Великие - Араго и Наполеон

Магда Кешишева
   Всё в жизни этого учёного неординарно!
   В 16 лет он приехал в Тулузу, мечтая о военной карьере. Шёл 1802 год. Только что был заключён Амьенский мир, и Бонапарт, герой войны, стал героем мира.Его слава манила, казалась такой доступной...

   Араго изучал музыку, занимался танцами и фехтованием. Почему-то в его маленьком Перпиньяне считалось, что именно это должен знать офицер. И ещё он учил математику. Появилась она в его жизни случайно и захватила его, как недуг. Он самостоятельно одолевал Эйлера, Лагранжа, Лапласа. У него и в мыслях не было стать математиком, просто ему нравилось понимать.

   Араго с товарищем решили поступать в Политехническую школу.
   Экзамены были трудные. Перед ним отвечал его товарищ и провалился; не мудрено, что экзаменатор Монж предупредил Араго:
  - Если вы будете отвечать так же, то мне бесполезно вас спрашивать.
  - Мой товарищ знает лучше, чем он отвечал,- возразил Араго. - Я, конечно, тоже могу не удовлетворить вас, хотя надеюсь быть счастливее его.
  - Ну, знаете, неподготовленные всегда оправдываются робостью,- сказал Монж, начиная сердиться на самоуверенного провинциала. - Так вот, лучше не экзаменуйтесь, чтобы не стыдиться.
   Араго заносчиво ответил:
  - Больше всего я стыжусь вашего подозрения. Спрашивайте, это ваша обязанность!
  - Однако, сударь, вы много о себе думаете. Сейчас увидим, имеете ли вы на это право!

   Начал Монж с геометрии. Араго отвечал. Затем пошла алгебра. Щеголяя, Араго разбирал вариант за вариантом. Ответ его продолжался час. Монж помягчел. Хвастливый юнец заинтересовал его, и ради любопытства он решил проверить его вне программы.
   Араго отвечал уже более двух часов. Монж был в восторге. Он поставил имя Араго первым в списке.

   При переходе  на второй курс Араго сдавал экзамен знаменитому Лежандру. Он вошёл в кабинет Лежандра, когда из него выносили упавшего в обморок студента.
Нисколько не смущённый Лежандр, накинулся на Араго:
  - Как вас зовут? Араго? Вы не француз?
  - Если бы я не был французом, я не стоял бы перед вами.
  - Я утверждаю, что тот не француз, кто называется Араго!
  - А я утверждаю, что я француз, и хороший француз!

   Спор зашёл в тупик. Лежандр отправил Араго к доске, но вскоре вернулся к прежней теме:
  - Вы, без сомнения, родились в департаменте Восточных Пиренеев.
  - Да.
  - Так и надо было говорить! Вы, значит, испанского происхождения?
  - Я не знаю происхождения моих предков, знаю лишь, что я француз, и этого достаточно.

   Оба стояли друг против друга и стоили один другого в своём упрямстве. Взбешенный Лежандр задал вопрос, требующий двойных интегралов, и тотчас прервал ответ Араго:
  - Этот способ вам Лекруа не читал, откуда вы его взяли?
  - В одной из ваших работ.
  - Ага, вы его выбрали, чтобы мне понравиться?
  - Я не думал об этом. Выбрал я его потому, что он кажется мне лучшим.
  - Тогда объясните мне его преимущества, иначе я поставлю плохую отметку, во всяком случае, за ваш характер.
   Араго объяснил, поигрывая в небрежность и скуку.

   Лежандр потребовал определить центр тяжести сферического отрезка.
   Араго изобразил зевоту, заметил, что вопрос слишком простой. Лежандр усложнил вопрос. Араго, улыбаясь, ответил.

   Надо было обладать величием Лежандра, чтобы прервать поединок признанием таланта этого наглейшего из студентов.
   По этим выходкам трудно судить о чём-либо - обычная кичливость самонадеянного, знающего свои способности студента. Но вот совершается поступок, и недавнее поведение обретает смысл, поступок раскрывает смысл вздора. Молодость  Араго тем и интересна, что состояла из поступков.

