Итальянка в России

Евгения Кумачёва
               
  Имя талантливого итальянского педагога, а позже - врача, ученого, мыслителя Марии Монтессори,  предложившей свою уникальную разработку, основанную на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку ещё в первой половине 20 века, известно теперь многим людям, в том числе, и в России; особенно, если их деятельность связана с воспитанием подрастающего поколения.
То же можно сказать и о родителях, заинтересованных в том, чтобы вырастить  себе и стране достойных потомков.

 Суть метода состоит в том, что логично и обоснованно выстроенная система воспитания побуждает ребёнка проявить свои способности через личную самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

 Вообще же, методы подхода к воспитанию, описанные Марией Монтессори и ставшие системой, передовые педагоги и воспитатели использовали и раньше; и сейчас зачастую они входят в образовательные планы детских садов и школ, просто их не всегда соотносят с этим именем.
А вот один из детских садов города Великие Луки взял данную методику на вооружение, за основу своей работы, что называется, "без купюр".

Название  этого учреждения - МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №25 (Центр Монтессори)".
И имя в названии - это обоснованная заявка, а не просто жест.

 Деятельность названного детского сада заслуживает пристального внимания, она имеет положительные результаты и достойна быть взята за основу, дабы можно было этим опытом воспользоваться и другим учреждениям дошкольного образования. Впрочем, не только им.

 Это красивое, с белыми колоннами и широким крыльцом учреждение дошкольного образования находится в здании бывшего особняка. Прежде здесь тоже находился детский сад; затем, когда рождаемость детей резко уменьшилась и надобность в заведении отпала, сюда переселился городской отдел народного образования.
И вот в августе 2006 года, после ремонта и переделок, сюда снова пришли дети.
Сейчас их, таких разных, но в чём-то неуловимо похожих, воспитывается в трёх разновозрастных группах 72 ребёнка от двух до семи лет.

 Сразу оговоримся, что методика Монтессори соответствует Федеральным государственным стандартам (ФГОСам).

 Дружным работоспособным коллективом руководит Светлана Николаевна Шпакова, работая в тесном тандеме с заместителем заведующей по научно-методической работе Еленой Владимировной Соколовой. Оба руководителя отмечают сплочённость талантливого коллектива педагогов-единомышленников, устремлённость к новому, передовому, и безусловную любовь к детям и к делу, которому они служат.
Руководители с удовольствием называют имена своих коллег, успешно освоивших и претворяющих эту методику, Елены Ивановны Ершовой и Ольги Витальевны Денисовой, окончивших специальные курсы при Московской Академии повышения квалификации, о которых можно написать отдельную статью - настолько интересен их опыт и удачно его воплощение.

 Здесь много всего интересного и необычного, начиная с библиотеки, находящейся в методическом кабинете и доступной любому подопечному ребёнку, и заканчивая многофункциональными кабинетами и помещениями.
Есть и детская лаборатория с присущими ей атрибутами и приборами. Всё нацелено на развитие индивидуальных особенностях, способностей детей.

 Говорит С.Н. Шпакова:
- Технологии Марии Монтессори, её системе работы с детьми с задержкой развития, уже 100 лет. Мы приняли, развиваем и продвигаем её.
Игры детей - это не просто игры, а именно развивающий материал, который требует индивидуальной работы детей при опосредованной работе педагога. Он не участвует, а именно помогает. Отличие технологии - разновозрастность, так как весь дидактический материал разбит на зоны, и дети разного уровня таким образом косвенно обучаются.

Одна из зон - зона практической жизни, или зона обслуживания. Здесь дети  до трёх-четырёх лет обучаются практическим жизненным навыкам: по-настоящему, а не понарошку, стирают, гладят утюгом, моют посуду и фрукты, пришивают пуговицы и учатся делать многое другое.
Следующая зона - зона сенсорики и, соответственно, здесь находится дидактический материал на цвет, ощущения, развитие глазомера.
Зона математики служит цели научить считать, знакомит с  десятичной системой, дети сами решают примеры.
Зона русского языка для детей от трёх до семи лет, её название говорит само за себя.

Старшие дети при этом охотно занимаются с младшими. Закрепляют навыки, делятся опытом...
В группе занимаются 25 ребят. Во время занятий с ними находятся два воспитателя: обычный воспитатель и "воспитатель Монтессори". И уже наработан определённый опыт, есть и соответствующие традиции.

Рассказ дополняет Е.В.Соколова:
- Наши группы посещают одновременно братья и сёстры. Они разного возраста, от двух и до семи лет. Здесь они находятся рядом, как в семье, и старшие опекают и наставляют младших.

 Можно бы о многом ещё рассказать: о многофункциональных кабинетах и помещениях, имеющих место быть в садике, предметно - о самой методике на конкретных примерах и многом другом.

Пока же констатируем неоспоримый факт: дети, воспитанные на методике Монтессори, самостоятельны и самодостаточны, наделены лидерскими качествами, социально адаптированы, духовно развиты, они открыты и умеют выбирать для себя главное.

"Наши дети - люди мира", - так говорят педагоги и руководители этого высокопрофессионального и открытого инновациям коллектива, где идёт ежедневный обоюдный процесс морального обогащения, ведь воспитатели тоже многому учатся у детей.

Но именно дети стоят во главе всего.