Храмы

Лев Ефремов
               
    В центре Керчи недалеко от памятника В.И.Ленину на Таврической площади (им.В.И.Ленина) стоит Храм Иоана Предтечи. Храм старинный, построен в VIII веке. Потом неоднократно разрушался и восстанавливался . Всю его историю
можно изучать, глядя на это здание. Снаружи – около Храма с тыльной стороны небольшой ров и в нем видны старые камни основания, которые со временем ушли в землю; внутри Храма также видны старые камни основания и старинные колонны, поддерживающие свод. Внутри всегда много народу, причем всех возрастов. Ну, старые приходят в церковь – это общая традиция,ставят свечки и молятся у разных ликов святых, а вот сравнительно молодые, в основном, идут к иконе Николая Чудотворца. Оно и понятно – Святой Николай покровитель морепла-вателей, а Керчь город моряков.
   Часто, проходя мимо этого Храма, захожу сюда, ставлю свечку Св. Николаю. Постоишь перед иконой, пожелаешь удачи всем мореплавателям. Креститься, как-то не получается, с детства не приучен, а сейчас начинать так это уже кажется не особо искренним, лицемерным.
    Разные мысли и воспоминания в голову лезут, когда смотришь на церкви.
    Стояло наше судно в ремонте на СРЗ в г.Измаил. Однажды пошли в город прогуляться втроем: я, второй механик и боцман. В центре города находится очень красивый Свято – Покровский кафедральный Собор. По рассказам работников судоремонтного завода он был построен в честь победы А.В.Суворова над турками при взятии Измаила. Часть Храма отведена Николаю Чудотворцу. Предлагаю своим попутчикам зайти и  поставить свечки нашему заступнику Св.Николаю. Боцман с радостью согласился, а второй механик отказался. Как мы его не уговаривали.- Не пойду, и все. 
    Ладно, зашли мы в Храм, поставили свечки Николаю Чудотворцу, я молча,
боцман тихо с какой-то молитвой. Вышли, второй механик стоит на улице курит,
нас ждет. Идем дальше, не разговариваем. Какое – то отчуждение между нами
возникло. И вскоре механик не выдержал и начал объяснять свое поведение:
  - Я почему не пошел? Я крещенный и к религии отношусь с большим уважением. Но последнее время я заметил, что после посещения церкви и обращения к ликам святых, у меня начинаются разные неприятности. Настроение ухудшается, болезни разные проявляются, да, и на работе все из рук валится.Наверное, грехи какие-то вспоминаются.
    Задумались, действительно серьезная причина. Что делать? Боцман сразу
сообразил:
  - А, пойдемте в открытое Кафе, может ему и полегчает.
    Действительно помогло. Настроение у механика улучшилось, даже улыбаться
начал.
    Следующий раз чуть не попал в Собор, в котором находятся мощи Святого
Николая Угодника.
    Теплоход «Профессор Волский» стоял в порту Бари /Италия/, грузили порожнюю стеклотару (пустые бутылки) на Израильский порт Хайфа. Вся команда удивлялась:
  - Неужели в Израиле нет стеклозаводов?
    А некоторые моряки, вообще, предложили – во время стоянки в портах России не выбрасывать пустые бутылки, а складывать их боцманскую кладовку и в следу-ющий заход в Израиль сдать. Какой – никакой, а бизнес.  Ну, это, конечно, шуточные предложения. Кроме всего прочего, еще и таможня при оформлении отхода свои претензии выскажет.
    Идет погрузка стеклотары. Время свободное есть и решил сходить в этот Со-
бор, поставить свечку покровителю моряков. Из литературы знал, что эти мощи
хранятся в Базилике Святого Николая. Начал узнавать, где она находится. И тут
вмешался боцман. Он заочно учился в Ростовском институте то ли на факультете
журналистики, то ли филологии. Это не столь важно, главное он считался на судне главным знатоком истории и литературы. Вот он и говорит, что в каком то году эти мощи были переданы на Подворье Русской Православной Церкви, которая находится в Бари. А, где она точно находится, никто не знает. К тому же начались проблемы с погрузкой, разбили поддон с   бутылками, и решил я отложить поход к  Св.Николаю до следующего раза. Следующего раза не получилось. Захода в этот порт больше не было. А к таким «знатокам» я и раньше относился с недоверием, но по русской привычке: «а вдруг». Но все познается со временем и в сравнении.
