Глава 46. Фауст

Виктор Еремин
Фауст, как и Дон Жуан, является мировым литературным героем, но в отличие от Дон Жуана прототипом его стал конкретный реальный человек — доктор Иоганн Фауст. Именно вокруг него развернулся многовековой спор между мировыми художниками слова о роли и месте мыслителя в обществе. Точки зрения высказаны довольно противоречивые, но в одном согласны все — мыслитель, которого с упоением называют сверхчеловеком, или титаном, или гигантом, на деле есть человек, продавший душу сатане, только цена называется разная. Недаром Шпенглер признал Фауста базовым образом европейской цивилизации, а её культуру — фаустовской*.
______________________
* См.: О. Шпенглер. Закат Европы. М.: АСТ, 2000.

О реальном докторе Фаусте* мало что известно. Родился он около 1480 г., с юных лет занимался астрологией и чародейством. Как чернокнижник разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного. В частности, Фауст заявлял, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа. После 1539 г. сведений о нём нет. Правда, существует устойчивое предание, что при «императоре алхимиков» Рудольфе II, правившем Священной Римской империей (Германией) с 1576 по 1611 г., Фауст поселился в Праге, откуда и был живьём унесён дьяволом через дыру в крыше. Дом, где якобы произошли эти жуткие события, сегодня является одной из главных достопримечательностей чешской столицы.
________________________
* Подробнее об Иоганне Фаусте см. в книге: В.М. Жирмунский. Легенда о докторе Фаусте. М.: Наука, 1978.

Легенды о докторе Фаусте появились уже при его жизни. В 1587 г. в Германии некто Иоганн Шпис напечатал их первую литературную обработку, получившую название «История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике»; обычно это издание именуют «Народной книгой о Фаусте». Предполагается, что её написал лютеранский проповедник. Согласно «Народной книге» «Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». Он вызвал из царства мёртвых Прекрасную Елену и вступил с нею в связь. В целом в «Истории о Фаусте…» была сделана попытка наглядно показать, что гуманистическая идеология неизбежно приводит к войне с Богом.

В первый же год издания «Народная книга» была переведена на английский язык и попала в руки к великому английскому драматургу Кристоферу Марло. Он-то и сочинил первое художественное произведение о Фаусте — драму «Трагическая история о жизни и смерти доктора Фауста», которая дала толчок для создания многих произведений, посвященных судьбе мрачного чернокнижника.

Кристофер (Кит) Марло* (Марлоу) родился в 1564 г. в Кентербери в семье Джона Марло — владельца небольшой обувной мастерской. По окончании школы юноша поступил в Кембриджский университет, где готовился к священническому служению. Однако Кристофера гораздо больше привлекала светская жизнь, недаром в университете он увлекался античной литературой и даже перевёл на английский язык «Элегии»** Овидия и из «Фарсалии» Лукана***. Так что будущее своё молодой человек определил весьма чётко и для родителей неожиданное.
_____________________________
* Марло был всего на два месяца старше У. Шекспира.
** В 1599 г. сделанный Марло перевод «Элегий» был признан еретическим и публично сожжён.
*** Марк Аней Лукан (39—65) — древнеримский поэт, автор исторической поэмы в 10 книгах «Фарсалия, или О гражданской войне».

Из Кембриджа Марло сразу направился в Лондон, где поступил в театр: вначале актёром, а после того как сломал ногу, решил преуспеть на поприще драматурга. И сразу из-под его пера вышел шедевр — это была первая часть трагедии «Тамерлан Великий». Поставили пьесу в 1587 г., и она прошла с огромным успехом. Вдохновлённый автор на следующий же год сочинил вторую часть «Тамерлана».

А ещё через год, в 1589-м, Марло написал «Трагическую историю жизни и смерти доктора Фауста», значительно изменив при этом сюжет легенды. Вольнодумец Фауст продал свою душу Люциферу за «золотые дары знания», чтобы духи добывали ему «золото Индии и жемчуг со дна океана», чтобы перекинуть мост через Атлантический океан и грандиозными сооружениями слить Европу и Африку в единый материк, и чтобы сам Фауст стал великим императором мира. Убеждённый гуманист, Марло как никто открыто назвал устами Фауста две главные идеи гуманистической идеологии: добиваться как можно больших знаний, с помощью которых безраздельно властвовать над человечеством. Это уже потом стремление к власти было прикрыто разговорами о человеколюбии, о правах человека и прочими высокопарными, не имеющими под собой основания словесами.

