Этюды пессимизма, 2

Виктор Ремизовский
Человек – биологическое существо

Человек – биологическое существо. Способность некоей природной структуры к адаптации и росту возникает с появлением клетки. Из И.С. Шкловского: «Развитие нервной системы существенно увеличило способность организмов к адаптации, их пластичность». Так, по данным С.М. Шугрина и А.М. Обута скорость движения нервного импульса по лучевому нерву человека в четыре раза выше, чем у лягушки по седалищному нерву, а у лягушки в девять раз эта скорость выше, чем у сколопендры по ганглию. Но этих свойств – адаптации и пластичности – по И.С. Шкловскому, для возникновения разума недостаточно. По его мнению, разум можно определить как адаптацию организмов для их сложного социального поведения.
Весьма и весьма спорное соображение, ибо в таком случае разумом в человеческом смысле обладают и муравьи, и пчелы, чего на самом деле нет.
Всеми действиями и поступками Человека руководят чувства, желания, физиологические потребности, инстинкты. Мозг при этом играет второстепенную роль, он прислужник чувств, раб желаний и физиологических потребностей. Эрих Фром: «Самой поразительной особенностью человеческого поведения является демонстрируемая человеком огромная глубина страстей и влечений… Даже при полном удовлетворении голода, жажды и сексуальных влечений «он», человек, не удовлетворен. В противоположность животному, у человека самые непреодолимые проблемы этим не разрешаются, а с этого только начинаются. Он стремится к власти, или к любви, или к разрушению, он рискует своей жизнью ради религиозных, политических или гуманистических идеалов, и эти стремления как раз и составляют то, что определяет и характеризует особенность человеческой жизни».
Очевидно, надо разграничить инстинкты и физиологические потребности от желаний. Животное не может желать, желать может только обладатель самого беспокойного органа, то бишь, Мозга. Желаний у Человека бесконечно много. Но есть среди них и доминирующие – желание проявить себя, желание власти и желание любви. При определенных обстоятельствах доминирующим может оказаться и любое другое желание, проявление идеи фикс (франц. idee fixe) – устаревший медицинский термин, обозначавший одержимость человека навязчивой, маниакальной идеей.

Человек глуп. И не просто глуп, а многократно глуп потому, что он думает. А «думание» порождает глупость в её бесчисленных проявлениях. Жан Жак Руссо: «Состояние размышления – это уже состояние почти противоестественное, а человек, который размышляет, – животное извращенное».
Думание вредно не само по себе, конечно. Речь идёт об определённом направлении этого загадочного процесса. Любопытно-печальные наблюдения о результатах думания о себе любимом приводит в своей книге Венди Норткат. Это особый отряд Homo Sapiens'ов, который автор называет номинантами на «Премию Дарвина», а Образцов – просто дураками.
Предисловие к книге Венди Норткат, написанное Петром Образцовым, так и названо: «Премия Дарвина, или Вторая «Похвала Глупости».
А что такое «глупость»? Академик С. И. Ожегов определение слова «глупость» в своем словаре не дает. Но есть прилагательное «глупый» – это «1) с ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый; 2) не обнаруживающий ума, лишенный разумной содержательности, целесообразности». То есть уважаемый академик не дает ясного ответа на вопрос: а что же такое глупость.
В четырёхтомном «Словаре русского языка»: Глупость – недостаток ума, несообразительность, а также – свойство по прилагательному глупый.
И, наконец, Владимир Даль: отдельной статьи на слово «Глупость» тоже нет. А внутри статьи на слово «Глупый» сказано: «Глупость, ж. – свойство глупаго». И всё!
Глупость может совершить только обладатель Разума. Все те, кто не обладает разумом, в принципе (по определению, по умолчанию) не могут совершить глупость. Они живут по инстинктам, а это алгоритмы наиболее рационального поведения в конкретных условиях. Камни, деревья, всевозможные жители моря, тайги, пампас и даже приматы не могут совершить глупость. Глупости может делать только Человек, обладатель Разума. Венди Норткат: «А необходимым условием возникновения глупости является, в общем-то, наличие разума». Прелесть!

Справка
Глупость, по утверждению Венди Норткат, имеет свой персональный ген в организме человека («ржавая хромосома»). И потому «Премия Дарвина» вручается тому, кто благодаря своей глупости не оставляет после себя потомства, то есть не передает ее, способность делать глупости, по наследству. И тем как бы очищает человечество. Это и есть основание для присуждения «Премии Дарвина».
Проведен опрос: сколько времени потребуется, чтобы человек эволюционировал до такой степени, что номинанты на Премию Дарвина перестанут появляться? Восемьдесят четыре процента (!) опрошенных ответили – этого не случится никогда. То есть проявление глупости неуничтожимо, несмотря на так называемое развитие цивилизации человеков.

