Египет - государство на берегах Нила

Зиппо Майран
    Тема: "Египет -государство на берегах Нила".

    В северо—восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато—жёлтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле нечёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов. Где вода – там и жизнь. Течение Нила встречало на своём пути пороги – каменные преграды на дне реки, мешавшие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно шла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующие огромные треугольник – дельту. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарник вокруг воды, бьющей ключом из—под земли. Египет – так называемая страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. Истоки Нила находятся в центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся с собой ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Каждый год в июле начинается разлив Нила. Накануне разлива ширина реки уменьшилась наполовину. Чёрную землю на берегах иссушало солнце, листья покрывал густой слой пыли. Всё живое изнемогало от жажды. Дождей в Египте почти не бывает. Но вот в Ниле прибывала вода, река становилась мутно—зелёного, а затем красноватого цвета. Вода поднималась с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Нил оживлял землю, жаждущую влаги. Взрослые и дети резвились в освежающих водах огромной реки. Широкие волны влекли за собой рым, сверкающих чешуёй. Над ними кружили стаи птиц. Лишь в ноябре Нил возвращается в свои берега и вода снова становится голубой и прозрачной. После разлива на полях осталось не только влага, но и плодородный ил. Вот почему почве в долине Нила мягкая, жирная. Её легко обрабатывать даже простой деревянной мотыгой. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормит многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам её не обрабатывал, — ремесленников, воинов, слуг и приближённых правителя Египетского государства.
    Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств. Они постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить соседей. В конце концов, долина Нила оказалась поделена на два больших царства: в низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению – Южный Египет. Царь Южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем. Корона царя Северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади. Между двумя царствами шли ожесточённые войны. Об этих войнах рассказывает знаменитый египетский рельеф – выпуклое изображение на камне. На нём изображён в короне Южного царства, замахнувшейся на своего противника. Внизу видны враги, спасающиеся бегством. Примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону: одна как бы вставлена в другую. Повелителей всего Египта называли фараонами. Столицей Египетского государства стал город Мемфис.
    Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники. На службе фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа. Они должны были не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов, слуг. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят. Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Вся страна, если смотреть на неё сверху, была похожа на шахматную доску. Во время разлива застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась к пахоте. Для орошения полей, удалённых от Нила, копали каналы.
    Древние египетские мастера сценки, показывающие труд земледельцев. На некоторых рисунках можно увидеть, как земледельцы плугом рыхлят землю и бросают зёрна ячменя или пшеницы во влажную удобрённую землю, серпами жнут колосья. После жатвы земледельцы разбрасывают колосья на твёрдой, утоптанной площадке и прогоняют по ним скот, чтобы обмолоть зерно. Затем его проветривают, подбрасывая руками или лопатками на ветру, чтобы отлетела шелуха, и, наконец, ссыпают в закрома. Из того зерна, что остаётся в доме, растирая его между двумя камнями, женщины приготовят муку. Из этой муки они замесят тесто и в горячих золе напекут лепёшек. Дерева в Египте мало, потому детей посылают сухую траву, сучья и навоз, который сушат и тоже используют как топливо для очага. На обед, кроме лепёшки, может быть одна—две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – фисташки, инжир, виноград. По праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и виноградное вино. Дом у простого египтянина – из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка. Двери редко запирают – красть всё равно не чего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная посуда. А вот и хозяева – одежды на них совсем немного: ведь очень жарко. Однако они любят всяческие украшения и амулеты – мелкие предметы (просверленные камушки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий. Египетский художник, живший четыре тысячи лет назад, изображал строительство дома. Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину; остальные делают кирпичи и носят их в коромысле, выкладывают стену и следят, чтобы она стояла ровно. В Египте были горшечники, ткачи, кожевенники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить. Сохранилось даже такое изображение: сидит женщина, перед ней глиняные сосуды. Рядом стоит египтянин, протягивающёй ей рыбу. Он ей предлагает меняться – это простейший вид торговли. Денег тогда ещё не было, и если оценивали товар, то говорили: он стоит столько же, как корова, или как два мешка зерна, или как десять медных колец. Писцов также можно видеть на древнеегипетских изображениях. На коленях они держат листки для записей. В правой руке у них тростинка для письма, а запасная «ручка» – за ухом. Писцы очень нужны вельможам и фараону. Они сосчитают и запишут всё, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. А земледельцы бояться писцов и жалуются на судьбу: гусеницы и саранча испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!
    Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени. Их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем, как жили вельможи. Ещё при жизни для него строили каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами Египтяне верили, сто всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше. Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в соду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, находясь под тенью и прохладой. Одежда вельможи – из тонких льняных тканей. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями. В комнатах у него – удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы. В надписях на стенах гробницы перечисляются всякие яства, которые приносили вельможе при жизни и должны давать и после смерти: всевозможные виды хлеба и печенья, жареная птица, мясо, фрукты, фрукты и сладости, разные сорта пива. Развлекают вельможу музыканты и красивые танцовщицы. Слуги готовы выполнять все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно ходить пешком за пределы дома. Рабы носят на специальном кресле. В гробницу ставили и маленькие фигурки работников. Египтяне верили, что они оживут и будут работать в «стране мёртвых» на своего господина. В надписях в гробницах вельможи рассказывали о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны. Они надеялись, что в «стране мёртвых» сохранят своё высокое положение и будут жить счастливо. Фараон давал вельможам поручения. Один распоряжался работами в царских каменоломнях, откуда привозили строительный камень. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о тайных заговорах на фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона. Четвёртый возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии и сообщил об этом в стихах:

Это войско вернулось благополучно,
Разорив соседнею страну.
Это войско вернулось благополучно,
Вырубив все деревья и виноградники.
Это войско вернулось благополучно,
Захватив много пленных.
Его величество хвалил меня за это чрезвычайно.

    Когда вельможи выполняли своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражники, а также писцы, которые вели учёт добычи или налогов.
    Во время торжественных приёмов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это означало, что в его руках было право властвовать и наказывать своих подданных. К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Обращаясь к фараону, заканчивал свою речь словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо мы дышим лишь по его милости». Все почести, которыми фараон одаривал вельможу, тот приказывал перечислить на стене своей гробницы. Часто знатные египтяне униженно называли себя ничтожными людишками, которые всем обязаны лишь благодеяниями фараона. Мало кому выпадала честь находиться перед самим фараоном. Бывало, при виде его у вельможи от волнения подкашивались ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или мёртв. Ведь перед ним на троне восседал сам великий владыка Египта. В знак особой милости вельможу могли назначить, например, «носителем царских сандалий». Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом, а само его приказать побить палками. Не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами. Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширяя свои владения и приумножать богатства.
    Для того чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско – большое и хорошо обученное. Писцы вели строгий учёт населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на долгие годы. Из них формировались отряды воинов, искусно владевших тем или иным видом оружия. Одни были вооружены луками, другие – копьями, боевыми топориками или кинжалами. Наконечники топорики и кинжалы изготавливались из бронзы сплава меди и олова. Бронза твёрже меди – бронзовое оружие давало преимущество над противником. Но всё же не очень твёрдый. Приходилось о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе, – его делали коротким и массивным. Защищались пехотинцы небольшим лёгким щитом, удобным в рукопашном сражении. Вражеские крепости штурмовали, приставляя длинные лестницы. Фараоны гордились успехами своих воинов. Художники любили изображать, как военный отряд отправлялся в поход. Воины идут нога в ногу, а замыкает колонну командир.
    В середине второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали использовать боевые колесницы, запряженные конями. У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колёсами укреплена площадка, где стояли двое – один управлял конями, а другой стрелял из лука и бросал в противников короткие копья – дротиками. Площадка крепилась к длинной палке – дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колеса и спицы, изготовлялась из прочного дерева. На площадке делалось, обтянутые кожей борта, чтобы защищать ноги возницы и стрелка. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней развевались разноцветные страусиные перья. Отряды на колесница могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника. Крупные сражения проходили так: когда посланные вперёд разведчики сообщали о приближении неприятеля, египетское войско готовилось к бою. Вперёд выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие беспорядок в ряды врагов. Потом в бой вступали пехотинцы, вооружённые копьями и кортиками. Неприятеля, обращённого в бегство, преследовали на колесницах.
    Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колесницами. Война для них была способом ещё больше обогатиться.
