Любительское кино

Юрий Потапенко
(Напечатано в газете "Новый Петербургъ", номер 45 от 6 ноября 2014 г.)


К знакомому учителю, который снимает любительские фильмы, игровые и документальные, часто  с участием школьников, пришли недавно проверяющие и потребовали лицензию. На съемки... Проверка произошла по навету одного не вполне адекватного родителя, которого не спросили разрешения об участии его ребенка в съемках. Разрешение мамы ребенка его, видите ли, не устраивало. Делегация смущённо удалилась после того, как учитель поведал о  множестве положительных статей и сюжетах на ведущих каналах  ТВ о его хобби и представил копии дипломов с  фестивалей кино. А приходили ведь,  видимо,  поставить на место безнравственного режиссера, якобы разлагающего детей... Но, самое главное, учитель объяснил проверяющим, что не лицензия нужна на съемки, а прокатные удостоверения на фильмы, ответственность за отсутствие которых введена законом  с июля 2014 года... Получается, что нововведения  уже пытаются применить на практике. Таким вот "нашинским", привычным способом.
Так о чем, собственно,  речь?
Для тех,  кто еще не понял или совсем не в курсе:
Вы сняли на видео свадьбу, сделали фильм и показали в кафе на большом экране для молодоженов и  друзей. Вас оштрафовали на 50 тыс. рублей (или на 100 000 - чего уж там) за незаконный показ. У Вас ведь нет прокатного удостоверения. Школьников оштрафовали за любительское видео, которое они сняли о себе и показали в школьном кинозале. Музейные работники систематизировали свои записи, и фильм показали для сотрудников в рабочей комнате. Их оштрафовали на ту же сумму. То же сделали сотрудники библиотеки. И понесли наказание.  Вы с семьей выехали на природу посмотреть фильм о зарубежной поездке и и продемонстрировали его с помощью  ноутбука нескольким знакомым-друзьям... Нет ПРОКАТНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ? Штраф! Фантастика? Преувеличение? Судя по закону, как его поняли практически все, прочитавшие новые документы - нет. (Документы эти:
поправка к Закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», запрещающая прокат и показ любых фильмов без прокатного удостоверения
и Закон о нецензурной лексике в кино, театре, литературе и на концертах, вступившие в силу 1 июля.)
Вы ещё не знаете таких случаев? Будут! Ведь, как отмечают многие, всё это уже публичный показ, значит, фильм должен иметь прокатное удостоверение. Так в чем проблема, спросите Вы? Получите этот документ и демонстрируйте! Так и министр, господин Мединский заявил, что все эти проблемы - "...шум на пустом месте". Да-да. Именно так. И проблемы, связанные с прокатными удостоверениями, многие пытаются свести к собственно проблеме присутствия мата на экранах. Статьи в сми повествуют с горечью, что режиссеры теперь не могут, видите ли, показывать пьесы, снимать фильмы, так как в пьесах и сценариях часто ну никак невозможно обойтись без ненормативной лексики. И ни слова не говорят о самой главной проблеме нововведений.
В чём она? Конечно не в мате.
«Вероятно, наши законодатели не знают, что фестивали, клубные показы, встречи со зрителями в школах, институтах и любых других некоммерческих площадках не имеют отношения к прокату. Значит, надо им об этом рассказать.
Вероятно, об этом не ведает и министр культуры. Надо рассказать и ему», — написала организатор школы документального кино и театра Марина Разбежкина в своем фейсбуке.
С иронией так высказалась. Конечно... Не знают... Могу допустить, что они еще не знают, что в стране развито мощное кино-движение в самых разнообразных формах - клубы, разные творческие площадки, кинофестивали, детские студии, индивидуальные творческие проекты. Люди занимаются творчеством, общаются, часто снимают очень хорошие фильмы, иногда создают маленькие шедевры, достойные большого экрана, поднимают важные для страны проблемы. Количество фестивалей растет с каждым годом, растет и число фестивальных фильмов, любительских, студенческих, профессиональных мало-бюджетных  кино-видео-работ, повышается и их качество. В министерстве видимо не знают, что многие предпочитают именно это кино, а не продукцию отечественной кино-индустрии (слово-то какое тяжелое - индустрия.  