     Вспоминается посещение Русской Православной Церкви в Копенгагене.
     В 1990 году   приехал с женой по приглашению в гости в Копенгаген. Однажды, гуляя по городу, проходим мимо железной ограды и за ней во дворе виден памятник. Остановились, смотрим – вроде Александр I. Пока стояли обсуждали,во дворе появилась пожилая женщина. Подходит и по датски, что-то спрашивает.Начали разговаривать с ней на английском, потом перешли на русский. Она и объяснила, памятник действительно Александру I, а двор этот находится на территории Русской Православной Церкви. Фасады домов на улице почти одинаковые, а посмотрел наверх – вон он купол церковный. Вышел во двор молодой мужчина в джинсах. Дама оживилась:
   - А, это наш батюшка.
     Познакомились, разговорились. Пригласил нас на воскресную службу.
Пришли в воскресенье. Народу полная церковь. Все друг – друга знают. Смеются, обнимаются. Видно, что рады встрече. Унылых лиц не видно. Такое ощущение, что собрались не в  церкви прослушать воскресную службу, а в своем клубе.
    Отыскал икону Святого Николая, поставил ему свечку.
    Несколько лет ранее стоял наш дизель-электроход «Индигирка» в Монреале.
Город большой. Бродили, бродили по нему – устали. Надо где- то присесть отдохнуть.
    Погода в этот день была пасмурная. С неба моросил мелкий дождик. На улице на скамейку не сядешь. Выход в город в увольнение за границей в то время разрешался только группами. И вот кто-то из группы предложил:
  - Вон, рядом церковь. Там тепло, сухо и тихо. Можно и отдохнуть.
    Зашли. Народу в церкви мало. Тихо, службы церковной нет. Сидим отдыхаем. В конце церкви виден орган. Заходят  с улицы две молодые девушки. Одеты
в обычную одежду. Подходят к клавишам органа, одна садится и начинает играть.
Среди нас не было знатоков и любителей органной музыки, но эта игра так нас
захватила, может, действительно эти медные трубы и церковная акустика как- то
влияют на психику, но сидели не шелохнувшись и слушали пока девушки не за-
кончили и не ушли. Они играли обе по очереди, меняя друг друга. Когда мы выш-
ли на улицу и начали делиться своими впечатлениями, то сразу вспомнили рассказ  О.Генри «Фараон и хорал». И сошлись в едином мнении, что органная музыка действительно необычно действует на сознание и душу просветляет.
     В России органную музыку не слышал, но зато однажды на Троицу в Ленин-граде меня с внуком  окропил святой водой сам Митрополит Алексий, тот, кото-рый вскоре стал Патриархом Всея Руси. Я отдыхал в отпуске у родных в Ленинграде, почти в центре города, на Владимирской площади. Рядом с домом находилась Церковь. Был церковный праздник – Троица. Пошли мы с трехлетним внуком гулять. Проходим мимо церкви, а там как раз проходит служба и идет около церкви за оградой крестный ход. Сажаю внука на плечи и втискиваюсь в этот ход. Проходим мимо паперти, на ней стоит Митрополит Алексий и окропляет всех проходящих святой водой. И нам досталось. Внук запищал, когда его водой обрызгали, обиделся, чуть не плачет, а женщины рядом его успокаивают:
  - Радуйся, что тебя святой водой сам Митрополит окропил.Теперь вырастешь большой и болеть никогда не будешь.
    Выполнилось это не полностью. Вырос Ваня большим, под два метра ростом, но со здоровьем - не особо. Но здесь, вероятно, вина не Алексия, а не
совсем здоровый ленинградский климат, ну, и ,может, что-то еще.
