Гречанка

Анатолий Базуев
   17 декабря 1821 года Александр Сергеевич Пушкин сопровождая Ивана Павловича Липранди по Бессарабии оказался в городке Татарбунары. Проживало в городке около 78 семей, не более 900 жителей. Они остановились в домике смотрителя передохнуть от тяжёлой тряской дороги и отобедать. Заказали курицу отварить. Александр сел за стол и стал писать на листочках стихи складывая их в карман. Потом снова доставал листочки исправлял или добавлял текст и клал в карман. Липранди не спрашивал его, что он пишет. Увлечение Пушкина стихами его не досаждало. В стихах он не разбирался, а пока готовился обед он отправился к "фонтану".  Из под земли бил фонтан воды. Он был началом реки Фонтанки, которая и в нашем 21 веке течёт по прежнему руслу.
 
    В домик смотрителя в это время зашли ещё двое спутников мужчина и женщина.
Молодая стройная гречанка сразу привлекла собой Пушкина. Он перестал даже писать на листочках разглядывая её. Черноволосая, черноглазая с прямым носиком она оживлённо говорила своему спутнику на греческом языке. Речь их была не понятна, но взгляды его и гречанки несколько раз встретились. В голове Пушкина уже рождались новые стихи о гречанке:
         
          Ты рождена воспламенять,
          Воображение поэтов,
          Его тревожить и пленять
          Любезной живостью приветов...

 Пушкина, сосланного на юг России за вольнолюбивые стихи, заинтересовали эти греки. Раскаты революции в Италии, в Греции доходили и до России. На юге, в Бессарабии они ещё сильнее чувствовались. Греки, живущие в городке, поддерживали революцию. Пушкин чувствовал себя борцом изгнанником. Душа поэта омрачалась рабством крестьян. Не даром он писал:

         Гордись и радуйся, поэт
         Ты не поник, главой послушной,
         Перед позором наших лет.

 Остро и болезненно Пушкин воспринимал любое посягательство на своё личное достоинство, на поэтическую независимость. Находясь в ссылке он продолжает писать вольнолюбивые стихи.  С восторгом встречает революцию в Греции. Видя перед собой греков он с воодушевлением смотрит на них вслушиваясь в их непонятную речь. Гречанка была восхитительна. Стихи сами возникали в голове:

         Ты рождена для неги томной,
         Для упоения страстей

 Стихи о гречанке были тотчас записаны на листочке. Он видел и их страстный поцелуй. Он был восхищён её покорностью отдаться любимому. Он вдохновлялся чужой любовью:

           Нет, нет, мой друг, мечты ревнивой
           Питать я пламя не хочу...

  Счастлива пара вскоре покинули домик смотрителя. Александр торопливо писал в листочках пока не пришёл Липранди. Они отобедали и продолжили свой путь.


 Горожане не забыли столь короткого пребывания Пушкина в их степном городке. Поставили бетонный памятник у "Фонтана", а на домике смотрителя висит мемориальная доска. Жаль что вандалы 21 века попортили памятник. Едва ли они читали всемирно известного Пушкина Александра Сергеевича. Иначе бы и рука не поднялась у вандала. Ведь даже в Африке, в Камеруне, на родине предков Пушкина стоит бронзовый памятник великому поэту.