Как я с медведем на одном поле малину собирала

Валентина Чижик
Было это сравнительно не так давно, во время одной из моих поездок в Сибирь.  В сезон, когда там варилось, заготавливалось на зиму разнообразное варенье.  Не знаю почему, но садовой малины совсем не хотелось. Вспомнилось, что где-то в районе есть целая плантация какой-то особенной, отборной, культивированной в одном из бывших передовых хозяйств края.  Родственники мои разделить со мной идею эту не решились.  А я села на маленький рейсовый автобус и поехала в таежный совхоз, по которому в свое время немало моталась, работая в редакции.  Там меня еще помнили, в конторе я прошла в кабинет директора совхоза и в разговоре сказала, что знаю, что у них в тайге есть большие делянки черной смородины и малины.  И мне нужна малина.  Он вызвал бригадира и приказал ему свезти меня куда надо.  Поехали на тракторе с прицепом.  Утро раннее, и уже август, холодновато, роса по траве, ромашка такая душистая лекарственная заплела всю деревенскую улицу, и запахи стояли обалденные.  Я себе дышу этими ромашками, сосновыми дымками из труб и почему-то вообще не переживаю, что завезут сейчас в непролазную глухомань и оставят на весь день одну.  Чего доброго, к ночи еще про меня и забудут.  Ужас.  Сейчас думаю об этом, и мороз по коже идет.  Какая сила меня несла?  Почему тогда не боялась, а сейчас и вспомнить страшно?  Что ли стала я другая?  Или тогда просто опьяняли дорогие знакомые места, силы чувствовались бесшабашные, помню, что пела душа и сливалась с этой свежестью, нетронутостью.  Отвез меня бригадир на это малиновое поле - километров за шесть от деревни, ссадил, пообещал к вечеру приехать, чтобы я на последний рейсовый домой могла успеть.

И вот оглянулась я - а впереди поле, уже порядком запущенное - сколько окинет глаз.  Ряды кустов малины, как в виноградниках, листва седоватая, чуть подсохшая к концу лета.  И малины этой там - на весь Красноярск варенья можно было наварить.  Зная, что времени у меня сколько угодно, выбирала лучшие ягодки, не забывая угощаться и сама - так на этом весь день и перебивалась.  И виделось всё поле в седоватой дымке, как бы сверху вскользь, в темном окоеме густого ельника- сосенника.  А междурядья заросли разнотравьем и тоже так благоухали подвявшими на солнце листьями, метелками диких безвестных соцветий.  Когда-то процветал совхоз и был у них свой консервный заводишко, для которого это поле и служило, и поддерживалось.  А потом как пошло запустение, так ничто никому стало и не нужным.  Удивительно, что у самих совхозников руки не доходили его ободрать до последней ягодки.  Правда, собирая малину и кожу с рук недолго ободрать до кости.  Но такие ягоды того стоили.

И блаженствовала я, таяла, умирала от этой благодати, ползала с упоением между колючими рядами - упиваясь запахами, тишиной, добрым ласковым августовским зноем и чувством дикости моего положения.  Чувствуя себя комочком этой благодатной доброй земли, почти рыдая в душе от удивительной, пронзительной к ней близости.  Кажется, одна на сто верст в округе.   Почему не боялась?  Ведь в тех краях водились беглые ссыльные, и ходили всякие связанные с ними страшные истории.  Но это прикосновение к живой земле, к ее плоти, оно всегда влекло и пьянило, и поднимало над какими-то там страхами.  Уже писала о том, как с сухой высокой невозмутимой и глухой древней бабкой еще подростком ходила через топи собирать красную и черную смородину.  Незабываемая экзотика.  И каких только ягод не приходилось собирать ведрами.  И черемуху, и потрясающей красоты морошку - на очень красивых тоже болотах... чернику, бруснику - в тучах мошки и комаров, лесную клубнику - ползая на животе среди распаренной под солнцем высокой благоухающей травы и выбирая, выпутывая из травинок эти тоже горячие рубиновые капельки по одной.  В крымских горах собирали с ордой барбарис и кизил.  Ну а малина - государыня боярышня, среди прочих - дворянка, со своими пунцовыми прелестями, вся - вожделение и страсть...

