Наталья Локтионова. В жизни главное - жизнь

Рена Жуманова
    Что там ни говори, а учителем нужно родиться. Не безликий «работник сферы образования», издевательски рифмующийся с мучителем, а Педагог, осененный ореолом истинного призвания, навсегда остается в нашей памяти. Тот самый, неповторимый, к кому не идешь, а бежишь, которого не боишься, а любишь, ради встречи с которым можно стерпеть десятки других учителей и уроков. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской филологии КГУ им. Шокана Уалиханова, «Почетный работник образования РК», обладатель звания «Лучший преподаватель вуза» Наталья ЛОКТИОНОВА для многих кокшетауских филологов и журналистов – олицетворение образа Учителя с большой буквы. Без малого три десятка лет отдала она своей родной кафедре, и за это время воспитала плеяду тех, для кого «любовь к слову» стала делом всей жизни. Ее учебно-методические пособия – настольные книги учителей-филологов, ее статьи публикуются в престижных научных изданиях, ее студенты побеждают в республиканских межвузовских олимпиадах, а ее имя с неподдельным уважением и пиететом произносят все выпускники «шокановского» универа, независимо от специализации. При этом Наталья Петровна – человек скромный и не особо избалованный пиаром, а именно о таких героях нашего времени и хочется поведать миру. В преддверии неотвратимо надвигающегося Дня знаний, самого главного праздника для всех, кто учит и учится, дадим же слово настоящему Учителю.

… Я – потомственный педагог. Петр Терентьевич Локтионов – историк, десятки лет возглавлявший среднюю школу в моем родном Шортанды, мама Мария Ивановна – учитель начальных классов. Эту учительскую пару по сей день помнят и любят все, кому довелось с ними работать или у них учиться. Не скажу, что всегда мечтала стать педагогом. Что такое учительские дети? На них ведь никогда не остается времени. Однако атмосфера дома, в котором царила любовь к книге, печатному слову, делала свое дело. И я ни разу не пожалела о своем выборе. Конечно, здесь велика заслуга и моих учителей, с которыми мне очень повезло. В школе моим кумиром был учитель физики и наш классный руководитель Михаил Петрович Глебов. Маленький, с невыразительной внешностью, но легкий, коммуникабельный, он был предметом обожания всех девчонок. Я физику никогда не любила, но это было совершенно не важно! В Кокчетавском педагогическом институте такими учителями для меня стали Владимир Захарович Табарев, Огаз Арыстангалиевич Султаньяев, Нина Федоровна Крюкова, Нина Васильевна Домалевская, Евгений Иванович и Галина Матвеевна Боярские, Виктор Антонович Василенко и другие. Это были сильные педагоги, многие с московской школой, авторитеты, асы, давшие мне крепкую базу. Мне вообще всегда везло на людей. После вуза я год проработала в Златопольской средней школе, потом несколько лет в кокчетавской СШ № 6. Помню, приехала, вся такая «зеленая», а мне дали самый сложный класс, сорок человек, и что они со мной делали! Даже дверь в классе выбивали, в течение года проверяли меня на прочность. И в те непростые минуты меня поддерживал и наставлял директор школы Виктор Андреевич Поляков. Потом мы с моим классом подружились и дружим до сих пор. А вскоре я поступила в московскую аспирантуру, и здесь я назову главное имя – моего научного руководителя, профессора, доктора наук, академика Геннадия Исааковича Беленького. Он прожил достойную, богатую жизнь. Был не просто ученым Божьей милостью, но и образцом порядочности, нравственной чистоты. Фронтовик, профессионал, сделавший сам себя. Что такое наука, как ею заниматься, каким должен быть ученый – всё это я поняла благодаря его живому примеру. Не могу не упомянуть имя Надежды Леонидовны Крупиной, на протяжении многих лет руководящей российским методическим журналом «Литература в школе». С ней нас связывают многолетние теплые отношения.
… Бывает, идешь по городу, здороваешься на каждом шагу с учениками прошлых лет, и приятное чувство переполняет душу. Боюсь кого-нибудь не назвать, так как тех, кем можно гордиться, очень много. И среди учителей, и среди журналистов. Вообще, я всегда любила преподавать. И мне всё равно, студенты это, школьники или слушатели курсов повышения квалификации. Наверное, недаром почти двадцать лет параллельно с вузом я проработала в гуманитарно-техническом лицее. И мне очень нравилось там, несмотря ни на что. Я никогда не стремлюсь понравиться и привлечь своей личностью, стараюсь заинтересовать литературой. Лицеисты, видевшие себя бизнесменами или физиками, снисходительно усмехавшиеся при слове «литература», но ставшие читающими людьми – для меня порой дороже студентов-филологов.