   В 1804 году первый консул надел корону императора. Студентов Политехнической школы выстроили в актовом зале присягать Наполеону. Один за другим, вместо того, чтобы отвечать: - "Я клянусь!", они отвечали: - "Я здесь!" Естественно такой ответ вовсе не означал повиновение новому императору. А один из студентов даже крикнул: - "Я не желаю присягать на повиновение императору!"

   Начальник школы приказал арестовать этого студента. Араго командовал бригадой и отказался выполнять приказ. А накануне он, в числе других, отказался подписать поздравление императору. Начальник школы представил Наполеону список непокорных студентов.

   Первым стояло имя Араго, первое не по алфавиту, а как первого студента.
  - Я не могу выгнать первых воспитанников, - сказал Наполеон, - жаль, что они не последние, оставьте это дело.

   Первый поступок Араго быстро вызвал следующий; он, в свою очередь, породил другой, и долго ещё, не затухая, волна эта бежала по его жизни.

   В 1806 году по настоянию Лапласа Араго отправился в Испанию:Лаплас добился у правительства ассигнований для работ по измерению меридиана.

   Измерение меридиана, важное для основания метрической системы, учёные вели давно, с 80-х годов 18 века.

   Деламбер измерял французский меридиан от Дюнкерка. Мешен продолжил линию съёмки в Испанию от Барселоны. Война прервала работу, и 20-тилетний Араго должен был вести её дальше из Каталонии.

   Шесть месяцев провёл он в пустынных горах, изредка вырываясь в Валенсию на ярмарку или к землякам. Романы с местными красотками, дуэли из-за них и трактирные драки занимали его больше, чем измерения.

   В горах бродили отряды испанских партизан и разбойничьи шайки. Они нападали на купцов, путешественников, геодезистов. Однажды Араго спас предводителя разбойников округа. Он дал ему приют в своей горной хижине и получил за это право свободно ходить в горах в любое время. Араго был единственным, кто ночью шёл, не таясь, размахивая фонарём, распевая песни. Стоило ему назвать себя, его отпускали.

   Никто не понимал, чем занят Араго, даже  те, с кем он работал. О чём они сигналят жёлтыми  огнями с вышек, что измеряют диковинными инструментами, кругами, трубами, угломерами. Партия геодезистов пробивалась по глухим тропам. Араго с товарищами день за днём шагал, вымеряя свой незримый меридиан, утешаясь смиренной гордостью чернорабочего науки.

   Линии геодезических треугольников пересекали провинции, страны, границы,
скрепляя единым обручем Землю, уточняя фигуру земного шара, маленькой, сплюснутой с полюсов планеты. Работа была безвестной, безымянной, возможно, первая работа, соединившая учёных разных стран и разных поколений.

   Араго мог вернуться домой, во Францию, но он отправился на Майорку заканчивать измерения. Ему хотелось измерить одним треугольником дугу в 1.5 градуса.
   Если учесть, что войска Мюрата вступили в Мадрид, расправляясь с патриотами, что провинции поднялись против интервентов, что испанцы бросили вызов Наполеону, что началась народная война за независимость, поступок Араго удивляет. Но для него Майорка была не центром восстания, а точкой, которую надо соединить геодезически с Ивзой и Ферментерою - таков быль путь меридиана, не Араго его выбрал.
   С точки зрения здравомыслящего человека, с меридианом ничего бы не случилось,
если его покинуть на год, но в науке здравый смысл не такая уж ценность.


   Вокруг шла война. В столице Майорки, на главной площади Пальмы, неделю горел огромный костер, в огне которого сжигали имущество дворян с криками:
  - Долой временщика! Долой французов! Смерть французам!

 
   P.S.Источник этого интересного и познавательного материала - "Повесть о великом императоре и великом ученом"  Даниила Гранина