Тень Болезнь, отрывок из книги Парк Теней

Рада Войцеховская
Тень Болезнь архетипична. Не будь у человека внутренних установок на саморазрушение, никто бы не болел и жили бы мы вечно и счастливо. Счастливо потому, что не было бы внутренних установок на саморазрушение.

Причин болеть у нас множество. Ведь у каждой негативной установки имеется локализация в тонких телах, как и у каждой Тени. В расхожей упрощённой фразе «Все болезни от нервов» есть рациональное зерно. Но я бы её поправила так: «Все болезни от Теней». До понимания того, что невротики и ипохондрики болеют чаще и сильнее, и симптомы болезни проявляются у них более явно, официальная медицина худо-бедно дошла. Сейчас вряд ли встретишь врача, который возьмётся утверждать, что человек это биологическая машина, независимая в своих болезнях от эмоционального состояния. Недавно, кстати, читала у Германа Гессе в «Курортнике» рассуждения на эту тему как он боялся попасть в руки врача, который все болезни списывает на невротическое состояние пациента. Так что тема вовсе не нова.
Но до осознания истинной роли и механизма возникновения болезней большинство медиков дойдёт ещё очень и очень не скоро. Да и Тенями тема сия не ограничивается. Несмотря на то, что именно из-за своего бессилия вылечить большинство болезней или хотя бы поставить диагноз врачи зачастую склонны злоупотреблять данным соображением и сваливать страдания пациента на его фантазии или психосоматику. Причём под психосоматикой на деле большинство понимают именно фантазии.

Давно замечено, что на период контрольных заболеваемость ОРЗ в школах возрастает чуть ли не на порядок. И не только из-за того, что дети симулируют, отлынивая от контрольных. Нет, они честно болеют, с температурой, насморком и прочими прелестями сильной простуды. Если человек хочет, он честно заболеет причём чем-нибудь гораздо более страшным.
Но когда речь идёт о Тенях, мы часто просто не видим того, зачем мы хотим болеть. Всегда есть какая-то выгода. Другое дело, что подсознание никак не соотносит «выгоду» от болезни и физические и моральные потери от неё же.

Самая распространённая причина болезни – забота и любовь, которые мы не получаем в обыденной жизни. Страх за своё здоровье ребёнок часть использует для того, чтобы добиться от окружения внимания и ласки. Порой при занятых и равнодушных родителях болезнь становится чуть ли не единственным способом отдохнуть от психологического прессинга, в котором живёт ребёнок. Рефлекс закрепляется и становится условным, как слюноотделение у собаки Павлова. Ребёнок вырастает с закреплённой моделью поведения: возникает проблема или человеку плохо – организм мгновенно заболевает, чтобы мир пожалел. А мир, сука такая, не жалеет. Потому, что миру это ни за чем не нужно. Мир – это отражение закрепившейся картины в целом, картины, в которой родители не заботились о ребёнке. Поэтому ситуативно он будет отражать наши собственные установки. Тени будут провоцировать окружающих людей на соответствующее поведение.

Если ребёнок не мог соответствовать завышенным требованиям родителей, болезнь могла стать «защитой» от этих самых требований. И тогда во взрослой жизни вполне логично могла появиться где-нибудь во время кризиса среднего возраста, когда человек начинает подводить первые (или уже не первые) итоги жизни и понимает, что не оправдал надежд, не состоялся. Тогда у человека появлялось оправдание: «Я не лузер, я заболел, а это «объективная причина».

В идеале мы все должны вырастать и по мере взросления принимать сами по отношению к себе функции родителей. Та модель поведения, которая была у родителей, наследуется ребёнком – иной он не видел и не прочувствовал в ощущениях. Поэтому вместе со способом «решения» проблем» - болезнью, он наследовал и свои представления, что будет по сценарию дальше . А дальше по сценарию должна была последовать, когда врачи какой-нибудь больницы или родня восполнят недостаток любви и заботы, утихомирив симптомы болезни, но не её истинную причину, и ситуация пойдёт на следующий круг. Время подобных циклических игр ограничено только терпением окружения и запасом физической прочности у заболевшего индивида. А также его решимостью однажды, «раз и навсегда» покончить с этой неразрешимой ситуацией, когда никак не удаётся решить возникающую циклически же проблему.
Если мы вырастаем с убеждением, закреплённым в ощущениях, что мир нас любит и заботится о нас, и для того, чтобы позволить себе жить комфортно и отдыхать нам не нужно болеть, то мы и не будем болеть. И мир будет заботиться о нас и так, ничего не требуя взамен.

