Глава 2

Дарья Дюжакова
За окном уже смеркалось. Поезд стремительно мчался вперед, привычно ненавязчиво игриво звеня об рельсы. Живые декорации за окном сменялись с ошеломительной скоростью, и невозможно было полностью уловить завораживающую красоту леса, старинных домов, застенчивость небольших уединенных селений, умиляющих своей неприступным спокойствием и безразличием ко всему новому, современному, яркому и беспокойному.
За этим разнообразием жизни во всех ее проявлениях следила лишь Маша, в перерывах от чтения новой книги – «Мартин Иден». Каждый раз когда она внезапно находила в ней сходство со своей собственной жизнью, она тяжело вздыхала и переводила суетливый взгляд на Кристину. Но Кристина этого не замечала. Она увлеченно записывала что-то в свой блокнот, не отвлекаясь на всякого рода мелочи. Она была полностью погружена в мир своих мыслей и рассуждений, которые, вероятно, и послужили тем самым спасительным толчком, который выгнал из ее головы волнение и неуверенности. Она снова была во власти своих тайных желаний.
-Как ты думаешь, у нас что-то получится? – нарушила образовавшуюся идиллию Маша своим сложным непредсказуемым вопросом. Кристина вздохнула глубоко и отложила свой блокнот в сторону.
-Сейчас мы этого не узнаем. И лишь попробовав попасть в совершенно новый мир, рассмотрев и прочувствовав его внутри, мы сможем ответить на этот вопрос: сможем ли мы стать его частью или мы не готовы приспособиться к нему.
-А как же план отступления? Ты думала об этом? – спрашивала ее Маша. Девушка только что начала читать историю о юноше, мечтавшем попасть в образованное интеллигентное общество, получить славу и признание. Но классовое общество, населенное порой интеллигентными циниками и простолюдными романтиками, мечтающими изменить и усовершенствовать свой мир, было настроено крайне враждебно. Времена изменились, но люди и даже обстоятельства остались прежними. Все то же классовое общество, разделенное сейчас на богатых и бедных. Как и прежде большую роль играет преемственность и династические связи. И совершенно очевидно, что в мире, где давно уже правят большие деньги, наверное, совсем нет места таланту из простого, но интеллигентного, образованного народа. Маша с большим сожалением, хотя и умело скрытым, смотрела на мечтательную Кристину, пылко записывающую свое очередное произведение. Но какой шанс, что оно увидит свет? И под словом «свет» она имела в виду не размещение в интернете на одном из миллионов сайтов для начинающих писателей, которые с большой долей вероятности даже не просматривают известные критики и увлеченные ценители литературы, а полноценное издание книги. Книги, которая попадет на полки книжных магазинов, а затем в руки читателей. Да и вообще порой Маше казалось, что большинство людей не читают, ограничивая свой кругозор просмотром фильмов и участием в разного рода виртуальных игрушках. Маша, с присущей ей трезвостью ума и сравнительно недавно зародившемся чувством жизненного пессимизма, полагала, что пробиться в мир литературы в современном обществе невозможно. Невозможно человеку с улицы, без связей, без значительных денежных средств, просто за один единственный талант и неиссякаемое желание писать и совершенствоваться. Никто не хочет дать шанс юным дарованиям, которые пока еще не запачканные грязной жизнью и несломленные миром сплошных разочарований стремятся писать и продвигать ту самую живую настоящую литературу, которая могла бы будоражить сердца людей, могла заставлять их радоваться и грустить, размышлять и изменять что-то в своей жизни. Но нет, попасть можно куда угодно, только не в мир литературы, где давно восседают на троне по различным причинам ставшие аксакалами писательского ремесла, люди с большим опытом, внушительными тиражами и гигантской славой. И даже после их смерти трон не опустеет. Его с большой вероятностью займут их прямые потомки, либо же самые проворные и умело лавирующие в потоке современной игры на несколько фронтов ученики. Ну и что, что они идут на подобного рода компромисс со своей совестью, зато у них есть слава и востребованность, о которой мечтают незрелые романтики.