Итак, цель освободившегося от Бога человека — знания, дающие власть над обществом, такова главная идея Фауста Марло.

Своими откровенными богоборческими устремлениями драматург вызвал большие опасения у Тайного совета королевы Елизаветы I. Весной 1593 г. в связи с повышением цен на продовольствие в Лондоне начались народные волнения — громили лавки и склады. В толпе стали распространяться богохульные листовки. Следствие установило, что автором их был Марло! Молодого человека — смутьяну шел тогда двадцать девятый год — привлекли к суду Звездной палаты*. Но до дня суда он не дожил, поскольку 30 мая 1593 г. был зарезан. Современные исследователи всё более склоняются к мнению, что драматург был устранён согласно негласному решению Тайного совета**. Так через четыре года аукнулся Марло его «Фауст».
___________________
*. Звёздная палата — высшее судебное учреждение в Англии в 1487—1641 гг.; была создана для борьбы с мятежной знатью, затем стала орудием подавления противников абсолютистского строя и англиканской церкви; палата заседала в зале с потолком, украшенном звёздами.
** См.: М.М. Морозов. Избранные статьи и переводы. М.: ГИХЛ, 1954. Статья «Кристофер Марло». При королеве Елизавете I Тайный совет в Англии выполнял функции Кабинета министров

В начале XVII в. трагедия Марло была показана в Германии английскими бродячими комедиантами и трансформировалась там в кукольную комедию. На неё обратили внимание видные немецкие писатели и мыслители, создавшие целый ряд художественных произведений о хитроумном чернокнижнике.

Бесспорно, вершиной фаустианы, как немецкой, так и мировой, стала двухчастная драма Гёте «Фауст». К сожалению, в её тени оказался не менее значимый и по своему интересный роман «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» Ф.М. Клингера, единомышленника Гёте. Нам это произведение интересно тем, что создавалось оно в России и несёт в себе отголосок русского менталитета в немецком изложении.

Фридрих Максимилиан (в России Федор Иванович) Клингер родился в 1752 г. во Франкфурте-на-Майне в семье канонира. Отец его рано умер, а мать была вынуждена зарабатывать на жизнь стиркой и мелочной торговлей. В детстве и юности Клингер вёл жизнь, полную лишений, но это не помешало ему получить должное образование и заняться литературной деятельностью. Уже в 1771 г. он примкнул к движению молодых немецких поэтов во главе с Гёте, на которое впоследствии перенесли название пьесы Клингера 1776 г. «Буря и натиск». За целый ряд антимонархических и антиклерикальных пьес, созданных в начальный период творчества, писатель получил прозвание «взбесившийся Шекспир».

Однако жизнь брала своё. Неимущим немцам недворянского происхождения легче было сделать карьеру за границей, чем на родине. В 1780 г. Клингер уехал в Россию, которая и стала для него второй родиной. Известный в Европе писатель был назначен ординарцем цесаревича Павла и чтецом при его жене Марии Фёдоровне, а потому вошёл в «малый двор» в Павловске и Гатчине. В частности, Клингер сопровождал «графа и графиню Северных» (так инкогнито назывались Павел и Мария) в их путешествии по Европе в 1781—1782 гг. и завёл знакомство с Д. Дидро и П.-О. Бомарше. С 1785 г. он начал преподавать в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Здесь в 1791 г. Клингером и был написан роман «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад», в 1797 г. вышел его же роман «Фауст Востока, или Скитания Бен Хафиза». Оба произведения автор опубликовал анонимно из опасения навредить своей карьере.

