Начальник Чукотки. Глава I

Андрей Рамбов
Что знает рядовой обыватель о самом удаленном регионе России-Чукотке?

Очень мало,крайне мало,почти ничего,если точнее,то знает,что:

-На Чукотке в  20-е годы был Начальник.

-Чукча-герой русского фольклора.Он не читатель,а писатель,что видит,то поет,знает два слова,оленя и тюленя,из всех цветных телевизоров предпочитаете зеленый,в армии дружил с грузином,а в трехкомнатной квартире в туалете оборудовал ярангу,а в туалет бегает в оставшиеся комнаты,там он  оборудовал тундру.

-Кто то вспомнит чукотского писателя Юрия Рытхэу,правда,мало кто его читал.Да и прожил Юрий Рытхэу в Ленинграде большую чать жизни.

-Из новейшей истории,возможно вспомнят,что «начальником Чукотки» некоторое время был сам Роман Абрамович,управляя чукчами по удаленке из Лондона.

Пожалуй все.


Рассказ старпома Вити,ветерана «северных завозов»,рейсов к берегам Чукотки с разнообразным снабжением и колониальными товарами, где-то в начале 80-х. Борт теплохода ледового класса «Капитан Кондратьев» Дальневосточного морского пароходства. Восстановлено по памяти,присутствует художественный вымысел)))

Справка.

Для моряков Мурманского,Северного,дальневосточного и Сахалинского пароходств,снабженческие рейсы на север были настоящим наказанием.Идти туда не хотел никто.

Во-первых,ясная поляна,идти надо летом,конец июля,начало августа,а экипаж начинают дергать уже с июня.Прощай летний отпуск.Даже не помышляй.

Во-вторых,голимый каботаж,ни тебе валюты,ни чеков,ни отоварки,ничего.Это тебе не джинсами и касетами в Сингапуре тариться.Нет,платили за полярную навигацию в целом хорошо.Райкоэффициент с 1.4 подскакивал до 1.8,премиальный,15-25%,может за перевыполнение плана подкинут,за самовыгруз,по тоннажу,за работу на грузовых стрелах,за тальманство(счет груза) и еще по мелочам.Но все равно неохота.Потому,что

В-третьих.Потому,что надо много работать.Самовыгрузка-это на горбу таскаешь мешки,ящики и коробки со всяким барахлом.И все это перегружаешь на баржу,а потом на склад на берегу.На холоде и пронизывающем чукотском ветру.
Соответственно, экипажи на «навигацию» формировались почти как во времена Флинта и Моргана по припортовым кабакам. Брали тех,кто числился «в залете»(читай попавшихся на пьянке). «Сходишь на север,мы тебе все простим,и пьянку в Бомбее и медвытрезвитель в Находке.» Вынужденно соглашались,но пить не прекращали.

Молодежь.Курсантов-практикантов.Рабсила здоровая и свежая,платить много не надо.
Выпускников мореходных училищ и школ(шмонек).Бросали на север как щенят в пруд.Выплывешь-будешь работать дальше.Нет,придешь в кадры после навигации и бросишь на стол заявление об увольнении со словами…...я ваше пароходство и море,туда тебе и дорога.Иди в таксисты.

«Вербованных».Заманивали с улицы,прельщали большим заработком.Кадровички пели,как сирены под бортом корабля Одиссея недалеко от острова Итака.Тем более на навиггацию брали и спецконтингент,шкиперов барж и трактористов с крановщиками.Вот тут бывало уже приходили люди конкретные и реальные.Многие с непростой биографией,с телами украшенными наколотыми на пальцах перстнями и куполами на спине.

Любителей сладкой морковки.Среди них оказался и старпом Витя.Карьера на флоте в те годы шла со скрипом,стать капитаном можно было годам к 50,и то ,при хорошем раскладе,а вторым раньше 30 –и не мечтай.А Витьку всего то 26,но парень умный с отличными характеристиками,рвется во вторые помощники.Вот тут то его и поймали кадровики «на крючок».Давай Витя,сходи на Север на «Кондратьеве»,тем более курсантом и 3-м ты там уже был,а по возвращению,пойдешь на ремонт в Сингапур,на родном «Барсе».Пойдешь уже вторым. «Барс»- был такой океанский буксир в составе АСПТР (аварийно-спасательной службы) Дальневосточного пароходства.Ну Витек и раскис,согласился.

Витька не смущал даже тот факт,что предыдущий второй помощник,а он еще и ответственный за груз,вот уже полгода находился под следствием и подпиской и как на работу ходил в ОБХСС по Приморскому краю,хорошо хоть был оставлен на свободе.Сам Витек,после нескольких лет на буксире,в грузовых делах шарил не очень здорово.

А когда не хватало «залетчиков»,курсантов, «верботы» и любителей морковки, в дело пускали административный ресурс и направляли на судно,идущее  на северА,приказом нач.ОК,под страхом увольнения с волчьим билетом.

Все,экипаж сформирован,тх «Капитан Кондратьев» подан под погрузку во Владивостокском морском торговом порту….