А такие люди, как Кристина,  рожденные с одной большой вечно питающей ее жизнь мечтой-нести яркий благородный свет в массы, скорее всего, погибнут в схватке с несправедливостью.
Маша была не настолько бессердечна, чтобы делиться своими мыслями с мечтательной Кристиной. Рано или поздно она сама пойдем, что мечты завели ее в самые дебри нереальности, где не осталось и следа от настоящей суровой жизни со всеми реалистичными красками. Пусть пока помечтает, пусть напишет то, что облегчит ее душу и сгладит любовные переживания.
Когда придет время и развеются все иллюзии, она поддержит свою подругу. Ведь несправедливо ломать крылья неопытному юному птенцу, стремящемуся познать сложный мир и взлететь высоко-высоко. Пусть полетает! Пусть упадет и поднимется! Зато у него появится опыт, он познает жизнь, и это будет самый справедливый урок на всю жизнь.
-Давай не будем думать об отступлении. А если все получится? Если это и есть наш путь – преодолеть себя и стать частью нового большого мира, - восторженно произнесла Кристина, окрыленная полетом собственной бурной фантазии и легкого непроизвольного красноречия. Но только одно оставалось неясным, чем новый большой мир может осчастливить и удивить открытое девичье сердце. В нем живут такие же разнообразные люди: добрые и злые, жестокие и сердечные, лихие и коварные, верные и подлые, целеустремленные и ленивые. Только их больше. В разы больше. И выстоять тонкой ранимой душе среди огромного количества разных людей в разы сложнее, как бы красочны и романтичны не были девичьи мечты.
Маша не хотела вступать в словесный спор, для этого было слишком неподходящее время. Она неторопливо опустила глаза в книгу и продолжила читать. Господи! Каждая новая страница «Мартина Идена» будоражила ее сознание. В мыслях вырисовывались грустные картинки ее собственных неудач. «А что если и нас постигнет участь Мартина? Мы станем чужими в новом мире, а в старый нам не позволят вернуться принципы?» Испугавшись собственного заключения, Маша отложила прочь неугодную книгу, преодолевая мучительное желание дочитать ее до конца.
В голове Маша мгновенно оживила свои красочные теплые воспоминания пару летней давности. Когда она была, как ей казалось, абсолютно счастливо. Но осознание того самого счастья пришло лишь недавно.
Тогда ей было около двадцати трех лет. Год назад она закончила ВУЗ и устроилась в родном городе частным репетитором математики, параллельно ведя бухгалтерский учет для одной частной фирмы. У Маши был молодой человек, более или менее предсказуемое будущее, которое она сама для себя запланировала. Ничто и никто ее не гнал в большой город, ее все устраивало в своей тихой размеренной жизни. Еще немного и на безымянном пальце левой руки девушки появилось бы заветное помолвочное кольцо, а затем на правой – обручальное. О чем еще мечтать?
Но в один прекрасный момент идиллия исчезла. Ее молодого человека уволили по сокращению штата с работы. Держа эмоции глубоко внутри себя он никогда не говорил Маше о том, что эта ситуация совершенно выбила его из прежнего уверенного и спокойного ритма жизни, уничтожила стабильность, вогнала в депрессию. Без работы в сложном дорогом мире нельзя было обойтись! Молодой специалист, закончивший ВУЗ с красным диплом не мог найти себе работу. Первые месяцы он перебивался случайными подработками, не переставая искать путь заработать больше. И не только сами деньги привлекали его, сколько возможность быть занятым и востребованным в капиталистическом мире. Шло время, а уверенность в завтрашнем дне исчезала с огромной скоростью: планы о женитьбе ушли в недавнее стабильное прошлое, полное надежд и желаний. К сожалению, нереализованных. Пришло время и затаившееся чувство человеческого бессилия и невозможности реализовать себя как специалиста, мужчину как главу семьи, надежного партнера по жизни, разыгралось в душе Машиного парня, и своим жарким мощным пламенем начало разжигать в нем скрытые нереализованные желания. Он хотел реабилитироваться в глазах общества и собственной девушки, доказать, что он достоин большего, что достижение его цели – это реальность, а не простые мечты. Он захотел уверенности, стабильности и главенства в отношениях с Машей.
