатиру. Ненадёжно, требуется слишком много честности и разумения. Если не получается, легко стать циником.

12. Смерть эго. Особое состояние предельной искренности, в результате которого внутренние противоречия преодолеваются, а извне уже не возникают. Подлинная смерть эго позволяет начать жить даже не так как в последний день, а так – словно ты уже не только жил, но и умер. Эта возможность открывается тем, кто эффективен при выполнении п. 11, а так же в глубоких состояниях изменённого сознания. В осознанных медитациях ума или тела, как при некоторых восточных практиках, единоборствах, на холотропном дыхании, при пиковых переживаниях см. А. Маслоу, а также – редко - в некоторых обрядах или ритуалах с употреблением сильнодействующих веществ.

В то же время, именно благодаря этому состоянию, именно этим переживаниям возникает тот самый вопрос. А если не так… то как? И как же он терзает душу! Как он заставляет не спать, отказываться от развлечений и приятелей, и искать, искать такой ответ, что уже не может быть опровергнут или искать дальше и лучше. Как раз из-за этого вопроса появилось всё то лучшее, что создано людьми сейчас и будет создано когда-то. Именно холодный ушат когнитивного диссонанса являет вопрос «как?», и именно эти неприятные эмоции подстёгивают найти ответ. Не так ли?

Люблю оказаться глупым и не правым. Это заставляет выбирать. Очаровываться дальше или разочаровываться. Приходится или прятаться или действовать. Сдаваться или торжествовать. Горячо верить или настойчиво изучать. Молиться или исследовать феномен. Испытывать массу неприятных эмоций или расцветать благодарностью за найденные ошибки. Унывать или смеяться. Убивать себя или это своё эго. Гаснуть или более красиво: светиться.

Устюжанин