Рецензия на спектакль Калека с Инишмана

Игорь Тазеев
"Калека с Инишмана" (Пермский театр "У Моста")

"Наверное, Ирландия не такая уж дыра, раз янки приезжают сюда кино снимать."

Театр, в который я влюблён. Режиссёр, на которого я бы молился, если б только верил хоть во что-то, чему можно молиться. Но, к сожалению, это любовь сквозь пространство, любовь на расстоянии. Наши встречи столь же редки, сколь прекрасны. Между нами - более тысячи километров. Но это - любовь на века! И так же крепко, как крепко привязан я к любимому "домашнему" театру "СОбытие", привязан я и к этому чудесному Пермскому мистическому театру "У моста" и его основателю, режиссёру и художественному руководителю Сергею Павловичу Федотову, так героически и славно ведущему своё детище ко всё новым и новым высотам вот уже почти 27 лет. За это время театр успел стать легендой не только на родине, но во всей России. Более того - он широко известен даже за рубежом. Постоянный участник великого множества международных и всероссийских фестивалей, лауреат самых престижных театральных премий, "У моста" давно уже стал эталоном психологического театра, а имя Сергея Федотова не знакомо разве что ленивцу. Спектакли этого театра проходят с неизменным аншлагом, а все билеты раскупают ещё за месяц-два до показа. И вот, "У моста" сделал подарок московскому зрителю - и снова приехал с гастролями, чтобы показать на учебной сцене театра ГИТИС свои два ошеломительных спектакля - лауреата премии "Золотой Витязь" 2014 года горьковскую "На дне" и мощную ирландскую комедию "Калека с Инишмана".
О второй постановке речь в обзоре и пойдёт.
Спектакль поставлен по одноимённой пьесе потрясающего, обласканного критиками, ирландского драматурга Мартина МакДоны и является первой частью его Аранской трилогии. Действие пьесы разворачивается на небольшом, забытом всеми ирландском островке, где каждый знает о друг о друге абсолютно всё, а любая новость разносится со скоростью любопытного пенсионера. Но этот веками устоявшийся провинциальный уклад неожиданно взрывается абсолютно невероятной новостью - на соседний остров из самого Голливуда, приезжает съёмочная группа, которая ищет актёров для своего нового фильма об ирландских моряках. Естественно, всё дееспособное население тут же бросается попытать удачу, используя любой шанс, чтобы вырваться с этого проклятого острова, где самое значимое событие, которое может произойти - это пук лягушки у соседа. И конечно же, получается это только у того, кто, по идее, вообще не должен был попасть на кинопробы - у местного уродца Калеки Билли.
Самое интересное, что спектакль основан на реальных событиях, произошедших на острове в 1934 году, когда туда приехал снимать свой документальный фильм "Человек из Арана" сам Роберт Флаэрти. Более того, отрывками из этого фильма насквозь пропитана постановка и зритель буквально погружается в Ирландию того времени.
Сергею Федотову удалось смастерить на сцене эдакую самую настоящую машину времени, благодаря которой весь зал совершенно забывает о том, где и когда он находится и переносится в 34 год прошлого века, на малюсенький, богом забытый изумрудный островок, в мир совершенно сумасшедших в своём одиночестве и серости существования людишек.
Мне сложно беспристрастно судить о спектакле, потому что я уже видел постановку "Калеки" Сергея Павловича как приглашённого режиссёра в "Театре на Таганке", и в тот раз данный спектакль буквально сорвал мне крышу - мой отзыв несложно найти ниже. И тем не менее, несмотря на то, что и пьеса уже зачитана мною до дыр, и на сцене я её имею счастье наблюдать не первый раз, это был фонтан эмоций! Словно пришёл на что-то совершенно для меня новое и незнакомое. Потрясающая энергетика, великолепная актёрская игра и, конечно же, неповторимая режиссура и сценография Федотова!
На самом деле, по-настоящему поражает, как Сергею Павловичу каждый раз удаётся настолько реалистично и аутентично воссоздать на сцене обстановку именно того времени и места, где происходит действие. Всё кажется таким реальным, будто ты сам присутствуешь там. И реквизит, и манера речи актёров, и их пластика с мимикой. И даже свет. Всё насквозь настоящее, неподдельное. Порой - пугающее своей реалистичностью.
Внимание к деталям - донельзя скрупулёзное. Каждый штрих настолько идеален, насколько его вообще можно сделать. Каждое движение, каждый шорох - выверены и доведены до состояния естественности.