-Знаешь, я решил, что нужно попробовать счастье в другом городе, - сказал однажды Герман, парень Маши. Было лето. Они лежали на большой мягкой поляне, устеленной пахучими травами и цветами. Маша увлеченно всматривалась в голубое небо, перистые облака, медленно плывущие по небесному своду, такие очаровательно разнообразные: одни были похожи на пушистых барашек, другие на мягкие перьевые подушки в прозрачной наволочке. Голова Маши лежала на груди Германа, ее каштановые волосы небрежно были разбросаны в разные стороны, а их руки нежно касались друг друга.
-Я все уже продумал, - продолжал рассказывать он. – Через месяц я уеду первым, найду нам хорошую съемную квартиру, буду искать работу. И ты приедешь ко мне, - в его голосе отчетливо слышалась уверенность в своих словах. Он был уверен, что именно так все и произойдет. И осуществив этот незамысловатый план, он вновь возвыситься в своих глазах, он вновь будет лидером, сильным, мужественным мужчиной и крепкой опорой их взаимоотношений.
Маша слушала его, но не воспринимала всерьез. «Подумаешь, какой мечтатель!» - улыбалась в мыслях девушка. В их отношениях Машу все устраивало – она жила с родителями, работала, у нее был парень. «Подумаешь, мы стали реже ходить в кафе! Но ведь скоро все вновь станет на свои места», - уверяла сама себя Маша. Она и подумать не могла, что Герман решительно настроился изменить свою жизнь. Он хотел развития, ему грезилась жизнь с ощущением денег в кармане. А сейчас он едва ли мог позволить себе прежний завтрак, обед и ужин. И каким безжалостным унижением было для него то, что Маша была гораздо успешнее его и могла жить в свое удовольствие.
-Я не понимаю, зачем тебе, вернее нам уезжать? Ведь я уверена, что скоро все наладится: у тебя снова будет работа, и мы сможем стать полноценной семьей, - твердила Маша, пытаясь ненавязчиво внушить эти слова Герману. В ее голове не было даже малейшего сомнения, что жизнь ее сложится как-то иначе. В голове давно создались четкие ясные картины ее будущего и цепочка последовательных событий, в которых совершенно не было места для каких-либо перемен. Маше была прекрасно жить в налаженном мире, где все давно уже решено. Она сама не замечала, что эта была еще полузрелая молодость, где бушевали чувства и эмоции. И когда родной теплый родительский дом был рядом, он так звал и манил своим уютом и добротой. В таком уединенном во всех отношениях мире, Маша не замечала желаний других и не прислушивалась к чужому мнению. Она не замечала, что Герман давно страдал из-за нереализованности и мужской несостоятельности – сейчас он не мог содержать семью и думать о свадьбе. Он мечтал и грезил вновь получить работу и стать стабильным человеком с постоянным заработком, а не перебиваться подработками, которые становились все реже и реже. Цены росли, а его кошелек пустел и скоро он станет совершенно пустым.
И когда мысли о собственной ничтожности в столь молодом возрасте стали доводить его до отчаяния, он решился на поступок – купил билет на автобус в другой город. Город областного значения.
В последний раз Маша видела своего возлюбленного на автовокзале, когда пришла проводить его. Девушка была в полной уверенности, что это всего лишь одна из прихотей Германа. Поживет немного в новом городе и вернется. Желание быть с ней, а так же их крепкая любовь пробудиться еще сильнее от внезапной разлуки, и он примчится к ней. Она будет верно и преданно ждать его, как самая любящая девушка на свете.
Они долго смотрели друг другу прямо в глаза. Герман не хотел расставаться, но желание доказать всему миру свою значимость, оказалось выше.
