Вечеринка в конце лета. Действие второе

Владимир Оболенский
Вечеринка в конце лета.Действие второе.

Прошел еще месяц. Утро. Декорация та же. Двор. За дощатым столом сидит  Кирюша и рассматривает свой семейный альбом.

Кирюша (разговаривает сам с собой, разглядывая фото). Вот это я… совсем в молодости. Ну, прямо надо сказать хорош. Еще совсем того… Глупый был… А здесь мамаша моя с отцом. Вот и дом их в Грузине. Пятистенка, резные наличники. И сад. Фруктовый… Хороший сад. Бывало, в урожайный год одних яблок столько, что не знаешь, что и делать с ними. А вот опять я, во время войны. Молоденький сержант. Курская дуга. Жив чудом остался. Раненье — осколок угодил.… А сколько погибло! Молодые такие! Господи! (Задумался.) А это Марфа покойница. Хорошая баба была. Волосы русые... Любила меня. Всю войну ждала. Теперь ее нет. (Пауза.) Вот и Алиса. (Всматривается внимательно.) Восемнадцать лет! Школу закончила… Самая красивая из всех! А на меня не смотрела. Сколько лет прошло… а все помню.

Открывается дверь наверху. Выходит, потягиваясь,  Андрей. Он в брюках и белой рубашке и подтяжках. Садится на ступеньки.

Андрей. Ты чего это там делаешь в такую рань?
Кирюша. Не видишь, путешествую?
Андрей. Путешествуешь?
Кирюша. Ну да. Не все же тебе одному.
Андрей (с интересом). И какой маршрут избрал?
Кирюша. Маршрут? Вся моя жизнь! Вот и маршрут.

Пауза.

Андрей. Напрасное занятие.
Кирюша (обиженно). Это почему напрасное?
Андрей. Так... Нельзя жить прошлым, Кирюша. Надо жить настоящим и будущим.
Кирюша. А если у меня уже нет будущего?…
Андрей. Не пугай меня, Кирюша! У всех есть будущее. Мы сами его делаем, если хочешь знать.
Кирюша. Сами?
Андрей. Вот именно. И не строй из себя обездоленного.
Кирюша. Говори по-человечески, без слов всяких громких. Любишь ты их произносить.
Андрей. У каждого свои слабости.
Кирюша. Обездоленный? Нет, доля у меня была, хоть и не шибко легкая. Правда, мы были крепче нынешних.
Андрей. Так все говорят, когда стареют.
Кирюша. Значит, есть резон, раз говорят.
Андрей. Нет, просто психология обывателя.
Кирюша. Какой же я обыватель?
Андрей. Я не в буквальном смысле выразился.
Кирюша. Ну и не выражайся. А на счет будущего я скажу. Нет его у нас. И ничего от нас не зависит. Понятно?
Андрей. Трудный ты человек, Кирилл. Что ты говоришь? Мало ли, сколько есть дел, в которых ты еще можешь понадобиться. Вот я занимаюсь историей, зоологией, даже астрономией… А знаешь, все началось очень просто. У себя на почте я заинтересовался марками. С этого все и началось. А сейчас то, что я делаю, важно и нужно. В этом есть будущее!
Кирюша. Какое?

С большой бутылью вина в одной руке и кувшином пива в другой выходит  Авксентий.

Авксентий. Прекрасное вино, Привезли специально. Домашнее. Кахетинское! Эликсир жизни! И твое любимое пиво, Кирилл.
Кирюша. Спасибо, Авксентий.

Уходит.

Андрей. Он сегодня брюзжит все время.
Авксентий. Зачем, слушай! Веселиться будем. Застолье устроим. Жизнь прекрасна.
Андрей. Счастливец ты, Авксентий!
Авксентий. Мне всегда везло. (Смеется.)
Выходит  Кирюша и несет три стула.

Авксентий (спешит ему помочь). Спасибо, дорогой.

Из дома выходит  Алиса.
Она несет утку на фаянсовом блюде.
За ней   Изабелла с цветами в вазе.

Алиса (ставит утку на стол). Ну, прошу, рассаживайтесь. Мы с Авксентием вот здесь, в центре. Изабелла с Мишей вот тут, рядом. А вы (к Андрею и Кирюше), сами выбирайте места.

Все рассаживаются

Авксентий (поднимаясь). Если, дорогие гости, не возражаете, я буду тамада и виночерпий.
Андрей. Все согласны. Ни у кого нет такого опыта.
Кирюша. Вот-вот…
Миша. Да, верно.
Авксентий. Спасибо за доверие. (Разливает всем вино.) Поднимем этот первый бокал как всегда за любовь! Вечно молодую и прекрасную! Как юная девушка! Пусть она приносит счастье! Может жить человек без нее? Нет! Не может! За любовь!