Фауст Клингера — великий мыслитель и изобретатель книгопечатания. Он жаждет узнать, почему Бог устроил мир таким несправедливым. Этим решил воспользоваться сатана и послал к Фаусту своего любимого демона Левиафана. Оставив родным огромное состояние, Фауст отправился в путешествие по Европе в поисках истины. Истина предстала перед ним во всей своей омерзительности: Левиафан показал Фаусту скотскую природу людей, всеобщую жестокость, алчность и властолюбие. Как бы подводя итог исканиям Фауста, Клингер привёл своего героя в башню, где был заключен приговорённый к смерти мудрец доктор Робертус. В уста доктора писатель и вложил знаменательные слова: «…я понял, что человечество — это бессловесное стадо, против которого сговорилась банда разбойников, условившаяся грабить и душить это стадо на основании законов, охраняющих лишь её собственную выгоду, банда, которая не признаёт при этом власти никаких законов над собой!.. А что такое ум, по мнению людей, как не слепое подчинение, подлость, лесть, готовность любыми средствами достигнуть высокого положения, лишь бы только добраться до него, чтобы потом, вкупе с другими, грабить и притеснять? Это и называется у людей “быть умным”».*
__________________________
* Ф.М. Клингер. Фауст, его жизнь, деяние и низвержение в ад. — М.: АСТ, 2005. Далее роман цитируется по этой книге.

Парадокс Фауста Клингера в том, что мудрец с помощью Левиафана пытался вершить добрые дела, которые впоследствии, как у Дон Кихота, обернулись гораздо большим злом — по вине благодетеля теперь «всюду кровопролития, убийства, грабежи и святотатства». А объясняется это тем, что добро, совершённое руками беса, все равно обратится в еще большее злодейство. Перед тем как утащить Фауста в ад, Левиафан пояснил: «Нить несчастий, сплетённая твоей рукой, протянется сквозь столетия, и будущие поколения когда-нибудь проклянут самое своё существование за то, что ты в часы безумия удовлетворял свои прихоти и брал на себя роль судьи и мстителя... Узнай же итог своей жизни, пожни то, что посеял! Вынужденный тобою, я как будто нарушил законы судеб, а на самом деле я, дьявол, стою здесь перед тобою, ни в чём не повинный, ибо всё это были деяния, которых требовало твоё собственное сердце… Что бы ты не делал, ты повсюду сеял семя несчастья, и оно будет расти и плодиться во веки веков». Ибо такова судьба каждого «благодетеля» человечества, отрекшегося от Бога. Если продолжить рассуждения Клингера, то Фауст и есть тот, кто создал современную нам Европу.

Но вернемся к «Фаусту» Гёте. Поэт задумал драму около 1770 г. и работал над нею всю жизнь. В 1773—1775 гг. им был создан первый набросок «Фауста» — «Прафауст», содержавший основные сюжетные направления трагедии. В 1790 г. был опубликован «Фауст. Фрагмент», написаны — «Посвящение», оба «Пролога», сцены «Кабинет Фауста» и «Вальпургиева ночь». Первую часть Гёте закончил в 1806 г., а опубликовал ее в 1808-м. Вторая часть была задумана поэтом в 1797—1801 гг., но писать её Гёте начал только через двадцать пять лет. Работа над «Фаустом» была завершена летом 1831 г. Поэт запечатал готовую рукопись в конверт, чтобы больше никогда к ней не возвращаться. Не выдержал он только один раз, вскрыл конверт, прочитал своё творение и, ничего не поправив, вновь запечатал. Полностью «Фауст» был издан в 1832 г. в первом томе «Посмертного издания сочинений» И.В. Гёте.

Фауст Гёте — это символ возможностей и судеб человечества. Он же является носителем главного порока человека: неудовлетворенности достигнутым. Порой спорят — порок ли это или, наоборот, высочайшее достоинство. Ни то и ни другое. Это просто данность свыше, обращённая в тяжелейший грех мелочностью смысла жизни для большей части человечества. В принципе неудовлетворенность достигнутым и есть главная приманка для слабодушных в лапах дьявола.

То же можно сказать и о втором названном Гёте достоинстве Фауста — об его устремлённости к идеалу. Ведь всё зависит от того, в чём человек ищет идеал. Фауст Гёте — сверхчеловек, потому и устремления его прекрасны, и идеал его есть созидание добра. На этом строится вся философия образа, и именно поэтому он столь интересен любителям абстрактных умственных построений, в то время как для живущих земной жизнью Фауст любопытен в основном тем, что заложил душу дьяволу ради ещё одной жизни.

И вот здесь вступают в спор два немца — великий Гёте и малоизвестный ныне Клингер. По Гёте добро, сотворённое Фаустом с помощью дьявола, принимается небесами как благо даже при условии, что от этого добра погибли невинные старики Филемон и Бавкида — лес рубят, щепки летят. За добрые свершения Фауст был прощён и вознесён на небо. Для Клингера подобный подход был неприемлем.