За жизнь дважды была я в отдаленных таежных малинниках и дважды видела в них медведя. Первый раз почти ребенком, со своим кузеном - удалось удачно убраться на мотоцикле.  А здесь увидела, а убираться было некуда.  Да от него и не спасешься.  Ретироваться назад в деревню не решилась - дороги от поля шли во все стороны, а место совсем не знакомое.  Настоящая таежная глухомань.  На ночь глядя можно было так забрести, что никто бы и не нашел.  К тому же, кто знает, сколько времени мы с этим медведем толклись бок о бок в этом Эдеме до того, как я его заметила?  Может, ему до меня и дела нет?   Знала, что летом медведи вполне мирные.  Тем более в таком малиновом раю.  Моя удача была еще в том, что заметив темную спину, не отправилась выяснять - не мой ли тракторист за мной явился.  Что шла вторая половина дня.  Что медведь был один.  На другой стороне поля.  Что ветра не было.  А ведра были уже полные.  Почти по-пластунски убралась подальше без хруста и шороха - аккуратно переставляя перед собою ведрышки. Памятуя, что надо не торопясь, не паникуя.   Энергетика испуганного нервного человека очень легко осязаема животными.   Сейчас кажется - ни одна жилка тогда не дрогнула.  Может, правда, потому, что мои ангелы-хранители, как никогда, были рядом, и мне внушалось это стальное спасительное спокойствие.

Доходящее до нахальства-)   Потому что оказавшись на краю поля у дороги, я еще больше часа паслась в божественном малиннике, поглядывая на пасущегося вдалеке медведя, который тоже, видимо, упивался этой благодатью, и было ему ни до чего.  Думаю, что внутреннее душевное лихачество, уверенность, что эта встреча сойдет мне с рук, была тоже следствием бессознательного осознания, что я под надежным крылом моих ангелов-хранителей - не одна.  И когда, к моему, честно, удивлению, за мной все-таки явились (а допускала, что и позабудут - мало ли у деревенских трактористов забот!) - когда явился этот трактор, я, ни слова не промолвив про медведя, более, чем энергично, вскарабкалась на промасленное кресло рядом с бригадиром.  И запах мазута показался в этот раз едва ли не более привлекательным, чем все ароматы царственно млеющего под сибирским солнышком малинника.  Когда отъехали, тогда только дошло - какой же я сто раз везунчик.  Сохранные системы отпустили, и мне дано было посмотреть со стороны - из какой заварушки повезло выбраться без потерь.  И если бы это было только последний раз.

Надо ли говорить, с какими чувствами всю следующую зиму открывались баночки с малиновым вареньем.  Но вся поездка получилась тогда просто благословенной.  Был в тот год урожай в Сибири буквально на всё-про-всё.  Мы ходили с синими от черники губами и языками, не уставали хрустеть только что сорванными с грядок огурцами.  А какими сладкими казались капустные кочерыжки незнакомым с этим лакомством крымчанам, которые лето до этого сидели на персиках и абрикосах!  Но самое главное - повезло с грибами.  Их было столько в ближайших березняках - моих возлюбленных груздей - как будто кто-то специально рассеял к нашему приезду.  Было такое счастье - запустить дрожащие от нетерпения руки по локоть в сырую переплетенную траву, чтобы нащупать там заветное гнездышко скученной семейки мокреньких скользких ласкающих душу молоденьких грибков!  Торжественные вопли счастливчиков то и дело разносились со всех сторон.

То лето осталось в памяти навсегда.  А я не успела еще рассказать, как мы ходили на пасеку и что вышло после погони за нами пчелиных туч.  И не успела написать, как уезжали в поля и часами смотрели в небо, лежа на спине среди зреющих пшеничных колосьев, в окружении цветущих полевых трав.  И как сидели вечерами у открытой дверцы печки, а там горели и трещали березовые поленья, а к нам повадился ходить и стучать в окно по ночам бесплотный дух. оставляющий дикие надписи на росе на тротуаре.  А мы прятались от него в огромное новое подполье.  Сейчас, издалека, это смотрится, как сказка, как замечательный сон.  Но сны и сказки, оказывается, бывают возможны и наяву.