Если Каримов сойдет с избирательной борьбы

Революционарио Шер
(гипотетические раскладки)

Ряд оппозиционных сайтов, в том числе Народного движения Узбекистана, сообщило о проблемах здоровья действующего президента Ислама Каримова, имевших место в конце января 2015 года. В связи с этим некоторые эксперты ставят под сомнение реальное участие Ислама Абдуганиевича на предстоящий выборах главы государства 29 марта. Номинально, за него могут выступать доверенные лица или показывать Каримова на ТВ в режиме «записи», за него же писать и публиковать программные материалы (как, впрочем, было всегда), то есть действовать так, словно проблем со здоровьем как бы и нет. Однако, если президент действительно болен или его жизненные показатели на минимальном уровне, то долго скрывать это не удасться, и в итоге — даже после несомненной победы Ислама Каримова перед соперниками в заочно осуществленной борьбе! - перевыборы все равно придется проводить, и тогда расклад сил трудно предугадать. Естественно, этот вариант более важен для тех, кто сейчас стоит за президентом и управляет всеми ресурсами страны. Ведь тогда они могут выдвинуть реальную фигуру, за которой им будет безопаснее осуществлять хищения государственных активов, осуществлять коррупционные сделки и теневые операции, а не вынужденно сотрудничать с теми, кого уже сейчас выдвинули в качестве кандидатов в президенты.

Напомним, что это три фигуры от различных партий:
- Акмаль Саидов от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш»;
- Нариман Умаров от Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат»;
- Хатамжон Кетмонов от Народно-Демократической партии Узбекистана.
Безусловно, для Ислама Каримова все они — картонные фигуры, анткраж, призванный показать миру демократичность избирательного процесса в стране. За всеми этими персонами нет реальных сил, нет у них серьезных рычагов, да и сами партии не считают их действительными лидерами, поскольку никогда не выступали в качестве самостоятельных и тем более публичных политиков. Либерально-демократическая партия Узбекистана собрала к 15 января 1 млн. подписей в поддержку кандидатуры Ислама Каримова на пост президента Узбекистана, но все эти списки могут быть «филькиной грамотой».  И все может измениться к 29 марта...

Теоретически можно представить — а предпосылки к этому есть, если считать информацию оппозиции правдивой! - что Ислам Каримов сходит с дистанции, он вне игры. Между тем, избирательный процесс идет, кандидатуры утверждены и, как ни крути, требуется завершить все до логического конца — республике нужен президент. И тогда эти три личности, осознав степень свободы от «Ок Сарая», могут начать реальную борьбу между собой. И те силы, что сейчас прячутся за спиной Ислама Каримова, вынуждены будут принять их как реальность и начать поиски соприкосновения интересов, активно контактировать относительно будущности кланов, их права на сегменты экономики, полномочия и т. д. Это будет спор, борьба, компромисс, но в итоге лишь один человек получит поддержку от чиновничьей армии, силовиков, мафии и олигархов, которые и приведут его к власти в обмен на соответствующие права и безопасность. Семья И.Каримова станет заложником в этой игре, ведь на нее можно будет списать все промахи и просчеты в экономике и политике, и вряд ли кто-то даст свободу как Гульнаре Каримовой, так и супруге Ислама — Татьяне Акбаровне и младшей дочери Лоле Тилляевой-Каримовой. Их многомиллиардные капиталы, в том числе схороненные за границей, станут притягательными для всех.
Итак, представим, что к финишной прямой вышли три вышеуказанные фигуры. У кого есть шансы занять пост президента?

