Ахматова и Цветаева

Юрий Прокуратов
АХМАТОВА  АННА АНДРЕЕВНА (ГОРЕНКО) (1889, под Одессой - 1966, Ленинград), поэт.

ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА (26 сентября  1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга), поэт, прозаик.

Первая встреча Ахматовой и Цветаевой состоялась 7 июня  1941 у Ардовых, вторая - в Марьиной Роще, у Н.И. Харджиева
“Марина Ивановна вошла в столовую робко, и все время за чаем вид у нее оставался очень напряженным. Вскоре Анна Андреевна увела ее в свою комнату. Они сидели вдвоем долго, часа два-три. Когда вышли, не смотрели друг на друга. Но я, глядя на Анну Андреевну, почувствовала, что она взволнована, растрогана и сочувствует Цветаевой в ее горе. Ардов пошел провожать Цветаеву, а Анна Андреевна ни слова мне не сказала о ней. И после никогда не рассказывала, о чем они говорили”.
                Герштейн  со слов Ольшевской

* * *

Марина Ивановна говорила почти беспрерывно. Она часто вставала со стула и умудрялась легко и свободно ходить по восьмиметровой комнатенке....
....Анна Андреевна была молчалива.
Я подумал: до чего чужды они друг другу, чужды и несовместимы.
Когда Цветаева, сопровождаемая Т. Грицем, ушла, Ахматова сказала:- В сравнении с ней я телка.
Я рассмеялся:
- Но у Вас есть одно важное преимущество, которого нет у Цветаевой. Ваши стихи совсем не виртуозны.
                О второй встрече рассказал Харджиев.

* * *

4 апреля 1959. Марину на три версты нельзя подпускать к Пушкину, она в нем не смыслит низвука.
_________________
25 июня 1960
- Здорово, Сережа!
- Здорово, Володя!
И дальше: “опухшая рожа”... Нет, Марина Ивановна, негоже.
- Каркаает над кровью, как ворона, - жестоко сказала Анна Андреевна.
Жестоко? Да. Но не везет мне с Мариной Ивановной. Чуть только успею я что-нибудь полюбить, как непременно она же меня каким-нибудь стихом и оттолкнет...
______________________
22 мая 1961. Марина родилась негативисткой, ей было плохо там и было бы плохо здесь. Плохо там, где она.
_________________________
Она прочитала наизусть... Цветаеву (нет, мне не понравилось, слишком уж до конца все выговорено...)               
                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

* * *

…Все на свете перепутавшая Марина Цветаева
                Анна Ахматова