Балканские зарисовки 2. Окончание

Маркус Норман
 Окончание. Начало здесь: http://www.proza.ru/2015/02/03/1317


       В один совсем не прекрасный день биография Драгана на земле Косово сделала такой же поворот, как у многих тысяч других косовских сербов. Его семейство решило, что на пост конфликтном пространстве, в окружении враждебно - настроенной нации албанцев «ловить» больше нечего.
       Я стал замечать в гостях у Драгана посторонних людей. Это были потенциальные покупатели на оба дома. Их расположение почти в центре города Гнилане гарантировало определенный интерес в смысле купли-продажи. В Германии, Швейцарии албанцев всегда проживало и работало много. Но все они хотели иметь угол поближе к своим соплеменникам, а потому долго и упорно копили деньги именно на такие вот «стратегические» покупки.
       Наконец, Драган мне объявил:
- Маркус, через три недели мы съезжаем. Жилище продано, новые хозяева разрешили мне, не спеша, собраться и перевезти свои вещи на новое место. Я помогу тебе снять другое жилье.
      Почти без перехода он уточнил:
- А ты поможешь мне с переездом?
Конечно. Какие проблемы, Драган?
       В последний день, когда после суеты сборов и погрузки, грузовик с вещами ушел в направление Сербии, я проводил своего лендлорда с сыновьями на сербское кладбище недалеко от центра. После войны родственники умерших  его навещали редко, оно выглядело заброшенным, запустелым.  Вокруг погоста живут одни албанцы. Немногие оставшиеся в Гнилане сербы если приходили по праздникам на «гробли» предков, то лишь в сопровождении вооруженных патрулей КФОР.
       Но человек хотел попрощаться со своими усопшими родственниками, а потому, я под благовидным предлогом отпросился со службы, чтобы сопроводить Драгана к старым могилам. Подробности описывать не стоит. Вы понимаете, что сербы уезжали насовсем и не знали, в каких обстоятельствах, и в какое время им снова получится побывать на погосте.

      Грустное почему-то часто идет рядом с прикольным. Например, вам доводилось видеть триста тридцать тысяч полновесных швейцарских франков, завернутых пачками в обрывки газеты и сложенных в обычную сумку – авоську, с которой во времена развитого социализма мы ходили за хлебом или сдавать пустые бутылки? Я видел. Это Драган, не мудрствуя лукаво, сложил так все богатство своей семьи после продажи домов, накрыл какой-то тряпкой сверху, приготовившись для отправки в метрополию.
      Когда уже в нейтральной пятикилометровой зоне, разделяющей край Косово и Сербию, в направлении пограничного перехода «Канчули», я последний раз пожал Драгану руку на прощание и провожал взглядом его массивную фигуру вместе с Ранкой, до меня дошло очевидное:
- Блин, Маркус, а ведь вам крупно повезло. За такие деньжищи могли лихие люди срезать одной автоматной очередью всех троих и забрать деньги без пыли и шума. Вот уж действительно, извечный русский «авось, не бойсь и как-нибудь».
     А Драган шел, не спеша, помахивая авоськой с деньгами, приближаясь к посту сербских пограничников. Главное, вышел живым из Косово в том уже далеком 2002 году.
    Больше я его не видел. Как рассказывали общие знакомые, мужика чуть не посадили в тюрьму, уже в Сербии. Был замешан в каких-то грязных делишках, причем в отношении своих же, сербов. Только заступничество могущественного старшего брата (он служил в сербском аналоге КГБ) да выплаты «терпилам» помогли ему избежать срока и места на нарах.
    Вот такой кусочек биографии обыкновенного косовского серба, которому «повезло» в этой жизни не больше и не меньше своих соплеменников, обоженных войной.