Рассмотрим с точки зрения опыта и навыков управления у каждого.
1. Председатель Политического Совета СДПУ «Адолат» 62-летний Нариман Умаров по образованию «гидрогеолог и инженер-геолог», окончил в 1974 году Ташкентский политехнический институт. После защиты в 1984 году диссертации стал кандидатом геолого-минералогических наук. В 2009 году Умаров возглавил Госкомприроды Узбекистана, сменив на этом посту нынешнего главу Экодвижения Узбекистана Бори Алиханова. До назначения главой Госкомприроды, с 1997 по 2009 год, Умаров работал руководителем Специализированной инспекции аналитического контроля этого комитета. В мае 2013 года он возглавил Социал-демократическую партию Узбекистана, сменив на этом посту Исмаила Саифназарова.
Научный склад мышления позволяет кандидату в президенты делать анализ и оценку реальных возможностей и действительной ситуации в стране. Инженерная специальность определяет практичность действий человека, что следует считать плюсом для Н.Умарова. Однако Госкомприроды — это орган, который никогда не определял политический расклад сил в экономике и обществе, он не оказывал влияние на распределение бюджетных средств, предоставление льгот, ставок налогообложения и таможенных пошлин, и инвестиционные процессы; это учреждение было всегда в стороне от этих «игр». Иначе говоря, у Н.Умарова нет опыта в управлении экономическими ресурсами, нет «знакомства» во влиятельных и значимых институтах власти.
Более того, Н.Умаров не замешан в продвижении личных экономических интересов, у него не отмечены объекты бизнеса, большие финансовые вклады.

2. 45-летний председатель Центрального совета партии Хатамжон Кетмонов родом из Андижанской области, по образованию учитель русского языка и литературы. До апреля 2013 года занимал должность заместителя главы администрации Андижанской области по вопросам связей с религиозными и общественными организациями, на посту главы партии он сменил Латифа Гулямова. По итогам прошедших в Узбекистане в декабре 2014 года парламентских выборов Х.Кетмонов был избран депутатом нижней палаты парламента, а на первом его заседании зарегистрирован руководителем парламентской фракции НДПУ.  
Итак, филологическое образование кандидата не имеет практической пользы в управлении экономикой и политикой. У Х.Кетмонова опыт регионального управленца, но и здесь он проигрывает, так как его сфера никак не связана с экономикой и бизнесом, то есть важнейших навыков у него нет. Как политик он не имеет авторитета среди предпринимателей, сотрудников правоохранительных и фискальных органов, прогосударственных хозяйствующих структур. Х.Кетмонов не был замечен в бизнес-структурах.

3. Акмаль Саидов является членом фракции «Миллий тикланиш» и возглавляет Комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан. А. Саидов также с 1996 года осуществляет функции директора Национального центра Узбекистана по правам человека, ранее был директором Института философии и права АН РУ, Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте РУ. С 1994 по 1996 год был послом Узбекистана во Франции и постоянным представителем Узбекистана при ЮНЕСКО.
А.Саидов — человек большого интеллекта, его юридическое образование следует включить в актив для кандидата в президенты, поскольку это позволяет ему оценивать экономические, социальные, правовые и прочие факторы развития страны, выработки стратегии и тактики государственного строительства. Он умеет лаврировать между интересами групп, кланов, выпутываться из сложных ситуаций, что также свидетельствует об опыте существования в агрессивной среде чиновников и коррупционеров. Его минус — у него навыки управления всего лишь научными учреждениями и малыми коллективами, даже дипломатическая практика не сближает его с восприятием экономических механизмов страны, регулированием производственных процессов и перераспределением госактивов. У А.Саидова нет в собственности фирм и предприятий коммерческого толка, не сталкивался он с конкурентами в бизнес-среде, не выбивал льготы и преференции для кого-то.
Итого, с точки зрения наличия знания и опыта государственного менеджмента, то выигрывает Н.Умаров. Однако это еще не позволяет ему считаться лидером в гонке, так как существуют и другие, не менее значимые факторы.