Маша смотрела на него, как на глупого наивного ребенка, который мечтает о нереальности. «Наивный! Разве кто-нибудь где-то в чужом городе ждет тебя? И каковы шансы, что там ты станешь тем состоявшимся человеком, которым хочешь быть?»
Герман обнял девушку на прощание, крепко прижав к себе, испытывая при этом невиданное ранее чувство горечи и печали. Оно было сильным, но не настолько, чтобы разрушить окончательно его ранее задуманные планы. А потом сердце подсказало ему: «Не надо грустить! Вы скоро вновь будете вместе». И автобус отправился в путь.
Месяц влюбленные созванивались, общались по скайпу, переписывались в интернете. Сначала в душе Маши были сильные чувства печали, тоски и неописуемой тревоги. Она часто думала, где ее возлюбленный, с кем он в данный момент, что он чувствует. Ревность и тоска по любимому ранили ее сердце, она стала слишком эмоциональной и вспыльчивой. Даже находясь на работе, ее мысли были всегда рядом с Германом. Разрушительная сила разлуки мешала ей сосредоточиться.
Прошел месяц, но Герман не собирался возвращаться. Месяц томительной разлуки Маша перенесла крайне волнительно. Она похудела, стала нервной и резкой. Однако несмотря ни на что девушка продолжала верить, что ее возлюбленный вернется домой. Но в другом городе Герман нашел работу, снял квартиру. Он сделал все, что обещал и следующим шагом должен был быть приезд Маши.
-Я сделал все, что говорил, - в телефонном разговоре сообщил ей Герман. – Ты можешь смело приезжать, - радостно добавил он. Но в трубке вместо счастливого восклицания он услышал молчание. Маша растерянно думала, что ему ответить. Конечно, она была несказанно рада его успехам, он стал самостоятельным, он может теперь обеспечить себя. Но какое у него будущее? Маша сомневалась, что в перспективе, он сможет добиться именно тех высот, которые себе наметил. Он сильно изменился. Даже голос его начал звучать по-другому – он стал твердым басистым, уверенным и бодрым. Девушке казалось, что от прежнего Германа не осталось и следа. Нет, она не думала, что он изменился в худшую сторону, он просто стал другим. То ли окружение большего города, то ли внезапно свалившаяся на него удача так повлияли на его характер. И Маше казалось, что Герман стал намного высокомернее.
Девушка не знала о том, в каком окружении он сейчас находиться, с кем общается, кто его друзья. Она ничего не знала о своем старом-новом Германе в новом городе. Он рассказывал лишь, что теперь каждую неделю он посещает кинотеатр или очередную выставку, ходит в театр на премьеры. Раньше они никогда не ходили вдвоём в театр! Он говорил, что это скучно и несовременно. Но в большом городе, как говорил Герман, было так принято и он будет поступать так, как другие люди в городе. Он станет их частью, вобрав в себя общепринятые правила и нормы поведения. Он вольется в их общество целиком, чтобы никто даже не посмел подумать, что раньше этот парень был совершенно другим человеком.
Маша с некоторым опасением думала, что будет с ее любимым дальше. Как еще и в какую сторону может изменить большой город ее податливого Германа, мягкого, как оказалось, как пластилин.
Девушка никак не могла принять решение по поводу собственной судьбы. Ей хотелось поехать к Герману, но что-то сдерживало ее. Она сомневалась, сможет ли она приспособиться к быстрому ритму жизни, сможет ли так же легко найти работу, друзей и полностью взвалить на свои хрупкие доныне плечи управлением семейным хозяйством. Ведь с детства она была так изнежена. За советом Маша обратилась к своей матери, которая часто давала ей советы относительно взаимоотношений с Германом.
-Он предлагает мне приехать к нему, - начала разговор Маша. Ее мама села на диван рядом с ней и спокойно выслушала всю речь, не перебивая и не поддакивая дочери. –Но сомнения меня мучает постоянно. Я чувствую, что Герман изменился. Вначале нашей разлуки я очень скучала по нему, а сейчас почему-то привыкла, что его нет рядом. Я ведь люблю его. Что ты мне посоветуешь, мама? – прильнула к матери Маша, меланхолично всхлипывая от накативших на нее грустных эмоций.