… Молодежь сейчас другая. Современные студенты более мобильные, раскрепощенные. Легко ориентируются в современном мире. И мне это нравится! Может быть, они не столь глубоки, меньше читают, но у них есть другие достоинства. Да, филология сегодня не в чести. К нам приходят единицы, расширяются какие-то другие дисциплины, признанные более востребованными, и эта пагубная тенденция просматривается всюду, и в России в том числе. Где-то читала о том, что язык способен защитить себя самостоятельно. Но я не согласна с этим. Языки нужно беречь и защищать. И многое зависит от личности преподавателя. Несмотря на все тяжелые периоды, кафедра русской филологии нашего университета держит марку. С межвузовских олимпиад мы всегда привозим призовые места и благодарности, а за подготовку по специальности «Русский язык и литература» ежегодно удостаиваемся министерских грамот. И это наивысшая награда за наш труд.
… Я — человек сомневающийся и не публичный. Только в учебной аудитории чувствую себя царицей. Поэтому, когда был утвержден республиканский конкурс «Лучший преподаватель вуза», я долго отказывалась от участия, думая, что это не для меня. Но, в конце концов, коллегам удалось меня уговорить. Это был 2012-й год. Собрала целый «талмуд» документов, среди которых и презентации, и видеоотчеты, отправила, и абсолютно неожиданно для себя – выиграла. Ежегодно этого почетного звания удостаиваются двести вузовских преподавателей по всей республике, педагоги государственных и частных учебных заведений. И я поняла, что выиграть в таком конкурсе вполне реально. Искренне признательна правительству за эту высокую награду и очень хороший грант, благодаря которому я смогла осуществить давнюю мечту — побывать с научной поездкой в Санкт-Петербурге, Париже, Брюсселе, принять участие в научной конференции в Лондоне, пройти стажировку в Японии. Минувший год стал для меня очень насыщенным, плодотворным и счастливым.
… В своей научной работе сейчас я интересуюсь тенденциями развития современного мирового литературного процесса. Параллельно занимаюсь вопросами методики преподавания в школе и вузе. Недавно выпустила монографию «Писатель и время» по литературе двадцатого века. Вот это – результат многолетнего труда. В свободной продаже этой книги нет, зато есть учебно-методические работы для преподавателей школ, написанные в соавторстве с
И. В. Иттеровой.
По заказу Министерства образования и науки РК мы с коллегами Г. В. Забиняковой и Е. Ю. Мельберт создали учебники, программы и методические пособия по русской литературе для 5 и 6 классов 12-летних школ. Сейчас ученики экспериментальных классов во всех регионах Казахстана учатся по этим пособиям.
… Я никогда не навязываю студентам своих вкусов и пристрастий, а имена писателей-любимцев не выдаю до конца изучения курса. Вообще, люблю многое из современной литературы, всегда скупаю все свежие газеты, обязательно просматриваю новые выпуски литературных журналов. Обожаю посещать библиотеку.
… Известный учительский лозунг «раскрой себя в ученике» в определенной мере был спроецирован мной и на единственную дочь. Елена тоже стала филологом, хотя я никогда намеренно не подталкивала ее к этому. Она всегда имела склонность к художественному творчеству, журналистике. В старших классах неоднократно была победительницей предметных республиканских олимпиад, успешно окончила МГУ, сейчас преподает в средней школе подмосковного города Дмитрова.
… В последнее время появилась возможность путешествовать. Вернувшись из тура по Европе, сейчас я пребываю в особом, приподнятом настроении. Посетить Италию с ее многовековой историей, ходить по земле, где ступала нога великого Данте, созерцать подлинники шедевров изобразительного искусства, слушать проповедь Папы Римского в Ватикане – это ведь не только незабываемые впечатления, но и мощная энергетическая подпитка. Так что моя мечта – посмотреть мир, открывая для себя новые страны, новых людей.
… «В жизни главное – жизнь, чтоб жилось, чтобы пелось…». Я – позитивно настроенный человек. Не люблю ныть и жаловаться, люблю жизнь в каждом ее проявлении. Люблю музыку, театр, балет. В свое время пересмотрела весь репертуар «Большого» в Москве. И сейчас в поездках, где бы ни находилась, по возможности посещаю все самое интересное в театральном репертуаре. С удовольствием хожу на наши премьеры в русском и казахском драмтеатрах, стараюсь не пропускать концерты, которых не так много и о которых подчас узнаешь постфактум ввиду отсутствия рекламы. Дорожу своими друзьями, с которыми мне по-настоящему повезло. Люблю свою кафедру, свой дом, свою улицу…
… На курсах повышения квалификации, где я из года в год читаю лекции, мне доводится видеть самые разные лица и глаза. И я понимаю, почему у какой-нибудь учительницы обычной средней школы, дежурно отбывающей «повинность» ФПК, нет былого огня и интереса к предмету нашего разговора. Бесконечная бумажная работа, отчеты, проверки, которыми нынешние педагоги просто задерганы, домашнее хозяйство, дети… В канун праздника хочу пожелать коллегам, чтобы у них оставалось время для личностного и профессионального роста. Чтобы всегда была возможность побыть наедине с собой, своими мыслями, личным дневником, почитать, посмотреть фильм, выехать куда-то… У меня до сих пор сохранилось ощущение свежести и новизны ожидаемого учебного года. Я знаю, что первого сентября буду так же волноваться, думать о новых студентах, о том, как их увлечь и повести за собой. Идя к ученикам, нужно беречь и развивать в себе способность к внутреннему творческому горению. Ибо, если этой искры нет в вас, ее не будет и в ученике. Педагогика – сложная, но интересная и благородная профессия. И без вдохновения она – мертва.


http://akmovest.kz/?p=5011

4.09.2014.