С точки зрения клановости и поддержки влиятельных фигур:
1. Х.Кетмонов может быть поддержан Андижанским кланом, однако за этой региональной элитой в настоящее время нет серьезных рыячагов влияния. Да, Генпрокурор Рашитжан Кадыров и заместитель председателя Сената Светлана Артыкова, хоким Ташкентской области Ахмаджон Усманов — важные персоны в политической системе государства, и все же этого не достаточно, чтобы получить поддержку других клановых структур. Основные экономические активы страны расположены не в трех областях Ферганской долины Узбекистана, хотя здесь проживает наиболее консервативная, традиционалистская часть населения. Религиозное сообщество региона и структуры, как ни странно (ведь кандидат в президенты в свое время контролировал их), могут быть задействованы в продвижении Х.Кетомонова на пост президента. Но известно, что «противовесами» в НДПУ для главы партии были его заместители из Ташкента и Самарканда. Так что даже в самой партии Х.Кетмонов еще «не равный среди первых». Хотя спикер Законодательной палаты Олий Мажлис Нуриджон Исмаилдов является членом НДПУ, и может где-то отстаивать позиции Х.Кетмонова.

2. По некоторым данным, Н.Умаров — из Ташкентского клана. А.Саидов — тоже представитель столичной элиты. Но двоих выдвинуть на пост президента один клан не может. Сейчас следует понимать, на кого из них делают ставку такие персоны как Рустам Азимов, Рустам Иноятов, Шавкат Мирзияев, Мираброр Усманов и многие другие, включая олигархов, сенаторов. И все зависит от того, какие обязательства перед ними возьмут на себя кандидаты. Возможно, и тот, и этот не станут ломать выстроенный механизм коррупции, сохранят за кланами и группами их интересы в экономике, но все же какие-то логически обоснованные реформы им провести придется, а здесь невозможно не затронуть сферы влияния региональных элит. В любом случае, будущий президент уже на «старте» наживет потенциальных и явных врагов. И бороться с ними президенту помогут тоже кланы, и чем больше их будет за спиной у главы государства, тем лучше.
Вот именно в этой части больше всего возможностей у Акмаля Саидова. Через свою жену Лолу Каримову он связан с бухарской элитой, значит, Самаркандско-Джизакский тандем может тоже поддержать его кандидатуру. По экономической мощи и численности представителей в центральных органах самаркандцы равны столичному клану. Может, А.Саидов будет компромиссной фигурой между элитами. Более того, не следует скидывать со счетов и то, что УзЛиДеП, имеющая большинство мест в парламенте (52 мандата и четыре комитета), может поддержать А.Саидова (поскольку их кандадат Ислам Каримов сошел с гонки), и тогда с голосами «Миллий тикланиш» (36 мандата и три комитета) у директора Национального центра больше шансов на высшую должность в государстве.

По личностным характеристикам:
1. Х.Кетмонов описывается как человек без жестких качеств, иногда сомневается, бывает нерешительным, нет любит брать на себя ответственность в проблемах с неясными ориентирами. Группы, которые работают на него, обычно вырабатывают стандартные и не совсем эффективные решения, что не делает Х.Кетмонова хорошим менеджером. Естественно, эти качества не придают должной характеристики для потенциального президента.
2. Н.Умаров отличается решительностью и твердостью в действиях, хотя всегда осторожен и аккуратен в принятии решений. Эксперты говорят, что он разбирается в людях и умеет управлять людьми, стимулировать их к активности и занятию определенной позиции. Если он придет к власти, то наберет команду хороших специалистов и менеджеров. Он — технократ, и будет опираться на экономические механизмы, чем на клановую платформу. Но тогда в этом смысле он — не совсем удобная для кланов фигура.
3. Об А.Саидове сложилось уже устойчивое мнение демагога и хитрой, изворотливой личности, играющей утвержденные ему роли. И все же он не безхребетный человек, может отстаивать интересы перед руководством, если считает это нужным и правильным. Может сложится так, что именно он, сохраняя «лицо» президента, как первой в государстве фигуры, будет в реалии марионеткой и выполнять миссию более «затемненных» персон. С другой стороны, почувствовать власть, он может путем заигрывания с кланами и законами вернуть себе полномочия и стать вторым «Исламом Каримовым», то есть жестким авторитарным правителем. И тогда кукловоды сами могут трансформироваться в марионеток.

Резо Чедия специально для e-center.asia