Символика романа М. Петросян Дом, в котором...

Анастасия Белаш
В романе М. Петросян «Дом, в котором…» проявляются такие тенденции современной эпохи, как стремление к расширению смысла изображаемого посредством  обращения к мифопоэтике и символике.
Мифологический и символический аспекты романа М. Петросян «Дом, в котором…» позволяют поставить вопрос о месте мифологического в структуре сознания современного человека, о его картине мира, о духовном потенциале человеческого сообщества.
В данной статье будут рассмотрены два аспекта прочтения романа М. Петросян – мифопоэтический  и символический.
Мифопоэтические корни персонажей романа «Дом, в котором…»
Действие романа М. Петросян происходит в интернате для детей – инвалидов. В книге подробно описаны будни подростков выпускного класса, а в интермедиях, вставных главах, речь идет об их детстве.
На уровне поэтики среди  персонажей автором выделена небольшая группа героев, наиболее значимых в раскрытии философского содержания романа. Это Лось, Слепой, Сфинкс, Табаки, Македонский. Они связаны  с различными образами многих религиозных традиций. Перечисленные персонажи связаны с основным сюжетом романа – ожиданием выпуска, и с главным его конфликтом – выбором между «Наружностью» и «Изнанкой».
Лось – воспитатель в Доме, изображается интермедиях, к моменту их выпуска его уже нет в живых.
Лось связан аллюзиями с образом Иисуса Христа посредством эпитетов «синеглазый Лось» и «ловец душ». Христа называют «ловцом душ человеческих», а воспитателя Лося — «ловцом детских душ».
Описания внешности Лося в романе мы не видим, только синие глаза. В романе он подается зрением ребенка (Слепого), поэтому кажется большим, сильным, добрым взрослым, который всегда защитит от внешнего мира (от хаоса небытия). В образе Лося в романе выражена идея не ортодоксального христианства, а личного, глубоко интимной религиозности, восприятия Бога как отца и самого близкого друга. «Так продолжалось, пока не появился Лось. Человек, говоривший с ним не как с одним из многих»  [Петросян, 53].
Характеристика героя дополняется с помощью возможностей цветовой символики.  Единственный цвет, использованный в образе Лося — синий. Эпитет «синеглазый» помогают толковать образ героя за счет библейской аллюзии. Синий цвет несет в себе такие понятия как бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота,
целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. В облике Лося не употребляется других цветов, чтобы не перебить звучания основного, выявляющего сущность героя.
Слепой – «хозяин Дома», хранитель законов, переданных ему погибшим воспитателем. Основное назначение Слепого в обществе Дома – сохранение порядка, стабильности; его основная цель – не допустить хаоса анархии, которая несколько лет назад  привела к человеческим жертвам.
Очень важно в романе, что Слепой сохраняет и воплощает в жизни заповеди Лося. Так автор говорит о значении преемственности традиций, о правильности традиционных отношений отцов и детей, об опасности негативных, порой катастрофических последствий их разрушения.
Многообразны мифопоэтические корни Слепого. Он связывается со славянским богом Велесом, а также с волком-оборотнем.  Образ Слепого представляет собой темное, инфернальное начало, и это подчеркнуто с помощью цветовой семантики. В описании внешности героя автор использует следующие оттенки, характерные для изображения дьявола: серый, черный, темно-зеленый (знак принадлежности к потустороннему).
Противоречивость Слепого, соединение в нем светлого (хранение божественных законов) и темного, инфернального говорит об отражении в данном герое древнейших представлений, для которых было характерно нерасчлененность добра и зла.
Сфинкс – рупор Слепого, его идеолог, посредник между властью и обществом. Его главная задача – донести идеи Слепого до каждого в Доме. Сфинкс никогда не выступает публично, он  всегда разговаривает наедине и прибегает к помощи вопросов и своеобразных  притч. Так Сфинкс заставляет человека думать самостоятельно, а не слепо перенимать чужую идеологию.
На уровне мифопоэтики данный персонаж связан с древнеегипетским сфинксом, символом  мудрости, а также с богом солнца Омоном Ра,  а подросток по кличке Македонский — с библейской историей падшего ангела. Македонский жаждет искупления, он реализует евангельский принцип служения ближнему; он понимает, что только крайней формой служения он, падший ангел, может искупить крайнюю степень греха.