Особенно поражает игра со светом. Я нигде ещё не видел такого мастерского освещения, как на постановках "У моста". Оно в точности передаёт атмосферу места и времени, подчёркивая необходиые детали и скрывая те загадки, для которых время ещё не пришло. Вот уж воистину "мистический театр"! И в этом магическом полумраке разворачивается самая настоящая История. История с большой буквы!
А помогает создать столь невероятную атмосферу мастерски подобранное звуковое оформление. Здесь представлены и потрясающие ривердансы, и лирические ирландские баллады, и совершенно бесподобные звуки старины. Чего только стоят кинематографические звуковые перебойки между сценами!
Кстати, о кино. Мне очень понравилась находка с экраном и фильмом, которая, по сути, отсутствовала в тексте оригинала, но добавила немалую долю атмосферности постановке! Шикарный и очень правильный, на мой взгляд, ход. И, хотя в этот раз зрители не смогли сполна насладиться замечательной идеей Сергея Павловича в связи с поломкой проектора, я-то уже имел счастье наблюдать это решение ранее, в московской постановке пьесы Федотовым.
Отдельных слов восхищения заслуживают, конечно же, актёры! Каждый из них был прекрасен и великолепен в своей роли. Каждый из них все три часа постановки не играл, а жил своим персонажем, всецело отдаваясь этой жизни!
И в первую очередь, отметить хочется совершенно потрясающую игру Калеки Билли - Василия Скиданова. Во-первых - его мастерское владение своими "ремешками-костылями", во вторых - его мимика, речь, язык тела. Ему веришь, ему сочувствуешь, за него переживаешь. И понимаешь - его Билли действительно родился несчастным калекой. Уж не знаю, как, но Василий попросту превращается в самого натурального калеку на сцене. Пугающе реально и... в то же время очень смешно! Браво!! Кстати - за такой образ калеки - отдельные аплодисменты Федотову!
Следующим, кто меня поразил и чуть ли не до слёз довёл своим образом пронырливого старика-новостника - это Илья Бабошин и его Джоннипатинмайк. Идеальное исполнение, полностью соответствующее оригиналу и вызывающее точно такие же чувства вселенской ненависти и возмущения. Шикарный персонаж великолепного актёра!
Также не могу не отметить потрясающего Бартли незабываемого Сергея Мельникова! Зал просто лежал от хохота и сквозь слёзы пытался не упустить нового отжига Сергея. Обожаю этого актёра всем сердцем! Браво, Сергей! Браво!
Не меньше меня впечатлила и Анастасия Муратова со своей чумой-Хэлен. Совершенно сумасшедший и потрясающий образ, которому веришь сразу и навсегда, а также очень тонкая и мощная игра, сражающая наповал. Анастасии прекрасно удалось передать образ взбаламошенной пацанки, причём она моментально и абсолютно естественно переключалась из бой-девчонки в нежную и ранимую девушку, что скрывается в Хэлен. Потрясающе и очень ярко!
Не могу не отметить и игру очень талантливого и сильного актёра - Владимира Ильина, исполнившего в постановке роль Малыша Бобби. Великолепный и запоминающийся образ! Каждый раз поражаюсь, как легко Владимиру удаются совершенно различные персонажи! Мастер перевоплощения и мощной эмоциональной подачи своих героев!
Очень здорово воплотили на сцене образы Кейт и Эйлин Мария Майданюк и Ирина Молянова. Актрисы преобразились до неузнаваемости и сыграли так, что зал покатывался со смеху! Фееричная игра!
Должен отметить и доктора Семёна Минералова. Несмотря на то, что роль у Семёна, скорее, эпизодическая, свои "пять копеек" он вставил качественно и ярко.
Ну и конечно же, главная находка спектакля - Мамаша Елены Лебедевой. Вот это точно просто взрыв всех шаблонов в голове и мощный удар по области восприятия сюрпризов. Двадцатичетырёхлетняя актриса настолько натурально, просто и естественно исполнила роль девяностолетней старухи, что я поверить не мог, что такое возможно! Воистину гениальная игра и непередаваемые ощущения! Лена - браво!! Я - Ваш кумир!
Что же касается спектакля в целом, то, как мне кажется, достаточно сказать просто: это МакДона. Это самый настоящий и оригинальный МакДона. Вскрывающий реальность, вызывающий смех сквозь слёзы и шутящий о самых затаённых грехах с таким серьёзным лицом, что невольно начинаешь копаться в себе и находить такое, что жизнь уже никогда не станет прежней. А "У моста" лишь максимально точно и аутентично представил нам мир МакДоны, соорудив огромную, размером с театр, машину времени, чтобы мы смогли хоть ненадолго оказаться у берегов прекрасного Изумрудного острова.
Обязательно сходите на спектакль, потому что... потому что так надо. Потому что вы не простите себе, если пропустите его! 10 из 10!
Спасибо Вам, "У моста" и... скорее возвращайтесь с гастролями! Мы вас очень любим и ждём!!

"Опять он за старое взялся! Опять думает!"