Неотправленные письма

Евгения Козачок
Люблю дни, когда дети  со своими семьями съезжаются в наш родительский дом. В такие дни и солнце светит ярче, и птицы поют веселее. Радость наполняет счастьем уставшее от времени  сердце, боль заглушается весёлым смехом внуков.  А  дед, по природе молчун,  неустанно рассказывает им о небывалом урожае фруктов, об огороде, голубях, живности, чем он живёт каждый день.

Выходной день выдался солнечным, тёплым, весёлым. И дети предложили поехать в зоопарк, что в соседнем районе. Как же мы, старики и дети, обрадовались такой прекрасной возможности снова побывать на целинной земле, увидеть животных из различных стран,  которые прекрасно чувствуют себя в нашей степи, полюбоваться красотой многоцветного осеннего парка!
 
Ходили, смотрели, восхищались природой, животными, птицами. Внукам  очень понравились павлины, которые свободно прогуливались по территории заповедника.
 
Вскоре я устала и решила посидеть  на  лавочке под сенью когда-то приглянувшегося мне платана – люблю наблюдать за птицами, порхающими с ветки на ветку, слушать их щебет.
Сфотографировала серебристую  ель, башню, обвитую красно-оранжево-жёлтым плющом,  и - полетела мыслями в прошлое, когда мы  молодыми приезжали сюда  с маленькими детьми. Задумавшись, сразу и не заметила, что на противоположной стороне длинной  лавочки сидит женщина моих лет и грустно  смотрит на опадающие с деревьев листья.  Как  только листья касались земли, женщина вздыхала,  словно чувствовала  боль и одиночество отделившегося от дерева  листочка.

Увидев, что я смотрю на неё, она сказала:
- Как грустно, что листья  опадают. На них наступают прохожие, не почувствовав ещё не ушедшую в них жизнь.

- Да, грустно, - ответила я. - Но такова суть природы. Старые листья отмирают, а весной деревья подарят нам  новые.
.
- Это так. Но этот лист, что упал к моим ногам,  уже не возродится.  Через какое-то время его покроет снег, потом он почернеет, утратив свою красоту,  и  на него больше никто не обратит внимание.

Женщина подняла лист, нежно  его погладила и спрятала в ладонях, как будто согревая его.

 Разговорились. Я сказала, что приехала с  мужем  детьми и внуками. Пока они в зоопарке, решила полюбоваться красотой парка и отдохнуть. Годы уже не те, чтобы выдержать  почти двухчасовую прогулку. Но рада, что снова побывали здесь. В кои-то веки снова  получится приехать и полюбоваться этим замечательным оазисом в степи.

- Да, в заповеднике очень красиво в любое время года. И мы с сыночком часто приходили сюда. Он любил собирать осенние листья. Создавал  очень красивые картины и цветы из засушенных растений. А какие изумительные розы он умел делать из опавших листьев – жёлтые, красные, оранжевые!  Дарил их всем: соседям, девочкам, учителям... Добрым  был,  мальчик мой.

- Простите меня, пожалуйста, может мой вопрос покажется вам некорректным и причинит боль, но почему о сыне вы говорите в прошедшем времени?  Его что нет в живых?

- Я не знаю. Он пропал без вести, в этой непонятной войне. А ему ведь только двадцать два года. Куда и кому я только не писала. Ответа на свои вопросы не получаю.  Сама искала его  - ездила, пешком ходила, под обстрелы попадала. Разговаривала  с его сослуживцами, командирами. Солдаты  глаза опускают, больше молчат. И никто ничего не знает.  Человек как сквозь землю провалился. Никаких следов.  Устала ходить. Но не верю, что его нет в живых.  Скоро будет год,  как пишу ему письма и складываю в стопочку. Приедет,  почитаем их вместе. Раньше писала каждый день. Теперь пишу через день.  Потом прихожу на нашу любимую лавочку, читаю  ему письма и разговариваю с ним, словно он рядышком как прежде, сидит и слушает меня.
Вот и сегодня пришла, чтобы  сказать ему, что жду я его  каждый день, каждый час, каждую минуту и каждую секунду. Вы не против быть нашей гостьей?

- Нет. Безусловно,  нет.

