Основы православия. ч. 4, г. 9 продолжение

Борис Ляльченко
2. К законопреступному убийству, кроме непосредственного убийства, каким бы то ни было орудием, относятся следующие и подобные случаи:

     1) Когда судья осуждает подсудимого, невинность которого ему известна.

     2) Когда кто укрывает или освобождает убийцу и тем дает ему возможность к новым убийствам.

     3) Когда кто мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как например, если богатый допускает бедного умереть от голода.

     4) Когда кто превышающими силы тягостями и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных, и тем ускоряет их смерть.

     5) Когда кто невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь, т.е. совершает самоубийство.

3. Самоубийство есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противно природе убить другого, подобного нам человека, то еще больше противно природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам, как собственность, но Богу, Который дал ее.

4. Шестая заповедь подразумевает запрещение поединков для решения частных распрей. Поелику разрешать частные распри есть дело органов государственной власти, но вместо того поединщик своевольно решается на такое дело, в котором предстоит явная смерть и ему и сопернику, то в поединке заключаются два ужасных преступления: убийство и самоубийство.

5. К особой категории, кроме телесного убийства, можно отнести убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто совращает ближнего в неверие или в беззаконие, и тем подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". (Матф.18:6).

6. К сему греху в некоторой степени относятся все дела и слова, противные любви, и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца". (1Иоан.3:15).

7. Всякое выражение ненависти предосудительно, ибо оно является своеволием, на которое люди не получили дозволения от Господа.

8. Шестая заповедь не распространяется на состояние войны или смертной казни по суду. Заповедью воспрещается только убийство по ненависти или произволу, ибо продолжение речи Господней после десятословия повелевает казнить смертью не только убийц, но и злословящих на отца или мать, и даже таких людей, которые держали заведомо бодливого вола, если он забодает человека. (Ис.21).

9. Хотя война есть великое зло, но отказ частных лиц или обществ в ней участвовать производит еще большее зло, ибо является причиной войны междоусобной и братоубийственной, как о сем свидетельствует история и современность.

10. Смертная казнь есть тоже великое зло, но оно допустимо в тех случаях, когда является единственным средством остановить многочисленнейшие убийства, например, во время вооруженного восстания.

11. Ясно высказанное суждение о войне имеется в каноническом послании Св. Афанасия Великого к Аммуну Монаху.

12. На невольного убийцу возлагается церковная епитимия за то, что он не предпринял предосторожностей, дабы отклонить возможность происшедшего несчастия. Если он и в этом невиновен тогда он принимает меньшую епитимию для испытания своей совести, не попустил ли Бог произойти несчастию вследствие его прежних грехов.



Глава 10. О седьмой заповеди.


1. Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние.

2. Под именем прелюбодеяния запрещаются:

     1) Блуд, или беспорядочная плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве.

     2) Прелюбодейство, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним.

     3) Кровосмешение, когда союзом подобным супружескому соединяются ближние родственники.

     4) Рукоблудие или малакия,- когда сему греху предаются наедине.

3. О скрытом прелюбодействе Спаситель сказал: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Матф.5:28).

4. Чтобы не впасть в сие тонкое внутреннее прелюбодейство, надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства, как то: сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных зрелищ, чтения книг, в которых с привлекательностью описывается нечистая любовь, эротических и порнографических фильмов и т.п. Должно стараться жить по Евангелию, и не смотреть на то, что соблазняет. "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну огненную". (Матф.5:29).

5. Подразумевается вырвать соблазняющий глаз не рукою, а волею. Кто твердо решился и не смотреть на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз.

6. То, что Церковь так понимает слова Христовы, а не буквально, видно из того, что она, согласно каноническим правилам, отлучает оскопивших себя от общения на известный срок, а затем приняв покаявшегося, не дозволяет ему вступить в клир.

7. Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и Храмы Святаго Духа, и что напротив того, блудник грешит против собственного тела, то есть, растлевает оное, заражает болезнями, и повреждает даже душевные способности, как-то, воображение и память. (См.1Кор.6:15,18,19).



Глава 11. О восьмой заповеди.


1. Восьмая заповедь запрещает кражу, или присвоение каким нибудь образом того, что принадлежит другим. 

2. Главнейшие грехи, которые запрещаются этой заповедью:

     1) Грабительство, или отнятие чужой вещи явным насилием.

     2) Воровство, или похищение чужой вещи тайно.

     3) Обман, или присвоение чего нибудь чужого хитростию, когда, например, платят фальшивые деньги, плохой товар вместо хорошего, посредством обвешивания и обмеривания не додают проданного, скрывают свое имущество, чтобы не платить долгов, не исполняют обязательства по условиям или по завещаниям; когда скрывают виновного в краже и тем лишают удовлетворения обиженного.

     4) Святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу, и что принадлежит Церкви.

     5) Духовное святотатство, когда одни предают, а другие восхищают священные должности не по достоинству, но по видам корыстным.

     6) Мздоимство, когда берут мзду с подчиненных или подсудимых, и по видам корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невинных.

     7) Тунеядство, когда получают жалование за должность, или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и таким образом крадут и жалование и плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого надлежало работать; также, когда имеющие силу приобретать пропитание трудом, вместо того, живут милостынею.

     8) Лихоимство, когда под видом некоторого права, но в самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или даже самые бедствия ближних; например, когда заимодавцы обременяют должников ростом, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работами, когда во время голода продают хлеб слишком высокою ценою.

     9) Корыстолюбие и мелкое воровство довело Иуду Искариота до предательства своего Божественного Учителя, после чего его охватило отчаяние, закончившееся самоубийством.



Глава 12. О девятой заповеди.


1. Девятая заповедь запрещает ложное свидетельство на ближнего, а также и всякую ложь.

2. Под ложным свидетельством подразумевается:

     1) Ложное свидетельство судебное, когда на кого в суде свидетельствуют, доносят, или жалуются ложно.

     2) Ложное свидетельство кроме суда, когда на кого клевещут, заочно, или кого в лицо порицают несправедливо.

3. Даже кажущаяся безвредной ложь не позволительна, потому, что несогласна с любовию и уважением к ближнему и не достойна человека, и наипаче Христианина, как созданного для истины и любви. "Отвернув ложь, говорите истину каждый ближнему своему". (Ефес.4:25).



Глава 13. О десятой заповеди.


1. Десятая заповедь запрещает желания, противные любви к ближнему, и, что неразлучно с желаниями, помышления, противные сей любви.