Владимир Бронников. Партитура судьбы

Рена Жуманова
История города – история его жителей. В справедливости этой избитой фразы убеждаешься всякий раз, беседуя с людьми старшего и среднего поколения. Историю музыкальной культуры Кокшетау пишут не только академические и народные исполнители, но и эстрадники. Признаться, до сего дня с этой стороной местного музыкального бомонда знакома была весьма смутно, а представления о нем как-то не складывались в определенную картину. Серьезные эстрадные коллективы у нас в городе наперечет. И эстрадно-джазовый ансамбль музыкального колледжа, «рулевой» которого стал героем этого материала,  – явление сравнительно новое и самобытное.            
          Возник этот коллектив в связи с появлением эстрадного отделения музколледжа в 2006 году, а в 2008-м его руководителем стал Владимир Бронников. Эстрадный гитарист, бас-гитарист, аранжировщик, музыкант с сорокалетним стажем, Владимир Лаврович – человек, страстно влюбленный в свою профессию. Эмоциональный, позитивный, яркий. Удивительным образом  извивы творческой судьбы привели его к официальной педагогической деятельности довольно поздно, хотя собственно педагогом по совместительству  с исполнительской практикой он был почти всегда. Достаточно вспомнить, что начинал он когда-то преподавателем студии гитаристов при ДК «Кокшетау. Позже Бронников был руководителем детской группы при Доме пионеров, работал с детским инструментальным коллективом ансамбля «Улыбка», параллельно в разные годы давал частные уроки гитары. Интересно, что о получении пресловутой «корочки» Бронников долго вообще не задумывался, а наш «культпросвет» и знаменитую алматинскую «Жургеновскую» академию окончил заочно, уже будучи взрослым, сложившимся музыкантом.
       Потомок забайкальских казаков, некогда эмигрировавших в Китай, рожденный в «солнечном» Магадане в год смерти Сталина сын будущих первоцелинников, Владимир Лаврович Бронников своей судьбой являет нетипичный образец музыканта-профессионала, который остался верен своему призванию и на самых крутых поворотах жизни.
        Еще мальчишкой Володя с восхищением слушал отца, в чьих руках оживали и мандолина, и балалайка, и гитара-семиструнка. Но первым инструментом Владимира была обычная гармошка, с которой он стал желанным гостем на местных вечеринках. Позже, самостоятельно осваивая гитару, Володя понял, что за этим инструментом – будущее. Участие в школьном ансамбле, «битломания» – всё было, как у многих мальчишек его поколения. Играл в ансамбле на танцах в городском саду, с подачи старшего товарища разбирал довольно сложные гитарные партии, и работа соло-гитариста оказалась его истинным призванием. Рано лишившись родителей, Володя по достоинству оценил отеческую поддержку и заботу своего первого наставника, талантливого музыканта Валерия Ивановича Гомозова. С ним вместе и под его руководством Владимир собственными руками сделал свою первую гитару.
– Представьте, выпиливали корпус где-то на мебельной фабрике, сами делали и звукосниматели, и струны! До сих пор помню, как накручивал навивку – по семь тысяч витков на каждой струне, из тончайшей, как волосок, проволоки! С этой гитарой я и в армии не расставался. С армейским ансамблем колесил по воинским частям, во время ночных дежурств потихоньку разбирал по нотам классические композиции, а вернувшись, занялся музыкой всерьез. Через полгода после демобилизации меня пригласили в Клуб механического завода, где я играл на танцах, а числился слесарем третьего разряда литейного цеха. Вот в это время я уже начал расписывать партии, делать свои первые аранжировки.
      В 1979-м Владимир поступил на работу в открывшееся «Варьете» при ресторане «Колос» на территории нынешней «Шайбы». Управление торговли, под протекторатом которого эта организация просуществовала до 1985-го года, ориентировалось на городскую элиту. В штате «Варьете» было 27 человек – танцовщицы, балетмейстер, парикмахер, музыканты… Возвращаясь домой пешком по ночному городу,  Владимир с нетерпением ждал, когда останется один на один со своими идеями. Гитара, лист нотной бумаги, шариковая ручка, приглушенное, чтобы не разбудить домашних, наигрывание – работа аранжировщика требовала сосредоточенности и времени…