Все пьют, смеются.

Алиса. Как хорошо, Авксентий! Мы теперь вместе до самой смерти.
Авксентий. Зачем говоришь о смерти? Мы будем жить до ста лет…
Алиса (смеется). Я согласна.
Кирюша (мечтательно). Правда, интересно было бы… до ста лет…
Изабелла. Ничего интересного. Старость — это уже никаких надежд!  Это все!
Андрей. Ерунда. Старость — это мудрость. Желание помочь молодым понять жизнь. Научить их любить.

Изабелла начинает смеяться.

Изабелла. Слишком романтично. Жизнь проще…
Авксентий. Хорошо сказал Андрей! Выпьем! (Разливает.)

Все пьют. Неожиданно раздается кукование кукушки.
Все слушают. Вскоре она умолкает.

Алиса (задумчиво). Конец лета. Сегодня двадцать седьмое августа. Скоро разлетятся все птицы. Пожелтеет лес. Осень, а там, длинная, холодная зима.
Авксентий. Алиса! Наступит снова весна!
Кирюша. Не люблю осень.
Миша. Не важно все… осень, зима! Вы же вместе!
Алиса. Ты прав, Миша! Выпьем за то, чтобы люди находили друг друга! И никогда не теряли!
Кирюша. Хорошо бы так!
Андрей. Алиса, это самый мудрый тост!

Все пьют.

Андрей (встает, что-то вспомнив). Одну минуту! Я совсем позабыл мой свадебный подарок. (Выходит из-за стола и поднимается по лестнице к себе. Возвращается с большим конвертом в руках.) Вот! Мой подарок. (Передает Алисе и Авксентию). Здесь весь маршрут свадебного путешествия: Италия, Неаполь, Венеция, Рим! Франция, Париж! Испания — Мадрид!
Алиса (улыбаясь). Спасибо, Андрюша, Спасибо, милый.
Авксентий. Спасибо, дорогой.
Миша. Можно посмотреть?
Алиса. Конечно. Иди сюда поближе. (Раскрывает конверт. Расстилает на столе карту. Вынимает путеводитель, несколько книжечек и открытки с видами Франции, Италии, карманные словари. Все с интереса рассматривают, наклонившись над столом. Изабелла сидит молча, курит и иронически наблюдает.)
Алиса. Какая красота!
Андрей. Это Венеция. Вечер, по каналу плывут гондолы.
Алиса. А здесь?
Андрей. Это Лувр. Вот Елисейские поля.
Авксентий. Горы! Как наш Эльбрус!
Миша. Действительно.
Андрей. Это французские Альпы. Вот здесь. (Показывает на карте.) Замечательная гостиница! Тысячу метров над уровнем моря. Кругом горы. Здесь раздолье горнолыжникам.
Кирюша. Никогда не был во Французских Альпах. Даже не был на Кавказе.
Авксентий. Много потерял!
Алиса (мечтательно). Да, замечательно побывать там. Сколько интересного.
Андрей. Конечно. Ни с чем не сравнимое ощущение. Когда я путешествую, я забываю мелочи, суету. Мне кажется всё возможным. Нет преград.
Кирюша. А я за всю жизнь мало что видал. Только вот войну. Люди гибнут… Так много. Помню, был бой… Поле громадное, белое… Зима… и много, много мертвых… торчат, скрючившись. Грохот адский, танки ползут, лязг противный от гусениц. (Пауза.) Вот больше ничего особо и не видел.
Алиса (укоризненно к Кирюше). Что это ты такие разговоры, Кирюша? Почему никто не предлагает следующий тост?
Авксентий (разливает вино). Я предлагаю тост за молодых! Пусть они будут счастливы! Пусть у них появятся прекрасные дети! А любовь цветет, как вечнозеленый мирт!

Изабелла вдруг начинает смеяться и прерывает тост.
Все смотрят на нее удивленно.

Андрей. Что с тобой, Бэлла?

Авксентий опускает фужер и смотрит, то на  Мишу, то на Изабеллу. Алиса, словно поняв что-то, пытается вмешаться.

Алиса. Бэлла? Над чем ты смеешься?
Кирюша. Что тут смешного?

Изабелла вдруг перестает смеяться и выходит из-за стола.

