Соприкосновение культур. Узбекистан

Наталья Некрылова
 Сожалею, что не могу объехать нашу планету и познакомиться с разнообразием культур и традиций народов разных стран. Но так получилось, что в моей душе всё-таки оставили немаловажное значение соприкосновения с культурой Востока, Средней Азии, Кавказа и Европы.

Узбекистан в моей жизни.

 В Узбекистане, где жили бабушка и дедушка, отправленные туда в тридцатые годы из Оренбуржья, я родилась.
Одна из двоюродных маминых сестёр вышла замуж за узбека, любовь с этим человеком связала их на всю жизнь. У них родилось одиннадцать детей. Со временем, выучив узбекский язык, она стала настоящей узбечкой, приняв весь национальный уклад и все узбекские традиции. Так, они, волею судеб, породнились на всю жизнь.
 
Я помню соседей по улице - крымских татар и  узбекских ребят, живших напротив нашего дома.
Помню своё удивление, когда воткнутая у арыка палка, через некоторое время покрылась листиками.
 Помню вкусные горячие узбекские лепёшки, помню необычную красивую музыку, которая отзывалась в моей душе.
Помню, как просила маму заплести мне много косичек, как у подружки Зухры.
Помню, как старьёвщик дудел на узбекском музыкальном инструменте, похожем на длинную трубу, наверное, это был сурнай, а мы, детвора, бежали домой за ненужным в доме тряпьём и стеклянными бутылками.
Помню, что взамен все выбирали сладости, а я просила небольшой шарик сухого, кисловато - соленоватого сыра, а бабушка смеялась, что я за эти сырные шарики вынесла уже всё из дома.
 Мне нравились узбекские песни и я танцевала под музыку, по-узбекски, двигая руками и шеей. Мне нравился узбекский плов, нравилось пить чай из пиалы, сидя по-узбекски, на деревянном топчане.
С детским интересом слушала рассказы мамы, как она изучала в школе узбекский язык, как школьники собирали хлопок и сдавали на переработку, как выращивали тутовых шелкопрядов, из нити их коконов затем разматывали натуральную шёлковую нить.
Помню, как мама рассказала, что её, тонущую в арыке, спас сосед узбек, ставший для них практически своим родственником.
Мама рассказывала, как она обожала душистые дыни, абрикосы и персики и говорила, что всё это стоило просто копейки. Спрашиваешь, сколько стоит? Отвечают:"Рубль." Думаешь, что это цена одного килограмма, а слышишь в ответ:"Три килограмма на рубль".
Помню, как мама рассказывала историю их знакомства с папой, он в то время учился в Узбекистане, в военном училище. И это знакомство выглядит провидением, ведь родители и мамы, и папы, были родом из Оренбуржья, а соединились в одну судьбу именно в Узбекистане.

"Воды арыка бегут, как живые,
И убегают журча, и звеня.
Возле арыка я встретил впервые,
Глянули эти глаза на меня.
Только у любимой
Могут быть такие,
Необыкновенные глаза."

Слова этой песни напоминают мне о встрече моих родителей на узбекской земле и стали особым, значимым музыкальным мотивом в моей восточной памяти.

 Узбекистан... Мне нравились доброжелательные, мягкие, спокойные люди, не помню, чтобы я слышала какие-то громкие крики.
 Помню дедушкин большой сад и огород, его небольшую столярную мастерскую, где он постоянно что-то мастерил. Было  домашнее хозяйство - курятник. Бабушка всегда выручала соседей домашними яйцами.
Помню, как качаясь в гамаке, увидела что-то непонятное, как будто стену вьюнов, и дедушка объяснил мне, что так растут мочалки, в первый раз я увидела как растут натуральные мочалки, те, которые тогда были у многих из нас в ходу среди банных принадлежностей.
Помню, что по просьбе соседей - узбеков, дедушка помогал собирать урожай винограда, срезал, как мне казалось тогда, огромные грозди винограда.
Последний раз я была у бабушки с дедушкой, будучи студенткой и мне очень понравилась великолепная национальная библиотека в Ташкенте.
Сам город Ташкент, со своей восточной, тонкой, кружевной, изысканной национальной архитектурой, достоин особого внимания.
 
 Узбеки - гостеприимный, дружный народ, очень ценят и берегут семейные и национальные традиции. Живут в согласии и мире между собой, заботливо и  уважительно относятся к старшим, проявляют взаимовыручку, помогая друг другу устраивать и организовывать, как праздничные, так и скорбные мероприятия, например, свадьбы, похороны, также всегда помогают в ремонте, или строительстве дома. 
Махалля - узбекский квартал, один из видов сохранения национальных традиций. Обычно, недалеко находятся мечеть и чайхана.
Чайхана - особое место в жизни каждого узбека. Это место, не только любимого у узбеков, чаепития, здесь происходит общение на разные темы - это и обсуждение новостей, и философствование на разные темы, и разговоры про жизнь.

"В любой махалле существует прекрасная древняя традиция взаимопомощи - хашар. Как говорится, всем миром жители махалли добровольно и бескорыстно помогают друг другу в случае необходимости. Нужно построить дом, благоустроить улицу или район, организовать утренний плов - на помощь всегда приходит хашар.

И в горе, и в радости жители махалли, своего рода общины, стараются держаться вместе. Как правило, никто не отказывается, когда всех оповещают о хашаре. Люди готовятся к этому мероприятию сообща, также сообща и дружно трудятся, успевая за один календарный день выполнить большой объем необходимой работы. А потом также сообща устраивают обед или ужин. Прекрасная восточная традиция!"*

Узбекская культура питалась из многих источников. Впитала она  в себя и  богатейшее персидское культурное наследие.
Искусство Узбекистана многогранно и многоцветно - это живопись, музыка, изделия ремесленников из металла, керамики и дерева, это великолепные ковры ручной работы, это узбекские ткани  из атласа, бархата и шёлка.
Древняя культура Востока в узбекской поэзии, эпических поэмах, легендах, эпических песнях, популярными остаются сатирические новеллы Насреддина Афанди.  Многие имена стали в узбекской культуре знаковыми, к ним относится философ, лингвист, поэт, историк, живописец, композитор и покровитель ученых,  Алишер Навои, чьё творчество стало в пятнадцатом веке высшей точкой развития узбекской литературы.
Каждый исторический этап знаменателен своими талантами, каждое время рождало новаторов и певцов узбекского народа.
Советский период оказал огромное влияние на все народы СССР, узбекская история впитала культуру многих народов, что способствовало её литературному обогащению.
Об Узбекистане можно много прочитать, но желательно, там побывать. Ведь всегда лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать.

 С тех пор прошло много времени, но как только услышу восточную, узбекскую музыку, сидеть спокойно не могу. Муж, шутя, так всю жизнь и называет меня восточной женщиной. Улыбаюсь, делаю движения руками и шеей по-узбекски, и признаю, что на всю жизнь впитала солнце и музыку Узбекистана.


* Традиции и обычаи Узбекистана :: Национальные обряды, игры,...
orexca.com/rus/uzbek_custom.shtml    копия
 Традиции и обычаи узбекского народа формировались веками. Узбекский этнос является одним из самых древних этносов, когда-либо существовавших на планете...
** Фото взято из Интернета