     Из Эразма Роттердамского: «Но я сама была бы всех глупее [так говорит о себе сама Глупость! – В. Р.] и вполне достойна того, чтобы Демокрит хохотал надо мной во все горло, если бы вздумала исчислять здесь все разновидности глупости и безумства, существующие в народе».
К сожалению, немногие великие понимали это. Я хочу вослед за Стефаном Цвейгом отдать дань уважения и восхищения Эразму Роттердамскому. Его «Похвальное слово Глупости» – есть глубочайшее понимание проблемы человеческого ума и человеческой жизни как таковой. В этом плане он, безусловно, выше и Платона, и Аристотеля, и всех прочих мудрецов. Только благодаря глупости жизнь человека бывает сносной, утверждает Эразм Роттердамский: «Ежели поглядеть на наш мир с высоты небес, как Юпитер смотрит, по рассказам поэтов, скольких бед исполнена жизнь человеческая: жалкое и грязное рождение, мучительное учение, детство, подверженное стольким обидам, юность, обременённая столькими трудами, тяжкая старость, горестная необходимость смерти, целая рать болезней, множество несчастных случайностей и житейских докук. Повсюду мёд отравляется желчью».

Примечание.
Трудно понять, почему это великое произведение называют «памфлетом». А по-моему, это выдающийся научный труд. Правда, написан он со свойственной автору иронией, что придает этому произведению особую привлекательность.

Человек дважды глуп потому, что он не понимает своей глупости. Ему кажется, что он умён и даже мудр, что он – венец Природы, что ему обязательно надо – и он может! – разгадать «тайну» Вселенной, поймать и обуздать бозон, как он раньше уже сотворил «мирный» атом – «мирный» Челябинск-57, «мирный» Чернобыль-86, «мирная» Фукусима-1 в 2011 году и еще сотни «мирных», но пока, слава те, более мелких. Когда речь идет о «мирном» атоме, то следует отметить прямую зависимость: чем выше степень защиты, тем разрушительнее последствия при ее нарушении. Впрочем, это касается не только игр с «мирным» атомом.

Человек трижды глуп, ибо уверен, что именно он есть венец Природы, её высшее достижение. Которую – Природу – потому и губит всеми доступными ему способами. А у Природы нет ни высших достижений, ни низших – она себе живёт и живёт, не задумываясь над тем, что выше, а что ниже, что «прогрессивно», а что «регрессивно». Из Юрия Салина: «Цивилизованный» человек не любит природу. Возлюбить ближнего – значит, прежде всего, перестать объедать его, говорил Лев Толстой; соответственно, чтобы возлюбить природу, надо всего-то-навсего перестать объедать ее. Европеец любит колбасу, а говорит о любви к природе».
     Человек уже практически необратимо нарушил экологическое равновесие в Природе. Отходы промышленности (миллионы тонн железа, ядохимикатов и прочего), отходы жизнедеятельности (сотни тысяч тонн пластика, стекла и прочей химии), безумные эксперименты надо всем и вся загадили планету до такой степени, что цивилизация человеков уже поражена целым комплексом генетических заболеваний. И это естественно! Ибо закономерно.
Усилиями человеков замусорен уже и ближний космос. Но Человек на этом не остановится. Сначала он замусорил космос, а теперь будет мучительно думать, как его очистить. Повтор истории со жвачкой, только масштаб другой.

Примечание.
В далеком 1985 году автор руководил небольшим геологическим отрядом на северо-востоке Камчатки, на полуострове Ильпинском. Забрасывались мы туда вертолетом. Никаких поселений на многие километры. Никого! И тем не менее, следы жизнедеятельности Homo sapiens встречались. Я тогда записал: «Даже там, где не ступала нога человека, можно споткнуться о бутылку из-под водки и поскользнуться на пластиковом пакете». И ведь это точно!

     Но Человек по-прежнему жаждет приручить, завоевать, покорить Природу на Земле с тем, чтобы потом полететь на Марс и сотворить там то же самое. А в отдалённом будущем – и со всей Вселенной. Мечтатель! Лично я уверен, что этого не произойдет потому, что Человек прежде того сам себя уничтожит. И в этом «его призвание».
Альберт Эйнштейн: «Бесконечны только две вещи – Вселенная и человеческая глупость. Правда, насчет Вселенной я не совсем уверен».