    На следующий год я решил провести отпуск в родном Нижнем Новгороде.
У нас гостила невестка с внуком Ваней. И опять Троица. Праздник. Решил пока-
зать, как этот праздник в Нижнем Новгороде проходит. Не очень далеко от дома
в Высоково,  стоит Нижегородский Собор. В детстве я туда с пацанами часто бегал на Пасху. В бога мы не очень верили, но сама атмосфера там была какая-то необычная - праздничная, и нас это привлекало. Утром в день Святой Троицы сажаю своих родных в машину и везу в Высоково в церковь на Праздник. Приеха-
ли. Народу – море. Машину не поставить, в церковь не пройти. В Н.Новгороде
есть еще старинные церкви. Это мой город, я знаю, где они находятся. И повез
всех в Верхне - Печерскую церковь. Она находится на высоком Волжском берегу
 в черте города, но около нее находятся старые домишки, которые раньше
считались деревенскими и названия были: Верхние Печеры, Красная Слобода
и т.д. Около этой церкви народу немного, служба закончилась и все расходятся
по домам. Поставил машину и с родственниками  в церковь. Там уже бабки на-
чали делать уборку:
   - Можно нам пройти посмотреть?
   - А, вы у батюшки разрешение спросите.
   - А,где батюшка – то?
   - Вон, около «Москвича».
     Смотрю, к автомашине «Москвич» два мужика подходят с мешком. Загружают  мешок в багажник, слышится звон посуды. Оба одеты в цивильное. Кто из них
батюшка сразу не понять. Оба бородатые и патлатые. Обращаюсь с просьбой:
   - Можно моим родным зайти в церковь, полюбоваться. Ведь праздник.
     Видно, что я не вовремя подошел. Люди делом заняты, а я с глупостью лезу.Но положение обязывает, и елейным языком один из них говорит:
   - Конечно, сын мой. Идите в церковь и бога порадуйте.
     Запихнули мешок в багажник и уехали. Я с женой, невесткой и внуком в
церковь. Ан, нет. Вообще, старухи народ вредный, а особенно, если у них есть
какая – то власть.
   - Батюшка нам разрешил, можно мы пройдем?
   - Пусть платки на головы наденут, и юбки подлинее.
     Так в церковь нас и не пустили.
     Но моряки не сдаются. И решил я ехать опять в Высоковскую церковь. Приехали. Служба уже закончилась. Народу мало. Прошли за ограду, идем по церковной территории. Вижу идет впереди мужик, командует, все его слушаются. Подошел ближе, смотрю -  Сашка Коноплев. Вместе в школе учились, вместе с трамплина прыгали:
   - Здорово.
   - Привет.
   - Ты, что здесь делаешь?
   - Я здесь на многих должностях. Сторож, оператор газовой котельной и,     когда нет батюшки, я тут главный. – И смеется.
   - Саша, ты же политех окончил.
   - Ну, вот и пригодилось.
     Пригласил в свой кабинет.
   - Саш, как пройти в церковь. Хочу показать родным, внук очень просит.
   - Нельзя. Я ее запер и сдал на охрану. Чтобы открыть, это надо все объяснять вневедомственной охране. Потом замучишься объяснительные писать. А, ты можешь с внуком на колокольню подняться. Я ее еще не запер.
     И пошли мы с Иваном на колокольню. Внутри винтовая лестница ведет наверх на  колокольную площадку.  Шли мы, шли по ступенькам,  Ваня устал, пришлось посадить его на плечи. Поднялись наверх колокольни, глянули вниз – высоко. И, то ли Ваня испугался, то ли просто время пришло:
   - Деда, хочу писать.
     Ну, надо, так надо.
     Сейчас Иван большой, этот инцидент не помнит. А я, как взгляну на эту
колокольню, так сразу совсем не благостное вспоминается.
     Наверное, не созрел я еще до молитвы.