Гёте в чернокнижнике создал апофеоз капиталистическому миру, провозгласив изменение важнейшей идеи Библии: вместо «в начале было слово» поэт написал «вначале было дело». И в Фаусте миру был явлен гений дела и деловитый гений. Мудреца не смогли увлечь ни взаимная любовь, ни власть, ни деньги, ни слава, ни молодость, ни красота… Свой идеал он нашёл в каждодневном труде! Правда, остаётся не ясным: а разве Фауст не трудился в своей первой жизни? Вот тут и появляется главная и основополагающая оговорка трагедии: счастье человека кроется не только в желанном, но и в осуществимом труде, причём Фаусту последнее обеспечил Мефистофель, олицетворяющий собой власть, золото (то бишь капитал) и всё тёмное и преступное, что только есть в этом мире. Но именно осуществимость замысла в труде тешит душу Фауста (ему безразлично, какими средствами достигаются результаты его благостного труда) и заставляет его воскликнуть роковые слова:

— Остановись, мгновение, ты прекрасно!

Эти слова — знак смерти и передачи души во власть Мефистофеля. Спасённый Богом Фауст Гёте — великий мыслитель мира капитала, до мозга костей беспринципный и алчный, но ловко скрывшийся за велеречивой ширмой.

И более всего смущает парадоксальное понимание «Фауста» Гёте как произведения глубоко христианского (точнее было бы сказать протестантского), проникнутого идеями человеколюбия и сострадания.

Фауст А.С. Пушкина создавался в 1825 г. в открытом споре с первой частью «Фауста» Гёте. Ключевыми словами «Сцены из “Фауста”» стала бессмертная фраза чернокнижника:

— Мне скучно, бес!

Фауст Пушкина — мудрец, пресытившийся жизнью, знанием, вседозволенностью… Если угодно, он Чайльд-Гарольд или сам Байрон, созревший для массового убийства. Скуки ради Фауст приказывает Мефистофелю утопить триста человек, скверных и не очень, который день они спешат из дальних странствий домой и в конце пути попались на глаза скучающему гению…

— Всё утопить.

Этот вердикт Фауста Пушкина вскрыл глубинную сущность отрешённого от реального мира, замкнувшегося в своих замыслах человека-творца, для которого Бога нет, а дьявол — слуга его. Пресытившись доступностью всего желаемого, Фауст уже не знает, чего бы ещё пожелать, ведь главная его беда — скучно!!! Тупик в конце познания мира, а не бесконечность. Впереди только гроб — для всех.

Первая часть «Фауста» Гёте нашла необычайный интерес у композиторов. Причём при жизни поэт не позволил создать музыку по его шедевру самому Л. ван Бетховену. Его заинтересовала только опера А.Г. Радзивилла*. После кончины Гёте в Германии к «Фаусту» обратился Р. Шуман**, написавший кантату «Сцены из “Фауста”», позднее Р. Вагнер*** создал увертюру «Фауст». Во Франции в 1846 г. Г. Берлиоз**** написал ораторию «Осуждение Фауста», а в 1859 г. появилась опера Ш. Гуно*****, со временем ставшая одной из самых популярных опер в мире.
_______________________
* Антон Генрих Радзивилл (1775—1833) — князь, польский магнат; с детских лет жил при берлинском дворе; музыкант и композитор; автор первой оперы по сюжету «Фауста».
** Роберт Шуман (1810—1856) — великий немецкий композитор-романтик.
*** Рихард Вагнер (1813—1883) — великий немецкий композитор, реформатор оперного искусства; создатель пятнадцати опер, в том числе тетралогии «Кольцо Нибелунгов».
**** Гектор Берлиоз (1803—1869) — выдающийся французский композитор-романтик и дирижёр.
***** Шарль Гуно (1818—1893) — великий французский композитор; самым прославленным его творением стала опера «Фауст», а в самой опере — куплеты Мефистофеля.

В нашей стране два произведения на тему «Народной книги» создал А.Г. Шнитке* — в 1983 г. он сочинил кантату «История доктора Иоганна Фауста», а в 1994 г. оперу «История доктора Иоганна Фауста».
________________________
* Альфред Гарриевич Шнитке (1934—1998) — знаменитый советский российский композитор, автор 4 опер и 3 балетов..