Прощение Сфинксом Македонского не только характеризует Сфинкса как выразителя светлого начала, но и делает его самого этим светлым началом. М. Петросян позволяет Сфинксу прощение падшего ангела, тем самым наделяет его божественной сущностью.
При создании образа Сфинкса М. Петросян также пользуется возможностями цветовой символики. Так, в образе героя встречаются оттенки зеленого (но не болотного) и бирюзового. В сочетании с голубым зеленый   дает намек на такие особенности героя, как спокойствие, рассудительность,  гуманность; актуализирует светлое начало в образе. Цветовая символика гармонично сочетается с описанием черт  характера героя, его поступками, склонностями.
Если Слепой – хранитель духовных ценностей, Сфинкс – посредник между властью и обществом, то Шакал Табаки является хранителем культуры Дома.  По сюжету романа, именно Табаки хранит фольклор и передает его окружающим. То, что герой боится часов, подчеркивает его вневременной характер.
Образ Табаки связан с двумя архетипами – Дитя и Шут. Архетип Дитя выражен  с помощью таких деталей, как подчеркнуто  детское поведение героя. Если, к примеру, Слепой в интермедиях ведет себя как взрослый, то Вонючка характеризуется как «кошмарный ребенок», ему свойственны детские проказы и шалости. Будучи уже семнадцатилетним подростком, Табаки очень подвижен, шаловлив, непоседлив, искренен. Своим поведением он напоминает скорее ребенка, нежели старшего подростка.
На просьбу Курильщика прояснить ему свою суть, Табаки символическим жестом расстегивает жилетки —  Курильщик видит  рисунок, присущий только детской одежде  «три красных жирафика на голубом фоне» [Петросян, 324].
Вместе с тем, мы знаем, что Табаки —  сказитель и хранитель времени, и в этом воплощается архетип мудреца. Дитя и мудрец в этом образе связаны понятием мудрости, неиспорченности миром. Поэтому Табаки не знает времени. Он умеет жить мгновением.
Архетип Шута связан  с мотивом грязи. При первом описании внешности героя, глазами Курильщика, отмечено, что у Табаки очень грязные руки, что повторено при его описании в следующей главе, и что одет он во все «то ли не очень чистое,  то ли ужасно потрепанное» [Петросян, 31],; «Табаки что-то жевал, капая на одеяло» [Петросян, 31], усиленное жестом героя, когда тот рассыпал пепел на одеяло. Концепт грязи выражен также в ассоциативном соотношении героя с собакой через аллюзию к мифологическому богу Анубису, и подчеркивает в Табаки его связь с подземным миром.
Образ Шакала Табаки отражает дохристианские, языческие верования, характеризующиеся отсутствием деления мира  на светлое и темное, доброе и злое.

Символический аспект прочтения романа «Дом, в котором….» 
Роман М. Петросян интересен тем, что в нем делается попытка охарактеризовать состояние современного общества, например, выделяется такое свойство современного типичного человека, как инфантильность сознания. Этой проблеме посвящено и множество психологических и социологических исследований.
Герои М. Петросян, стоящие на пороге взрослости, не желают в нее вступать: Табаки и Слепой хотят вернуться в свое детство в интернате, Стервятник также стремится в детство, чтобы встретиться там с умершим братом, по которому очень тоскует. Лорд и Рыжий хотят попасть на «Изнанку».
Изображая конкретные мечты определенных героев, писательница использует образы-символы, которые помогают растолковать суть этих мечтаний и показывают их универсальный характер. Это детство, Дом, Наружность, Могильник, Изнанка.
Детство символизирует в романе время радости и покоя, становится для героев «воспоминанием о рае». Дом является символом мироздания и человеческой общности. Дом — это Космос, четко выстроенный и живущий по определенным законам, а Наружность (так в романе называется жизнь вне стен интерната), напротив, является Хаосом, характеризующимся деконструкцией. Если в Доме все созидается, то в Наружности, по логике романа, все разрушается, в том числе и человеческая личность.