Женщина достала из сумки двойной тетрадный листок,  исписанный красивым почерком и начала читать вслух: «Дорогой мой сыночек Ванечка, сейчас начало  октября.  Скоро
твой день рождения, который я буду отмечать без тебя. Но я верю, что  на следующий год мы будем  вместе в этот замечательный день. Я не верила и не верю, что ты пропал без вести. Чувствую, что ты обманул смерть  и сохранил свою жизнь. Ведь ты ещё только- только начал свой жизненный путь. И было бы очень жестоко и несправедливо  погибнуть тебе в расцвете лет. Ведь ты не успел осуществить свои  мечты,  создать семью, построить дом, посадить дерево, вырастить сына…  Верю, что всё это у тебя впереди. А я до сих пор не знаю где ты и что с тобой. Понимаю, что жизнь похожа на безбрежный океан, который не имеет границ, который полон опасностей и неожиданностей. И чем  глубже нырнёшь, тем дальше от поверхности.  Сможешь ли ты всплыть? Получится ли у тебя благополучно глотнуть воздуха на поверхности? Или  же ты слаб, бессилен и идёшь ко дну медленно, переставая бороться  с течениями этого бурного океана? Последнее время я погружена в себя, в свою душу, которая болит и разрывается на части от неведения   - где ты, что с  тобой, почему молчишь? Ведь я не нашла тебя среди убитых. Значит, ты жив? Так, где же ты, мой дорогой, мой единственный, любимый сыночек? Я всегда думаю о тебе, скучаю по тебе, молюсь о тебе, и мне тебя очень не хватает. Я думаю, что ты  тоже чувствуешь мою боль, мои переживания. Какие же оковы не дают тебе вырваться из объятий неизвестной глубины?! Ты хочешь жить, дышать, наслаждаться  лазурным небом и солнечным теплом?  Так давай же смелее, сынок! Ищи в себе силы! Карабкайся к солнцу, к жизни!

Жизненные весы…  На каком понимании они основаны? Чаша, на которой находится тоска, одиночество, горе, беда злость, непонимание, ярость, безысходность,  чаще всего  перевешивает чашу с добром, нежностью, пониманием, участием, счастьем, любовью, удачей, успехом. Почему так получается?  Человек оказывается беспомощным, сталкиваясь лицом к лицу с жизненными неурядицами, тем более в теперешний сложный период  нашей жизни. Где искать утешение, сынок, помощи единомышленников? В себе! Только  лишь в себе. В глубинах наших душ таится много ответов на волнующие вопросы. Познай себя, добейся от самого себя – чего ты хочешь от жизни? Кто с тобой рядом? Кого ты любишь, уважаешь? Кто твой друг, а кто недруг? Покопайся в лабиринтах своих мыслей и пожеланий, может, именно в себе  отыщешь ты истину, которая тебе необходима, о которой ты так мечтал. Наше чувство одиночества  - всего лишь состояние души, но мы не одиноки. Порой  кажется, что весь белый свет сговорился  уничтожить тебя. Ты подавлен, обессилен… Пойми, это всего лишь твой взгляд на ситуацию. На самом деле, жизнь, судьба, окружающая среда, просто проверяют тебя на прочность.  Не горячись! Ты должен понять – способен ли ты идти  дальше, бороться, сопротивляться, найти силы, чтобы отстоять своё место под солнцем. Ты, сынок, только иди вперед и не останавливайся.  Иди! И живи  честно, счастливо, в любви, радости и взаимопонимании.  Только живи! А я  тебе во всём помогу.   Помни, что у тебя есть ты! У тебя есть я! И я тебя жду, мой любимый, единственный сынок!»

Окончив читать, женщина поцеловала письмо и возвратила его на прежнее  место. Тяжело вздохнула.  Встала и подошла ко мне. Поднялась и я ей навстречу. Обнялись. Слова были лишними. Я плакала. Она нет.  За год выплакала все слёзы и постарела на десять лет.

- Ведь мне только сорок пять, - сказала  женщина и отдала мне опавший лист, сохранивший  её тепло. - Спасибо вам, что не отказались побыть с нами.

Она ушла так же неожиданно, как и пришла, унося с собой  не проходящую,  невыносимую  боль, боль материнского сердца, неотправленное письмо  к сыну и веру в то, что он жив, а не пропал без вести в этой непонятной,  страшной войне…


29.01.2015 г.