– Позже меня пригласили в филармонию, руководителем ансамбля «Айнаколь». Ездил на гастроли, делал аранжировки, потом остался в филармонии в должности художника-оформителя, а сам вернулся в «Колос». Признаться, заработки в филармонии и «Варьете» были несравнимыми… Однажды моя аранжировка казахского танца была отправлена в Алма-Ату, во Всесоюзное агентство по авторским правам. Мне пришел ответ с приглашением к сотрудничеству. Но, увы, не сложилось. Я, вообще, всегда относился к таким вещам легко. Меня не прельщали звания, слава. Я работал в удовольствие – и это было моей высшей наградой.
         В переломные 90-е Владимир, как и многие его коллеги, надолго отошел от музыкальной сферы. Последней «точкой» в тогдашней деятельности гитариста и аранжировщика Бронникова был ресторан «Витас», после которого он работал и сторожем, и плотником, и оператором на заправке, и завхозом. Несколько лет был директором ТОО  «Городской парк», и мысли о возвращении к любимому делу уже почти перестали беспокоить взрослого и умудренного жизнью человека.
– Было жаль, что так много нереализованных идей осталось… Думал, что уже никогда не вернусь к музыке. Ведь были годы, когда я и гитару-то  в руки не брал. Всё изменилось, как это обычно бывает, в один миг, когда меня пригласили на работу в музыкальный колледж. Его директор Жакып Кушкембаев, с которым мы были хорошо знакомы, стал инициатором открытия эстрадного отделения. Вот тут-то, наконец, и пригодились мои «знания, умения и навыки», хотя я уже и не надеялся на это…
        В музколледже имени Биржана-сал Владимир Бронников поистине обрел второе дыхание. Эстрадное отделение, которому новое руководство колледжа уделяло пристальное внимание, стало центром притяжения для тех, кому было тесно в рамках академической музыки. Работы было невпроворот, но Бронникова это не пугало. Слишком долго он шел к этому, а потому с удвоенным энтузиазмом принялся за дело.  Лаврович, как фамильярно и с любовью именуют его коллеги, способен сутками просиживать над аранжировками и заниматься со студентами, не сверяясь с часами, не думая ни о чем, кроме музыки, живя ею и интересами эстрадного отделения. Результаты не заставили себя долго ждать. В 2012-м году ансамбль Бронникова стал лауреатом Первого регионального конкурса джазовых  исполнителей в Астане, поразив жюри и публику необычными аранжировками, профессионализмом и сплоченностью коллектива.
–  Когда профессионалы-джазмены с горячим одобрением отозвались о моих аранжировках, присудив нам второе место в номинации «Джазовый оркестр» и стипендию в размере 315 тысяч от фонда «Самрук казына», я понял, что иду верной дорогой. Вообще, в аранжировке я неукоснительно придерживаюсь своих принципов. Никогда не беру ничего готового из Интернета, мне это претит. К тому же не раз убеждался, что партитуры, «плавающие» в Сети, грешат ошибками и неточностями. Для меня дело чести «снять» всё самостоятельно, пусть это иногда и не так просто. Бывает, над одним тактом могу просидеть довольно долго, но пока не «добью», не успокоюсь! Все так же, как и в молодости, пишу от руки, часто по ночам. Правда, зрение стало подводить, но когда занимаешься любимым делом, о здоровье как-то не вспоминаешь. За период существования нашего ансамбля я аранжировал около пятидесяти инструментальных композиций и 75 песен. Сейчас хочу немного обновить репертуар в плане иного жанрового уклона. Вообще, я поклонник джаз-рока, а в машине всегда слушаю только «Тенгри-FM». Гитара была и остается моим главным источником вдохновения. К слову, самые крутые первые электрогитары в городе были именно у меня, и по цене они равнялись стоимости автомобиля. Ради них я влезал в страшные долги, вызывая недоумение родственников, мог специально отправиться в Москву, чтобы приобрести вожделенный инструмент у тамошних рокеров… Радует, что в наступившем учебном году колледж сделал первый набор в класс эстрадной гитары уже не на коммерческой, а на бюджетной основе. Надеюсь, мы еще заявим о себе. Пользуясь случаем, от души поздравляю коллег с Днем учителя, Международным днем музыки, а всех кокшетауских меломанов приглашаю на наши традиционные отчетные концерты.



http://akmovest.kz/?p=5315

9.10.2014.