Могильник, или лазарет в интернате является символом смерти и несвободы человека. «Изнанка» — иллюзорные представления персонажей о мире правды и гармонии. М. Петросян изображает своих героев в поиске трансцендентного, «Изнанка» становится целью их жизни, единственным для них утешением. Понятие «изнанки» связано  в романе с загробной жизнью, поэтому не дает позитивной перспективы героям. Это понятие демонстрирует глубокое разочарование персонажей в устройстве жизни, свидетельствует о трагизме их мировосприятия.
М. Петросян вводит в свой роман традиционные для литературы мотивы, которые также обладают символическим значением. Мотивы игры, войны, трапезы, плетения включаются в ткань повествования и служат для более глубокой интерпретации текста.
Мотив игры представлен в романе с помощью изображения эпизода игры в шахматы Сфинкса и Табаки.
Мотив войны можно понимать как противостояние полярных сил в Интернате. Это не случайно, так как мотив войны является отражением неблагополучия социального пространства, неустроенности современного мира. 
Мотивы трапезы  в романе присутствует в изображении совместных обедов героев за общим столом. Мотив трапезы используется в искусстве 20 века в отрыве от первоначальной легенды,  поэтому является символическим, а не мифологическим.
Винопитие героев  во время Ночи Сказок в романе ритуально и символично. Вино использовалось в некоторых архаичных культах для воссоединения с сакральной реальностью. Герои в романе пьют, чтобы войти в состояние измененного сознания, приобщиться к Изнанке.
Совместная трапеза и винопитие героев являются в романе символами братства. Мотив круга выражен в обоих эпизодах, так как герои изображены сидящими в кругу. Этот мотив используется автором для выражения идеи гармонии.
Наиболее интересен эпизод обеда, проходящего одновременно в двух мирах —  в Доме и на Изнанке.
В этом эпизоде автор раскрывает нам переход человека на Изнанку.  Сфинкс и Лорд шли по коридору к столовой, им же «казалось», что они идут по дороге к трактиру. За столом к ним присоединились Табаки, Слепой, Македонский. Трапеза героев в романе только означает братство, но и еще  отсылает нас к образу Тайной Вечери.
На этом обеде Сфинкс простил Македонскому убийство своего друга, Волка. Прощение Македонского освобождает его от трагического последующего перевоплощения в Дракона. Действие Сфинкса символичны. Сфинкс как носитель светлого начала, жертвуя своими интересами, освобождает мир от зла мести. Слезы Македонского и Лорда являются символом очищения.
Сфинкс и Македонский связаны мотивами дружбы, предательства и прощения. Прощение – финальный аккорд, самый значимый элемент в системе мотивов.
Мотив плетения  связан с сюжетной линией Русалки. Русалка упоминается в романе в связи с такими чисто женскими занятиями, как вязание и плетение.
 Использование слова «плетение» вместо «вязкие» (жилеток) поднимает образ от бытового вязания до мифологического (плетение судьбы). С помощью описания действий Русалки автор создает образ идеальной женщины – мягкой, любящей, заботливой. В образе Русалки актуализировано архетипическое женское начало. Она воплощает собой такие идеи, как доброта, милосердие, покой.
Обращение к мифологии обогащает и углубляет созданные автором образы: они понимаются шире бытовой среды, в которой существуют, включаются в решение философских вопросов, таких как свобода выбора, добро и зло, жизнь и смерть, ложь и истина.
  Толкование символов романа стало необходимым для объяснения образов, действий и эпизодов в романе, который представляет собой, на первый взгляд, фактографическое описание жизни интерната, воспроизводит повседневную жизнь его воспитанников. Но в действительности фактографическое описание имеет в романе символическую нагрузку.
 Для углубления характеристики героев автор романа привлекает возможности цветовой символики. Каждого из героев романа окружает определенная гамма цветов: белый, золотой и голубой в образе Лорда, зелено-голубой и красный в образе Сфинкса, зеленый и серый - Слепого, розовый, зеленый, голубой - Шакала Табаки, белый и серый — Македонского. Система цветовых соответствий свидетельствует о неоднозначности, противоречивости образов персонажей, о предпочтении автором сложных психологических образов.