    Фараоны посылали свои войска на юг, на запад, на северо—восток. Южнее Египта находилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили племена ливийцев, обладавших большими стадами коров, коз, овец. На северо—востоке, в Азии, совсем близко от Египта находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на север располагались страны Палестина, Сирия, Финикия.
    Богатства соседних стран давно прельщали фараонов. Когда же у них появлялась хорошо обученная и вооружённая армия с лёгкими боевыми колесницами, они стали совершать туда походы почти каждый год. Войска возвращались с добычей в столицу Египта, который был тогда город Фивы. Гнали скот, везли ценную древесину, золото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.
    Самые крупные завоевания совершал около 150 года до н. э. фараон Тутмос. При нём египтяне захватили Нубию. Успешными были и походы в Азию – граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы освободится от власти фараонов.
    Из завоёванных стран египетские войны гнали толпы людей. Победитель имел право убивать побеждённого. Если он пощадил пленника, то становится господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.
    На торжествах в честь победы народ ликовал, видя несокрушимую мощь своего владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командиром и колесничим, отличившимся в битве. Многие тысячи чужеземцев должны были обрабатывать участки земли, принадлежавшие египетским храмам и фараону.
    Рядовому воину доставались тяготы походной жизни. Египтяне описывали его судьбу: бредёт он по горам и пустыням; как осёл, тащит запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт протухшую воду. В сражениях получает раны,  а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращается больной. Семья бедствует без кормильца: поля пустуют, посевы топчут бегемоты и уничтожают птицы.
    Фараоны часто не доверяли египетским войнам. Для своей охраны они предпочитали нанимать войско из чужеземцев. Наёмники, получавшие плату из казны, казались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.
    Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.
    Люди строили для богов жилища – храмы. Они вытёсывали из камня большие статуи богов или делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселится в изображение и слышит всё, что говорят люди, принимает их подарки.
    При храмах находились жрецы – служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умел разговаривать с богом – он особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал её, подносил вкусное подношение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавших в храмах. Распоряжались же ими жрецы.
    Жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов.
    Самым главным богом египтяне считали Солнце. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон—Ра. Каждое утро появится на востоке Амон—Ра. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амона—Ра. Но в тот день клонится к вечеру, потому что лодка спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Здесь бог света Амон—Ра вступает в смертельный бой с богом тьмы, свирепым змеем, имя которого Апоп. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен змей, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.
    Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатер неба. Египтяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое «земляное» животное. Богиня неба Нут представляли огромной коровой; её тёмное тело было усеяно звездами.
    Вначале Небо и Земля были неразделимы: Нут была женою, а Геб – мужем. Каждый вечер Нут рожала звёзды. И всю ночь они плыли по её телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон—Ра, Нут проглатывала своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты – какая свинья, пожирающая собственных поросят». Кончилось тем, Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землёю.
    Особым уважением пользуется бог мудрости Тот – у него голова птицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Богиня Бастет – гибкая чёрная кошка – покровительница женщин и их красоты.
    Египтяне поклонялись животным – птицам, змеям, рыбам, насекомым. При одном из храмов в Мемфисе содержали большого чёрного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Аписа. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных быков, кошек, крокодилов, похороненных по особым правилом.
    Некогда царём в Египте был бог Осирис. Большие тёмные глаза сверкали на могущественном лице, а волосы были блестящими и чёрными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни песчаных бурь. Е него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.
    Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придётся в пору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мёртвых». Один за другим за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лёг деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.
    Горько плакала жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она в густых зарослях на берегах Нила. Нянчила там маленького сына – бога Гора. Когда гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Воскрес бог, но не захотел оставаться на земле. Стал он царём и судьёй в «стране мёртвых», а Гор – покровителем земных фараонов.
    В Египте самое трудное время года – засуха в мае—июне. Египтяне верили, что тогда и умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья – это снова ожил Осирис.
    Что рассказывали египтяне о «царстве мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешают жить в том царстве после смерти.
    Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведёт он на суд Осириса, который восседает на троне. Умерший, стоя в белых одеждах, клянётся: «Я не делал зла. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руки на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!»
    Показание умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини правды Маа;т. Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и правдивым человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово проглотить любого, кто солгал и при жизни творил зло. А праведника пропускают на чудесные поля мёртвых.