-Я, конечно, очень сильно сомневаюсь в том, что этот парень добьется успеха. Да и как быстро он сможет стать на ноги, обеспечивать семью, купить квартиру. А платить за съемное жилье слишком дорого сейчас. Меня настораживает то, что он перестал говорить о свадьбе. А я бы не хотела, чтобы моя дочь жила в гражданском браке. Мало ли что может случиться в жизни, и ты окажешься ему совершенно чужим человеком, у разбитого корыта, совершенно одна, - рационально рассуждала мама. Маша испуганно представляла себе бедную жизнь в большом городе с любимым человеком, который откладывает их союз в долгосрочную перспективу.
-Ну, ведь я люблю его, мама. Он был готов на мне жениться буквально полгода назад, но…, - внезапно остановилась Маша.
-Вот видишь, - аккуратно подытожила мама. Она из чисто эгоистичных отношений не хотела отпускать дочь в неизвестность – единственную обласканную дочь. А зародить в ее сердце горсточку сомнения оказалось проще простого.
Именно в тот же день, вечером, Маша позвонила Герману, чтобы окончательно расставить все точки над «и». Она мысленно была готова отказать ему, мотивируя свой отказ его нестабильным в какой-то степени финансовым положением, надеясь в тоже время на уговоры с его стороны и словесные доказательства его любви и верности ей. Девушка ждала, что он станет просить ее приехать, умолять о скорой встрече, ибо их расставание уж слишком затянулось, и она в итоге решит, что любовь дороже всяких материальных ценностей. Она смело и гордо выберет любовь и станет победителем в сражении пылкой эмоциональной любви со здравым расчетливым смыслом.
-Я не знаю, я не чувствую, что готова сейчас изменить свою жизнь, - играла свою заранее продуманную роль. Сценарий в голове девушки постоянно твердил, что еще не время сдаваться. Еще чуть-чуть стоит поиграть. И она дождется мольбы о приезде.
-Разве ты не хочешь быть со мной? – рассержено спрашивал Герман. –Неужели ты не веришь в меня?
-Нет, я верю, что ты добьешься успеха. Но ты ведь не скоро сможешь купить квартиру, и мы будем постоянно скитаться по съемным жилищам, оплачивая жизнь какому-то дядечке, - пренебрежительно сказала Маша.
-Ты все о материальном! – с гневом заявил Герман. – Видимо, ты не настолько любишь меня, чтобы быть со мной и в горе, и в радости. Тебя интересуют лишь блага, - эмоционально выкрикнул он в трубку.
-Нет, я просто привыкла к другой жизни. Я люблю тебя, - пыталась успокоить его Маша. – Хочешь, я завтра же к тебе приеду в гости? – испуганно предложила Маша, почувствовав, что ее сценарий терпит полное фиаско.
-Нет! – резко выкрикнул Герман. – Ты не веришь в меня, а значит, твоя любовь ничего не стоит, - рассерженно подытожил Герман.
-Я правда люблю тебя, просто ты ведь не готов на мне жениться прямо сейчас, - парировала ему Маша.
-Я предлагал тебе замужество полгода назад, но ты отказалась, ведь у меня не было достойно работы. Ты постоянно твердишь о том, что хотела бы видеть меня стабильным, с квартирой и прочими житейскими благами. Ты не говоришь о чувствах, - обвинил ее корысти Герман. Хотя Маша была еще девушкой несозревшей для серьезных отношений, и по правде говоря, финансовая сторона вопроса никогда бы не заставила ее бросить Германа. Но он не понял этого. – Я не верю в твою любовь! И этого вполне достаточно, чтобы я перестал ждать тебя в своей новой жизни, - с тяжелым сердцем произнес парень и повесил трубку. Маша растерянно смотрела на телефон, который она держала в руке. Она почувствовала, что это конец. Конец ее любовной истории.