Тень, с которой начинаешь беседовать о её роли, никогда не расскажет о себе сразу. Она будет ходить вокруг да около, морочить вам голову, в какой-то момент, задавая вопросы «зачем да почему», вы обнаружите, что попали в замкнутый круг и мимо этого «пенька» вы уже проходили энное количество времени назад. Всё правильно, если бы причину существования Тени было так просто обнаружить, Тени бы не было. На то она и Тень.
Смысл её существования будет открываться постепенно, сначала вас ждёт небольшой, но от того не менее впечатляющий инсайт. Например, Тень поведает вам, что защищает вас от трудностей, и вы воочию увидите, что создавая трудности (болезнь), вы пытались избавиться от трудностей. Потом вы можете дойти до ещё более занятных объяснений. К примеру, Тень скажет, что пытаясь избавиться от материального тела пыталась сделать вас от него свободным. Ну, а что? Нет тела – нет проблем. И вы увидите, что свободным от тела вы сможете стать только после ухода из него, а пока вы в нём, болезнь делает вас ещё более зависимым от этого самого тела.

Через некоторое время вы доберётесь до дуальной, компенсирующей Тени, которая непременно есть, но до поры прячется где-нибудь в закоулках подсознания.
Кстати, выйти на связь с активировавшейся Тенью можно через сон – тот персонаж сна, который вас испугает или эмоционально доведёт до белого каления и будет вашей Тенью. Причём когда вы начнёте говорить с ней, будьте готовы поначалу услышать о себе много неприятного. Но именно это гадкое существо, которое вас тихо раздражает или громко бесит и есть вы сами, некий аспект вашей личности, вытесненный в подсознание, и при правильном подходе несущий и освобождение от себя, то есть собственную трансформацию, и раскрытие некоего аспекта силы, прежде недоступного.

Я помню, как однажды через сон вышла на свою занятную Тень, врача, который во сне отказывался меня лечить и доказывал, что мне не место в больнице. Пренеприятнейший тип, надо признаться. Это оказалась теневая пара для Болезни. Воспитанная очень авторитарным и жестоким отцом, совершенно инфантильным в отношениях с близкими, я неизбежно восприняла на уровне ощущений и убеждений отношение к себе как к некоему механизму, для успешного функционирования которого им нужно манипулировать. Согласитесь, пусть не в такой крайней форме, но подобное убеждение бытует в «рациональном» социуме на самых разных уровнях.
Однако есть явления, которые не поддаются манипуляции. К примеру, нельзя заставить любить. Это то, на чём спотыкаются в отношениях большинство мужчин, да и некоторые женщины. Можно наказать за нелюбовь, можно изнасиловать, но это не заставит жертву тебя полюбить. Можно сделать зависимой, но опять-таки, это будет не любовь, а зависимость.
Точно так же нельзя заставить выздороветь. Заставить заболеть – можно, хотя проблематично по отношению к сильному независимому человеку. А вот заставить выздороветь нельзя, как ни старайся.

Тень «Врач-саботажник» объяснила мне, что не может меня вылечить, поэтому делает вид, что я не больна. Не признаёт сам факт болезни и саботирует обследование и исцеление. На внешнем уровне это проявлялось во врачах, которые, несмотря на результаты обследований и наличие зафиксированной их коллегами проблемы, постоянно отрицали наличие проблемы и отказывали в помощи под весьма надуманными, порой абсурдными предлогами. Они не знали причины заболевания, хотя и видели проявления, но потому, что не могли поставить диагноз, начинали отрицать сам факт болезни. Помыкавшись много лет в попытках поставить диагноз, подсознание решило «защитить» меня от стресса, начав отрицать факт болезни. То есть Тень не признавала факт болезни, для того чтобы вылечить. Она боролась с невозможностью поставить диагноз и вылечиться саботируя обследование и лечение – классический теневой перевёртыш. Понятно, что к исцелению это не привело. Однако механизм отрицания и вытеснение проблемы – это опять же классика жанра. Люди используют подобные незрелые защиты в жизни постоянно.
Альтом Тени «Врач-саботажник» послужило осознание, что себя надо принимать во всех проявлениях и состояниях, а заботу проявлять не по факту болезни, а по факту необходимости заботы о здоровье тела.

Получалось, что обе противоположные Тени, Болезнь и Врач-саботажник говорили об одном и том же и приводили к конструктивной установке любить себя, принимать себя и заботиться о себе. Разными словами, но об одном и том же. Точно так же работают остальные теневые пары. В итоге они говорят об одном. Однако сформулировать перевёртыш и увидеть, к чему они ведут можно лишь пройдя весь путь самостоятельно на уровне осознания и открытия для себя лично.