А может, наоборот, знают и поэтому сильно обеспокоены?)... И уж совсем они не ведают там, в культурных верхах, что все эти фильмы, как правило, безбюджетные или мало-бюджетные. Что не у всех есть возможность получать это самое прокатное удостоверение, ведь это непростая, да еще и платная процедура... Да, это требование было и раньше. Поэтому министр  и делает удивленное лицо... Но кто его соблюдал, это требование? И вот решили, что надо навести порядок!
И ввели ответственность. Да еще какую... До 200 тыс. рублей за повторное нарушение.
Довольно категорично высказался Даниил Дондурей: «Цель закона, конечно, не в том, чтобы запретить пропаганду насилия или свержения государственного строя. Это и так запрещено нынешним законодательством. Цель в том, чтобы избирательно кого-то выпускать на экраны, а кого-то – нет.."
Честно говоря, не знаю, в чем там истинная цель, ведь всегда хочется верить, что благая. Но вот действительность удручает. Буквальное соблюдение закона, как его понимают прочитавшие документы, и согласно разъяснениям министерства,  подрывает  на корню  мощный творческий порыв людей, которые в разных уголках нашей необъятной страны, и стар и млад, любят создавать фильмы, клипы, слайд-шоу и т.п.,  сделанные от души, самобытно, с любовью... Снимайте,  но не показывайте. (Можно, правда,  выложить в Интернет. Но это слабое утешение. Люди хотят живого общения с публикой, обсуждения со зрителями). Так получается по новым правилам. Правилам, которые установлены сверху, правилам, которые возмутили и взбудоражили кино-сообщество, и которые подвигли самих законодателей на ОБЕЩАНИЕ этой осенью внести поправки и отменить прокатные удостоверения для фестивалей... Хотя и были разговоры летом о кино-клубах, но теперь об  исключении для клубов речь уже не идет. Вот и Никита Михалков высказался: "Нельзя обескровливать фестивали, ставить их на один уровень с прокатом. Там совсем другая атмосфера, другая аудитория". При этом чиновники обещают уточнить и само понятие фестиваля. Уточнят, конечно. Возможно, так уточнят, что количество кинофестивалей резко уменьшится в пользу больших, "раскрученных", понятных и предсказуемых, своих, в общем. Кому нужно творчество масс? Каких-то там  самодеятельных, потенциально опасных, не подконтрольных  чиновникам творцов... Ну, не стану предугадывать. Хотелось бы ошибиться. Хотелось бы, что для меня сейчас особенно важно,  возродить работу своего кино-клуба "Здоровое кино", и  нашего (небольшого, некоммерческого) Международного фестиваля здорового и позитивного кино, который проходит 2 раза в год с 2006 года. Возродить  на понятной юридической базе... Хотелось бы, чтобы к школьным учителям и другим кинолюбителям не ходили с сомнительными проверками на благонадежность, чтобы радость на лицах детей, снявших безбюджетное кино и показавших его в школьном зале, никогда не омрачилась  штрафом за несоблюдение закона. Закона, которые вызывает так много вопросов, и мало что объясняет конкретно. В том числе  и основные понятия: фильм, показ, фестиваль и т. д... Закона, который грозит, по мнению многих, обернуться элементарной цензурой в кино.

P.S. У меня есть группа Вконтакте "Прокатное удостоверение". Так вот, мне уже успели высказать, что я грубо поднимаю проблему, что всё это "страшилки" (как будто это я один возмущен), и ничего такого в законе не видно, подразумевая, видимо, что "жираф большой", и ему видней, что всё в итоге как бы рассосётся...
Не верю. Само, конечно,  не рассосётся. Но, если мне докажут, что всё совсем не так, как я тут представил, буду только рад. И с легким сердцем продолжу свою кино-деятельность, сутью и целью которой безо всяких законов, а по внутреннему убеждению, является здоровое кино и здоровое общество.

Юрий Потапенко, руководитель клуба "Здоровое кино" и организатор Международного фестиваля здорового и позитивного кино.