Из личной переписки

Сергей Матросов
     Из личной переписки

          … Что-то пошло не так. Причём это случилось на определённом участке времени. Многое из числа элементарных правил в природе просто перестало работать. Были какие-то знания (сейчас утраченные), которые позволяли, к примеру, строить пирамиды, свободно летать в космос как в другой город, совершенно не обращать внимания на земное притяжение, делать уникальные сплавы металлов и перемещать в пространстве целые планеты. Тому есть совершенно обоснованные доказательства. Создаётся ощущение амнезии. На уровне подсознания понимаешь, что вернуться к тому, что когда-то было, невозможно, но где-то заложенная глубоко внутри тебя генетическая память говорит об обратном – это реально! Реально потому, что это уже было и не нужно приводить никаких тому доказательств. Однажды всё изменилось. Круто изменилось. И в мире и в отношениях. Особенно в отношениях. В современном мире существует множество социально-правовых законов, обуславливающих поведение человека и его отношения к себе подобным. Это и психология с этикой, это и психоанализ с уголовным и гражданским кодексом, конституция, наконец, и ещё масса других нагромождений, определяющих поведенческий характер человека в обществе. Я уже не говорю о толерантности и политкорректности, как уродливым ответвлениям от общепринятых норм. И заметь, что чем дальше, тем уродливей эти законы становятся. А что же сам человек, который их придумывает и проводит в жизнь? Сможет ли урод по своему духу создать всем на благо, скажем, теорию относительности? Несут ли ответственность те, кто создаёт уродливые социальные законы перед всем человечеством, и кто их будет судить за это? Уродливое человечество? Куда идём, товарищи? Ума не приложу, как раньше с этим справлялись? А может и не справлялись вовсе, потому и мыслили по другому? Потому и пирамиды строили, что б на века. Свободные люди от социального бремени, знающие только некие заповеди своих учителей и строго их придерживающиеся. Знали - если хоть одна заповедь будет нарушена, то конец всем и всему. Просто и со вкусом. Они были настоящими художниками жизни и творили в своё удовольствие, не задумываясь чёрный ты или жёлтый, бедный или богатый, есть ли у тебя самолёт или только лошадь. А ведь кто-то когда-то нарушил?

              1.  Ответственен ли К. Маркс за Пол Пота или Ницше за Гимлера? Или "Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибёт"?
2. Художник - это творец, свободная личность, живущая вдохновением, изрекающая возвышенное и одухотворённое. Однако истинный Творец - не он. Через Художника лишь проходит нечто из мира бессознательного (неземного) и он воплощает эти открытия, часто помимо своей логики и разума, не будучи властен над этим процессом. Набор этих идей и законов (в буддизме - "дхарм"), осколков бытия и судеб вечно хранится в мире, Художник лишь открывает дверь внутри себя, выпуская слова, звуки и образы наружу. Так же и первооткрыватель-физик вырывает из подсознания то, что дано ему в эволюции, то, что должно в данный период истории появиться на свет и воплотиться в жизни через труд людей.
   Наиболее глубокие ответы человек получает, погрузившись внутрь, познавая себя. По еврейскому преданию, ребёнок уже в утробе матери обладает полным знанием (Торы), но при рождении ангел бьёт его по губам и он всё забывает, чтобы мучительно вспоминать всю жизнь.
   По существу, когда речь идёт об источнике гениальных озарений, можно предложить только два существенно различных ответа:
- перебор вариантов (в духе дарвиновского естественного отбора для идей) и
- Господь надоумил.

           Человечество ещё (или уже) находится в стадии младенчества. Рвёмся вверх, когда на земле ещё столько загадок и вопросов, на решение которых у нас просто нет времени и желания, а главное не хватает ума и информации. А может потихонечку назад? Ничего не ломая и не разрушая. К тем истинно человеческим качествам типа «не убей, не укради, не прелюбодействуй…». Может тогда что-то приоткроется такое, чего не видно из-за слоя искусственных социальных нагромождений? Может, тогда сможем разглядеть кусочек истины?