    Но для существования в «царстве мёртвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне очень заботились об сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами – оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб – саркофаг, на котором писали заклинания и изображения богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.
    Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца. Они верили, что Амон—Ра – царь среди богов, а его сын, фараон, — царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же, как и без Солнца, невозможна жизнь на Земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, коровы рожали телят, а овцы – ягнят. Разливы Нила происходили регулярно в определённое время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Всё должно подчиняться воле фараона – не только, но и сама природа.
    На западном берегу Нилу величественные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса – была построена около 2 600 года до нашей эры. Её высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужен целый километр. Семь знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них – египетские пирамиды. Многие путешественники стремились поведать. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже железных орудий труда.
    Н строительстве пирамид трудилось множество каменотёсов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжёлые камни. Древний историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамид требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного руда и тех лишений, на которые обрекли его фараоны – владыки Египта.
    Знамениты и другие сооружения – храмы. Подойдём к одному из них.
    Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, – два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышались массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из граниты огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски – каменные «илы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые серебром или золотом, ослепительно сверкают на солнечных лучах.
    За воротами – широкий двор, окружённый колоннами (колонна – высокий столб, обычно служащий опорой здания). Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возвышается их могучие стволы. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма.
    В дни праздника в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах—храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма.
    Во втором тысячелетии до нашей эры египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времён фараонов, их погребения были разграблены.
    Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на каменных дверях цела. Никто не входил сюда более трёх тысяч лет – все сокровища остались на месте!
    Посреди первой комнаты стоял трон – на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы из полупрозрачного камня, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нём – второй саркофаг, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвёртом саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.
    Пойдёмте в музей! В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. В чём же особенности работ древнеегипетских мастеров?
    Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила. Вот так восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая – к коленям. Это не естественная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.
    Были другие правила: мужчины изображали с кожей тёмного цвета, женщин – светлого. Фигуры фараонов – всегда большого роста. Фараон обычно гораздо выше своих вельмож; простые люди в сравнении с фараонами совсем маленькие.
    А вот каким правилам следовали художники и скульпторы Египта при изображении человека в росписях и рельефах. На стене гробницы – фигура вельможи. Верхняя часть его тела – руки, плечи – выглядят так, как будто смотрим на него спереди, а ноги – будто смотрим сбоку. Голова тоже повёрнута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо.
    Большинство статуй находились в гробницах. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа её «знала» и вместилась в неё (если мумия почему—либо не сохранилась). Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.
    В Москве Вы можете посетить музей изобразительных искусств, а в Санкт—Петербурге – музей Эрмитаж. Там Вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.
    Загадочные письмена. Стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие знаки египтян ещё в древности называли «иероглифами» — «священными письменами».
    В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда—то египтяне просто рисовали всё, что хотели сказать. Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя было изобразит рисунком.
    Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», что означало не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» обозначавший не только слово «хлеб», но и употреблялся как звук «т», поэтому по—египетски «хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок мог означать и несколько звуков: иероглифом «мотыга», по—египетски — «мер», могли записывать сочетание двух согласных звуков «м» и «р» в каком—нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Как определить, что имеется в виду? Египтяне придумали ещё одну хитрость. Они ставили рядом со словом значок—определитель, который не читается, а только определяет, о чём речь. Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.
    Египетские папирусы. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти узкие полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковый волокна выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу, — его же называли папирусом. Когда листок исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась всё длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток. В одном музее хранится один свиток длиной более сорока метров.
    Школа готовила писцов и жрецов. Школы обычно находились при храмах, а учителя в них были жрецы. Не все египтяне хотели в школу.  Дети просты земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.
    Папирус был недешёв, и сначала мальчиков учили писать на чём—нибудь другом, например на черепках битой посуды. Потом им доверяли и папирус. На нём писали острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Рядом в пенале находилась красная краска, которой выделяли начало новой мысли.
    Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчёты для строительных работ, нужны были математические знания. Занимались они и астрономией, определяя движение светил.
    Наблюдая за небом, египетские жрецы составили точный календарь и предсказали, в какой день начнётся разлив Нила, — ведь это было очень важно. Для измерения времени они употребляли водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и «времени утекло».
    Не просто за звёздами наблюдали жрецы – они как бы проникали в тайну движения самих богов. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.