Завещание Розанова 12

Игорь Кутузов
В молодости Розанов в течение 10 лет преподавал историю и географию в провинциальных гимназиях, но учительство бросил и выбрал журналистику. Учительские годы оставили у него самые тягостные воспоминания царившей в гимназиях рутиной, единообразием, духом принуждения, унылыми программами. Обучение держалось на обязательном для всех детей наборе знаний - стандарте, утверждённом министерством, и учителя вбивали этот стандарт, абсолютно не интересуясь интересами и способностями подопечных, их характерами и склонностями.

Тысячи детей учили одинаково, без учёта индивидуальных особенностей и личностного подхода. Вот почему в своей книге Розанов бурно протестует против стандартного образования и страстно призывает развернуть всю систему народного просвещения к личности ребёнка, строить обучение исходя из его умственных и психических особенностей. "Выучить, чтобы цыплёнок научился плавать, а утёнок - хорошо бегать по земле, чтобы барашек начал мяукать, а кошка - давать хорошую шерсть, - в этом заключаются все усилия русских училищ, гимназий, университетов и даже наших несчастных родителей, русской семьи (потому что в семье часто не знают своих собственных детей. И.К.). Никакого нет рассмотрения и простого даже внимания к предварительным способностям, к детским и отроческим априориям (задаткам. И.К.), к
"врождённым зародышам". Школы должны быть не "реальные" и "классические", а их должны быть тысячи типов, удлинений, характеров, оттенков, характеристик.

"Сколько душ - столько методов". "В каждой губернии - своя школа", даже - "в каждом селе". Вся жизнь должна быть школою, мы должны вечно работать ( с детства) и... постоянно и до старости учиться. Оттого древние и прежние государственные люди, безграмотные, были так мудры и добродетельны, и оттого в новой Европе "из школ выходят только нигилисты". А жёны - флиртуют и не умеют к штанам мужа пришить пуговицы".

Писатель осуждает отрыв школьного образования от жизни, от реальных нужд и запросов общества. Посмотрите на современную школу: через 100 лет она ещё не избавилась от схематизма, начётничества, показухи и директивности, учеников по-прежнему принуждают учиться, зажимают в тиски непродуманных кабинетных программ, загружают сознание ненужной информацией. Что касается "пуговицы" - и тут полная безрукость и иждивенчество, не сварят супа и не погладят брюк. То, что действительно необходимо для общего развития, переводится на коммерческие рельсы и вытесняется в дополнительную, необязательную сферу.

Стандарт снова вбивают в школу и превращают наших детей в болванов. Стоит только присмотреться, кого выпускает современная школа в массе? Малограмотных, невоспитанных и самонадеянных недоучек, они не владеют даже 4-мя правилами арифметики (наблюдал, как рассчитываются в супермаркете). Изъясняясь по-английски, выпускники не ведают элементарных вещей, о которых пишет Розанов: "Нужно ползти не тысячу лет, а четыре тысячи лет, и тогда доползёшь до жидовского правила: Чти отца и матерь твою. А моя Таня (дочь.И.К.) доползла к 6 годам. И тоже Вася (сын.И.К.). - Вася, ты меня любишь? - Люблю. - Почему же ты меня любишь? - За то, что ты нас хлебом кормишь.
Я был поражён. Никогда в голову не приходило, что дети могут об этом думать. "Все Розановы - особенные". Школа у них отняла всё. Но врождённо - они были прекрасны и умны". А ваши дети думают о благодарности, одном из важнейших человеческих качеств? Уверен - нет! Растут маленькими поросятами, жадно пожирающими родительскую похлёбку, и вырастают в ненасытных свиней, по привычке объедающих родителей. Чувство благодарности, древнее и капитальное, незнакомо нашим детям.

Так пусть из школы и семьи выходят счастливые люди, а не озлобленные верхогляды и потребители. А счастливы те, "которые не думают о себе, - разъясняет философ. - Но зато это самый прочный вид счстья. Его не ест червь. Не опалит огонь". Потому что такие люди свободны от самолюбия и самолюбования, зависти и корысти. Они открыты миру и благу.