Голуби нашего детства. 7. Мои первые голуби

Анатолий Колисниченко
     Покинув свой лазарет, подранок сидел на подоконнике веранды, разглядывая соломенными глазами окружающий мир,  всякий раз  реагирую на пролетающих птиц.  Семечки не съедены, но воду пил. Я подошёл и хотел его погладить, но голубь отскочил в сторону. Вчера в лесу у большого дуба, передавая голубя папе, я взял его за больное крыло. Отец мне просто и понятно объяснил и показал, как надо ловить голубя, чтобы он чувствовал  руку хозяина и не боялся человека. Вспоминая наставления папы, резко положил ему свою руку на спину. Голубок только присел. Просунув под его тело другую руку, чтобы его ноги оказались между моими пальцами,  приподнял голубя. Урок папы пошёл мне на пользу – голубь меня не испугался.

     Миновала неделя,  рана на зобе затянулась,  а  выраставшие тёмные палочки на крыле  превращались в разноцветные пёрышки, но короче остальных.  Голубь  быстро шагал на поправку.  Он настолько привык ко мне,  что перестал не только бояться моей протянутой руки, но и спокойно на ней сидеть, когда я выносил его во двор.
 Во дворе  Гуля (так я назвал подранка) вёл себя смирно, заметив ворон или ястреба, замирал, поворачивая  голову  в  сторону пролетавших птиц, но чаще улетал в веранду.
  Объявился и настоящий хозяин голубя - высокий рыжий парень из Голубого залива, к тому же внук, того самого, знаменитого Мельникова. 
Сергей держал только николаевских голубей, и  по оценочной  шкале  дяди Гриши,  считался самым серьёзным голубеводом округи.
 
     Спасённый Шайтаном подранок  привезён от деда из Алупки и первый его полёт на новом месте стал неудачным, рассказанная мной история,  о спасении и  лечении голубя так подействовала на парня,  что на следующий день он принёс мне,  мурую голубку для этого голубя и пару сизарей.

 Подружка моему голубю  была более светлой, с рябым хвостом - чёрные перья чередовались с белыми,  а вот сизые голуби были  с идеально чистыми белыми хвостами и отличались  один от другого только размером. Для меня такой подарок был истинно  царским. 

     В этот же день  папа  определил голубей  в чердак,  где хранилось сено для кроликов. Пара сизых голубей сразу нашла себе место в дальнем левом углу чердака.
 Сизый голубь постоянно преследовал свою голубку и гнал её к гнезду.  Через семь дней погони, голубка сидела на выбранном месте,  а голубь приносил ей стебельки сена.  Затем гнездо занимал голубь, а строительный материал приносила голубка. Прошло семнадцать дней, и я обратил внимание на скорлупу яиц у гнезда,  но голубка оставалась на своём месте и что-то поправляла.  В её приоткрытый клюв,  покачиваясь и попискивая, потянулись две маленькие головки на тонких шейках с закрытыми глазами.
 
 От папы я узнал,  что голуби кормят птенцов зобным молочком, которое вырабатывается на десятый день во время  насиживания.

   Мой подранок, ухаживая за своей голубкой, постоянно надувал зоб и, в конце концов, привлёк её внимание. Познакомившись, они постоянно целовались, смыкая свои длинные клювики. Через семь дней  выстроив  гнездо, так же насиживали два яйца. Только мой  подопечный совсем одичал и долго не засиживался на моей руке.
Через месяц все молодые птенцы покинули гнезда, осваивая чердак, самостоятельно подбирали корм.  В старых  гнездах появились новые  яйца, а следом птенцы. Моё хозяйство увеличивалось. Молодняк мурой пары  первоначально был тёмным, но по мере линьки, перья становились  родительскими. Первые птенцы сизой пары, сбросив  детские перья, стали значительно светлее, чем при рождении, а птенцы от мурых потемнели.   

    Всё складывалось, как здравия желаю, но как-то вечером во время ужина отец сообщил жуткую новость  -  его переводят в Ливадию,  и мы, по всей видимости, в конце лета переедем  жить в Ялту.   Такая  «бомба» у меня вызвала тревогу и была не только неожиданной, но  и самой плохой новостью за весь уходящий 1960 год. Голуби размножаются, растут птенцы, а я должен всё бросить и ехать на новое место. Такой ход событий меня  не тешил, но в начале декабря со всей семьёй мне пришлось  таки поехать в Ялту.
         ...