У вас так не бывает?

Мудman
Надо меньше пить. Может быть, трезвому не так бросается в глаза несовершенство жизни? Трезвые мысли рациональны, логичны, поступки предсказуемы, маршрут предопределён и траектория заранее известна. А пьяному постоянно встречаются прохожие. Светофоры загадывают ребусы. А двери отказываются пропускать. Случайное слово выскальзывает в разговоре из подсознания само собой. Не то слово, о котором вы подумали. Я о другом сейчас говорю. Ничего обидного или неприличного. Кассирша называет тебе цену. Ты отвечаешь: «Вас по-онял!» в так хорошо знакомой тебе интонации Романа Карцева и ждёшь ответной реакции. Пусть не улыбки, пусть только понимающего взгляда. Но ждёшь. А её нет. И вдруг понимаешь, что молоденькая продавщица супермаркета не знает этой шутки! А как ей объяснить? Что вчера по пять такие крупные, а сегодня по три одна мелочь пузатая, смотреть не на что… Ни как.

Выходишь из магазина ошарашенный. Находишь на остановке первого попавшегося мужика в годах и начинаешь объяснять ему ситуацию. Мол, девчонка в шутку не въезжает, сценку на складе не знает: «Нельзя. Только для вас». – «Вас по-онял!»… Мужик понимающе кивает головой, но ты шестым чувством угадываешь, что и он не знает, о чём ты ведёшь речь! Он просто не хочет тебя разочаровывать, видя, что ты находишься в сильной кондиции и расстроенных чувствах обманутого ожидания. Ты отходишь от остановки, как под местным наркозом, добираешься до своего дома, ловишь в подъезде «языка» и начинаешь его пытать, кто сказал «Тщательнее надо!», а? И выясняется, что и Жванецкого уже ни кто не знает.

После обнаружения такого вопиющего пробела в жизни твоего города, ты впадаешь в транс. С трудом преодолеваешь домофон и лестничный марш. И приходишь в себя только обнаруживая, что упёрся в чужую дверь противоположного крыла лестничной клетки.

Ты долго ковыряешь висящее на стене с момента ввода дома в эксплуатацию непонятное железо загадочного назначения (даже для самих проектировщиков) приложенным к нему болтиком, и постепенно сознание проясняется. И ты вспоминаешь, что здесь живут соседи, которые точно должны знать, кто такой Михал Михалыч Жванецкий, и даже Роман Карцев и Виктор Ильченко. Блуждающим взглядом ты шаришь по стене в безуспешных поисках звонка. Но его нет. Торчат какие-то провода, но и те выполняют роль отпугивателей для электриков, а совсем не для подачи Тревожного Сигнала Барабанщика (даже не надеюсь, что вы поймёте сказанное). И тогда вялой рукой усопшего ты скребёшься в монолитную дверь. И через пять минут настойчивого копания в области косяка возникает ничего не понимающая соседка. Видя её растерянность, ты спешишь успокоить её, что ничего не случилось и тебе ничего от неё не нужно, просто ты хочешь узнать одну маленькую деталь… Но, видимо, фраза была построена тобой не верно, начинать надо было с сути. А ты как всегда начал с прелюдии. Поэтому соседка быстро извиняется и захлопывает свою дверь у тебя перед носом. Это расстраивает тебя неимоверно.

Ты высказываешь потолку всё, что ты думаешь о быстроте реакции соседки и, ругая белый свет по чём зря, бредёшь по тёмному коридору до своей двери. Каким-то чудом открываешь дверь (спасибо автопилоту, живущему в подсознании), но не спешишь скрыться за ней и продолжаешь шумно объяснять косяку весь ужас деградации уровня культуры местного населения.

– Чупачупсы! – кричишь ты в пустоту растревоженной ночи. И, наконец, заходишь в квартиру. Тот же автопилот закрывает за тобой дверь. А ты продолжаешь монолог Чацкого, только без рифмы и в другой тональности.

Вам смешно? Смейтесь. А мне грустно.

Я долго не мог поверить в случившееся открытие, совершённое мною случайно. Оказывается, усреднение и упрощение произошло на людском рынке в очередной раз, очередной виток Энтропии рассеял культурный слой по нисходящей спирали Гегеля. Теперь ни кто не помнит, что один из великих юмористов человечества хотел (как во время войны) купить танк на средства артиста, но пользоваться самому какое-то время… Чему же удивляться, что в Одессе сотворили такое?

Теперь бОльшим спросом пользуются сведения о женихаловке Джека Воробья, чем о том, как шутили в Одессе! С каким достоинством и изысканностью ведущий новостей сообщает о грядущих переменах в семейной жизни Джонни Дэпа. Примерно так церемониймейстер объявлял в Лувре: «Вторая часть марлезонского балета». Но если там (в том фильме нашей молодости) это было напыщенно и смешно, то этот дворецкий говорит всё на полном серьёзе и приглашает нас посудачить, посплетничать на кухне, как дворовую челядь, как барских слуг о своих хозяевах. Эх, вы. До какой степени вы деградировали! Демократичные вы мои.

Я включаю старую вертушку. Я ставлю виниловый диск гигант. И врубаю.
– «Здравствуйте, товарищи маленькие дети!» – Говорит с него Виктор Ильченко.
– «Слушайте дети. Это очень интересно». – Вторит ему Роман Карцев.
И я забываю обо всём.
– «Не позволяй плохим людям обманывать себя». – говорит мне Михаил Генин, – «ведь вокруг столько хороших!» А потом предупреждает: «Не обгоняй впереди бегущего. А вдруг он бежит не туда?»

Зиновий Гердт изображает Мефистофеля и плетёт интриги против доктора Фауста в маленьком отрывочке из телефильма. И заканчивает песнь про блоху словами: «А мы её к ногтю, и кончен разговор!»

А потом я нахожу в зазоре между обложкой пластинки и бумажным вкладышем прозрачные гибкие диски «Кругозора». Журнала давно нет. Но пластинки из него каким-то чудом уцелели. Я начинаю заводить их. И на меня выливается из музыкального центра «Филипс» рассказ писателя Литвы о Перестройке и её правильном толковании; я слушаю рассказ фронтовика о спасении нашего лейтенанта Демьяненко американскими лётчиками; я внимаю звукам скрипки ровесницы Паганини в руках Минохина и слушаю голос Геннадия Рождественского; а потом нахожу записи военачальников, и до меня доносятся голоса Подвойского, Будённого, Тухачевского, Жукова.

Тимофеев-Рисовский рассказывает мне, как он приучил себя спать по 4 часа в день. Как отказывался ехать в Германию, чтобы учить немцев генетике. Но партия его убедила. Ведь всегда мы учились у них, а теперь приглашают нас!

И каждое слово больно ранит. Какая бесОвская сила забавляется со мной? Сколько иронии в этой последовательности событий! В этих звуках! В этих словах! Как ясно становится мне, что я осколок погибшей цивилизации. И что из меня сделали такой же Чупачупс, как и из остальных. Только я это ещё понимаю, а они уже нет. Вот и вся разница между нами.





13:40:50 01.02.2015          63ED0E0