            По теории философа К.Поппера существует третья вселенная, откуда берутся ещё не написанные (но уже существующие ! ) художественные тексты и не сделанные научные открытия, которые переводятся во вторую вселенную - человеческую культуру. А первая вселенная - это материальный (физико-астрономический) мир. Аргументом в пользу этой теории служит то общеизвестное обстоятельство, что такой перенос часто делается несколькими людьми одновременно, когда настало время (например, периодическая таблица элементов или формулировка специальной теории относительности).
       Та идея является содержательной (выдающейся), которая не может быть получена перебором вариантов. Которая не может быть сформулирована компьютером, в который загружена вся сумма знаний, накопленных человечеством. Подавляющее большинство научных работников занимаются не слишком сложным перебором вариантов, собирая свои работы из фрагментов работ предшественников (если метод, описанный в статье А, применить к задаче, сформулированной в статье Б ...). И этих учёных можно заменить компьютерами. На радость материалистам. Но может ли такая схема объяснить появление радикально новых идей? Можно ли перебором вариантов прийти к общей теории относительности, или к квантовой механике, или к теории множеств?
     Компьютер полностью заменил бы, например, человека-математика, если бы математика была полностью формализованной системой, выводимой из конечного набора аксиом. Но даже в пределах арифметики натуральных чисел (про иррациональные числа, высшую математику, теорию узлов, струн и пр. я уже молчу), по знаменитой теореме Геделя о неполноте существуют утверждения, неопровержимые и недоказуемые на основании любого конечного набора аксиом. Существуют алгоритмические задачи, которые в принципе не могут быть решены никаким компьютером за конечное число шагов, каким бы огромным оно не было. Далеко не все такие задачи являются бессмысленными или неинтересными. Например, не существует общего способа определения, можно или нельзя замостить без зазоров плоскость плитками из данного набора (даже если ограничиваться только плитками-многоугольниками).  Дело в том, что множество всех задач, которые могут быть решены всеми настоящими и будущими компьютерами, - счётно. Человек же способен работать с идеей актуальной бесконечности. Каждый человек обладает зачатками топологического мышления, основанного на идее непрерывности. На уровне физиологии различные виды мышления связывают с полушариями человеческого мозга:
- правополушарное мышление - непрерывное, образы, топология;
- левополушарное мышление - логическое, символы, буквы, слова, дискретное, алгебра).
       Творческое мышление предполагает выход за рамки бинарной компьютерной логики. Разум человека не ограничен вычислительной способностью и даже не ограничен способностью мозга! Да, физический мозг ведёт себя как вычислительное устройство, но разум - это нечто за пределами мозга. То, что сознание есть продукт деятельности мозга, является предрассудком нашего времени. Квантовая картина мира, основанная на корпускулярно-волновом дуализме, лучше соответствует структуре человеческой психики, чем компьютерный классический мир.
3. Человек живёт среди множества живых существ на Земле (и даже, в некотором смысле, во всей Вселенной и во многих других Мирах). Возникает вопрос, существует ли индивидуальное сознание, ведь само слово "Со-знание" (со-переживание, со-участие) предполагает коллективную природу этого явления.
       Живя в обществе, человек вынужден считаться с его социальными законами. Только благодаря коллективному характеру сознания могут быть устойчивость и порядок в социуме. Кстати, в квантовой механике также вводятся стационарные и квазистационарные состояния системы.
       Для согласования миров, творимых различными людьми, создаются детские сады, школы, университеты, суды, тюрьмы, армия, святая инквизиция, пишутся книги, издаются газеты, существует телевидение и т.д. и т.п. К концу ХХ века, как реакция на коллективистские (стадные) идеологии фашизма, коммунизма, современного общества потребления, распространилось движение хиппи 60-х годов. Разумеется, всё кончилось ничем.
    Стремление человека сохранить свою (порой ложно понятую) индивидуальность при неприятии диктата со стороны общества приводит к эскапизму - попыткам укрыться от реальности в вымышленном или виртуальном мире. Человек погружается в компьютерные игры или мир героических фэнтези. Погружаясь в виртуальную реальность, человек нагромождает уже целую баррикаду миров, создавая свой собственный мир в рамках мира, созданного разработчиком компьютерной игры, писателем или сценаристом, и так далее, почти до бесконечности. Пробиться через этот завал к Истинной Реальности уже практически невозможно. Мир вокруг нас - это мир прокладок, правильного пива и деловой карьеры. Чтобы не скатиться к безумию, мы нуждаемся в Восстановлении. Мы должны заново взглянуть на зелень; должны поразиться, глядя в бездонную синеву, на золотые и красные краски рассвета. Должны вернуть ясность взгляда. Очистить видимые предметы от тёмных пятен банальности и обыденности. На время убежать из Реальной Жизни и этот поступок – совершенно необходимый, если не героический. Уйти в первичный мир Природы и окунуться в Высшую Реальность.

            Согласен. Ещё не всё потеряно. Уникальный генетический код пока сохранён и работает. Он позволит сохранить и использовать глубинные знания мироустройства. Если образно, то те, кто владеет им, способны на многое. Такие люди или целая общность людей время от времени способны трансформироваться в совершенно новые образования и формы существования, не меняя при этом своей идентичности, а в случае крайней опасности, грозящей самому существованию нации, полностью растворяться в природе, невероятнейшим образом превращаясь или сливаясь в одно с ней целое. Это целое может походить в своём проявлении на ветер, который, набирая силу, становится ураганом, сметающим всё на своём пути. Разрушив всё вокруг до основания, этот ураган, наконец, успокаивается, опять переходя в ласковый тёплый ветерок, который поднимает с земли куски молочного тумана, из которого словно в сказке появляются могучие и красивые люди. Ничего не напоминает?