В живописи тема Фауста разрабатывается с времён Х. ван Р. Рембрандта*, создавшего офорт «Фауст». Э. Делакруа** исполнил серию гравюр-иллюстраций к драме Гёте. М.А. Врубель*** написал прославленный триптих на тему «Фауста».
______________________
* Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) — великий голландский живописец и рисовальщик.
** Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798—1863) — великий французский живописец и график; глава французского романтизма.
*** Михаил Александрович Врубель (1856—1910) — великий русский художник, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства.

Полная классическая экранизация «Фауста» Гёте не осуществлена по сей день, хотя кинематографисты обращались к теме Фауста довольно часто. Наибольший интерес представляет фильм «Фауст. Народная легенда», поставленный в 1926 г. режиссер Ф.В. Мурнау, в роли Фауста выступил актер Э. Яннингс*.
___________________
* О Ф.В. Мурнау и Э. Яннингсе см. в главе 51. «Тартюф».

В нашей стране первый фильм «Фауст» был сделан в 1919 г. Но в художественном отношении интерес представляет только трёхсерийный телефильм «Маленькие трагедии» 1979 г. в постановке М.А. Швейцера*. Фауста в «Сцене из Фауста» сыграл И.Э. Калныньш**.
________________________
* Михаил (Моисей) Абрамович Швейцер (1920—2000) — народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР; кинорежиссёр с 1956 г. Наиболее известные его произведения: «Воскресение» (лучшая экранизация одноименного романа Л.Н. Толстого), «Время, вперёд!», «Золтой телёнок», «Крейцерова соната» и др.
** Ивар Эдмунд Калныньш (р. 1948) — известный советский и латышский актёр театра и кино.

* * *

Рассказ о Фаусте был бы неполным, если не познакомить читателя со славянским Фаустом — паном Твардовским.
Пан Твардовский жил в Польше в XVI в. Согласно легенде, желая приобрести сверхъестественные познания и пожить в своё удовольствие, он продал душу дьяволу (на горе Кржемионке, близ Кракова). Когда по истечении условленного срока дьявол вознамерился увести Твардовского к себе, пройдоха спасся тем, что запел духовную песнь. С этого времени и поныне он осуждён витать в воздухе между небом и землей до дня Страшного Суда. По другой версии пан Твардовский переселился на Луну.
Прославился он в годы правления короля Сигизмунда II Августа*. Король влюбился и тайно от матери женился на Варваре Радзивилл. Когда о женитьбе узнали при дворе, разразился скандал, но Сигизмунд отказался развестись. В 1551 г. Варвара скоропостижно скончалась, предполагают, что она была отравлена по приказу свекрови. Овдовевший король был безутешен. Но однажды к нему явился пан Твардовский и за вознаграждение пообещал Сигизмунду встречу с любимой женой. Покойница и в самом деле вышла из зеркала, но затем навсегда исчезла, когда потрясённый вдовец бросился к ней с объятиями. Ныне предполагают, что Твардовский знал секрет «волшебных» зеркал древних египтян и таким образом обманул несчастного монарха. С этого времени и пошли гулять в народе легенды о великом чернокнижнике.
______________________
Сигизмунд II Август (1520—1572) — великий князь литовский с 1529 г., король польский с 1548 г., глава федеративного государства Речь Посполита Обоих Народов с 1569 г.; последний властитель из династии Ягеллонов.

История пана Твардовского довольно популярна в искусстве и литературе Польши, России и Украины. Самым знаменитым литературным произведением о нём считается баллада Адама Мицкевича* «Пани Твардовска».
______________________
* О Мицкевиче см. «100 великих поэтов».

Этому сомнительному герою посвящена одна из первых русских опер «Пан Твардовский». Сочинил ее композитор А.Н. Верстовский* в 1828 г.
___________________________
* Верстовский Алексей Николаевич (1799—1862) — выдающийся русский композитор и театральный деятель; автор более 30 опер-водевилей и 6 опер, в их числе «Пан Твардовский» (1828), «Аскольдова могила» (1835), «Громобой» (1857) и другие; широко известен как создатель русских вокальных баллад, среди которых «Чёрная шаль» и «Ночной смотр».