Следствие ведет НКВД. Ч-24. Крылов в сельсовете

Владимир Пузиков
ЧАСТЬ 24. КРЫЛОВ В СЕЛЬСОВЕТЕ

На одном из допросов оперуполномоченный подробно расспрашивал Ивана Крылова о его личном участии в восстановлении советской власти в селе Сотниковском в 1920 году. Он внимательно записывал показания подследственного, видимо, планировал сверить их с показаниями Кирилла Крутько.

- Село Сотниковское в начале февраля 1920 года от белогвардейцев освободил партизанский отряд С. Дубинина, - вспоминал Крылов. – Части XI Красной Армии вошли в село через несколько дней. Сразу же селян собрали на сход, которые открытым голосованием выбрали Сотниковский волостной совет в количестве 35 депутатов.

- Если помните, назовите членов волостного совета, - потребовал оперуполномоченный.
- Как не помнить? Это люди, с которыми мне пришлось работать многие годы. В первый волостной совет вошли: Анисим Зверко, Стефан Бирюков, Григорий Стачинский, Матвей Петров, учитель Николай Семенов, Кузьма Тучин, Тихон Борисенко…

- Достаточно! Вы не назвали себя.
- Не успел себя назвать! Вы меня прервали. Да, меня наши жители тоже выдвинули в волостной совет.
- Как же распределились выборные должности? Кто стал во главе совета? – поинтересовался следователь.

- Председателем исполкома Сотниковского волостного совета депутаты избрали Тучина Кузьму Захаровича, - продолжил Крылов. – Председателем земельной комиссии по распределению земельных наделов среди безземельных и малоземельных крестьян утвердили Зверко Анисима Сидоровича. Комиссия сразу же взялась за работу, ведь, земля – это вопрос жизни! Впервые землю делили справедливо: мужчинам и женщинам поровну и независимости от возраста, времени проживания в селе, вероисповедании, образования и так далее. Депутаты занимались многими делами! Разрешали хозяйственные споры и семейные ссоры. Организовывали посадку деревьев, ремонт колодцев, наводили санитарию на улицах и подворьях. Ведь была высока вероятность вспышек инфекционных заболеваний: тифа, холеры, кори и т. д.

- Подследственные говорят, что и тебе портфель в Совете достался?
- Я этого не скрываю! Меня утвердили председателем комиссии по конфискации движимого и недвижимого имущества лиц, бежавших с белыми, и домовладений местных богачей, имеющих несколько домов или большие дома, превышающие их реальные потребности.

- Как это понять? – поинтересовался следователь. – Превышающие реальные потребности…
- Очень просто! Усадьба большая, а семья маленькая. Будь добр, дорогой человек – бывший кулак, освободи домовладение для общественных нужд, а мы тебе предоставляем крестьянскую хату по нормам социалистического общежития! - пояснял Крылов. – Так что, мы забрали у местных богатеев Новикова, Кащенко, Попова и других дома, магазины, склады, хлебные амбары. Таким образом, волостной совет в бывших кулацких домах разместил народный дом, избу-читальню, детский дом, контору потребительской кооперации. Нашлись помещения для первичной партийной организации РКП(б), милиции и народного суда. В работе комиссии мне хорошо помогали Д. Борисенко и С. Бирюков.

- Есть информация, что ваша комиссия в селе Сотниковском превышала свои полномочия, забирала у людей хлеб и другую сельхозпродукцию подчистую?
- Вранье! Поклепы на советских активистов! – Крылов настойчиво отрицал несправедливые доносы в адрес комиссии. – Я расскажу, как проводилась работа по изъятию излишков у местных богачей…

В марте 1920 года Иван Крылов и Стефан Бирюков выехали в село Петропавловское. Здесь Реввоенсовет XI Красной Армии собрал представителей сел Благодарненского и Святокрестовского уездов на совещание. Это совещание было названо информационно-инструктивным.

Действительно, делегатам от всех волостей сначала рассказали о положении на фронтах, о борьбе Красной армии по восстановлению советской власти на Северном Кавказе, по уничтожению остатков Добровольческой армии и многочисленных банд, укрывшихся в горах Кавказа.

А потом, командование перешло к главной теме совещания, обсуждению проблем участия местных советских исполнительных органов в снабжении армии продовольствием.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...