Изабелла. Нет, я больше не могу! Разве вы сами не понимаете, что Вы смешны! Вы все! Вы же похожи на сумасшедших. Где вы живете? На Земле? Нет.
Авксентий. Что говорит эта девчонка? (К Алисе.)
Алиса. Я не понимаю.
Изабелла. Ах, вы не понимаете?
Миша. Изабелла, не надо!
Кирюша. Перестань портить людям…
Андрей (резко). Пусть говорит.
Изабелла. Вы действительно сумасшедшие! Какое путешествию в Италию, Испанию? Какой свадебный подарок! (Жестко.) Ничего этого нет, и не будет. Вы никуда не поедете. Понимаете, никогда! Мой отец, ну он блаженный! Понятно. Всю жизнь он работает на обычной почте начальником маленького провинциального отделения. А теперь, вообразил себя великим ученым и путешественником. Играется в эту дурацкую игру! А вы ему подыгрываете! Ну, хорошо, может быть один блаженный. Но вы-то! Вы же нормальные! Неужели вы верите, что у вас теперь может быть любовь? А вы разыгрываете спектакль! Для кого? Зачем вам всем эти дикие иллюзии? Для чего? Почему вы не видите реальности? Не понимаете, что это фарс! Пожилая женщина выходит замуж за пожилого человека, который произносит высокопарные речи о любви! Мой нелепый отец с его путешествиями. Тогда, как на самом деле, он нигде не был и никогда не будет. Влюбленный мальчик, который воображает, что может стать моим мужем, и которого я не люблю! И бедный неудачник Кирюша! Всю жизнь он влюблен в Алису, но не мог ее добиться. И он тоже играет в эту игру. Ну, разве вы не сумасшедшие? Когда же вы, наконец, поймете, что вы нелепы? А вы еще учите жить других! Нет, я больше не могу! Я пойду, иначе я сойду с ума!

Поворачивается и медленно поднимается по лестнице.
Алиса, отвернувшись, тихо плачет.

Авксентий (успокаивает ее). Как она смеет!
Миша. Что они тебе сделали все эти люди?! (Кричит.) Они же тебя любили! А ты! Ты!

Длинная пауза. Все молчат.

Кирюша (встает из-за стола). Э-эх! (Машет рукой. Направляется к себе.)
Андрей (к дочери, резко). Стой. Послушай теперь, что я тебе скажу. Это в последний раз. Больше у нас не будет такой возможности. И ты можешь уходить, куда хочешь!

Изабелла останавливается, но стоит спиной ко всем. Кирюша прислоняется к стене дома и с тоской смотрит на   Андрея.   Алиса, размазывая косметику, вытирает мокрое от слез лицо. Миша наливает себе вина и залпом пьет. Авксентий нервно ходит по двору.

Андрей (к дочери). Да, мы нелепые... можешь считать нас даже сумасшедшими. Тебе только кажется, что мы ничего не смыслим и не видим, что время притупило наш разум и чувства. Нет. Мы знаем, что многое в оставшейся жизни для нас заказано. И все же находим силы жить. А жить — это так прекрасно. Да, у каждого из нас была своя мечта. И если она не осуществилась, это не значит, что мы должны перестать верить. Я очень хотел путешествовать, объездить мир, понять и узнать, как живут люди на белом свете. Вместо этого я работал, кормил семью, растил тебя. У Кирюши и Алисы много отняла война. Каждому жизнь внесла свои поправки. Но это не опустошило и не озлобило нас. И ты ничего не понимаешь, если думаешь, что не может быть любви у нас теперь! Может! Она есть! Ты просто не умеешь любить. А без веры невозможна жизнь, немыслимо простое человеческое счастье. Ты опустошена и готова растоптать все на своем пути. Смотри, не растопчи заодно и себя.

Все напряженно молчат.  Миша делает несколько шагов к  Изабелле.


Затемнение.


Эпилог.



В полумраке слышен шум ветра и моря. Изабелла и Миша у противоположных порталов. Все остальные на сцене. Высвечиваются их лица.
Кирюша. Куда мы плывем?
Андрей. Ясно куда. В Гондурас. Ты же знаешь, это замечательная страна.
Кирюша. Когда мы там будем?
Андрей. Завтра в полдень.
Кирюша. А ты опять не спал всю ночь?
Андрей. Спал, спал до четырех утра, пока не разыгрался шторм. Жуткий ветер.
Кирюша. Боюсь, чтобы нас не смыло водой за борт.
Андрей (кричит). Алиса! Авксентий!
Авксентий. Мы здесь.
Алиса. Меня укачало.
Андрей. Держитесь крепче. Ваше свадебное путешествие началось.

Шум ветра и моря обрывается. Все застывают в своих позах.


Полный свет.

Кирюша. Бр-рр!.. Холодно стало. А лету-то конец.




Занавес.