27 Планета печали. Дипломная работа

Анатолий Татаринцев
Дипломная работа
Учёба в училище подходила к концу. Ребята почти закончили курсовые работы по производственному обучению. Всем было дано задание изготовить капитель. Разница была лишь в том, что каждый должен был выполнить капитель определённого ордера и стиля. «Кому-то досталась коринфская (самая сложная) капитель, кому-то ионическая, и даже в мавританском стиле. Саше посчастливилось, ему поручили капитель коринфского ордера. Он мечтал своими руками выполнить такую интересную и сложную работу. Технически выполнить такую капитель мог каждый выпускник-дипломник, а вот выдержать стиль намного сложнее. Нужен вкус и знание особенностей коринфского ордера.
В процессе обучения учащиеся лепили и картуши, и венки, и гирлянды, и розетки, и различные маски, в том числе и маски зверей. Для этого ходили даже в зоопарк, где рисовали и лепили пантер и львов, лошадей и орлов, медведей и тигров. Учились ребята лепить и гербы союзных республик. Саша, помнится, лепил герб Узбекистана. Изготавливали и греческие вазы с рельефами сцен греческой мифологии. Резали ажурный орнамент на плоскости. Вот тогда Саша и вспомнил, как таскал гипсовые плитки домой в первые дни учёбы. Чтобы вытянуть тело вазы или балясину, делается шаблон. Всё это уже пройденный этап и вот вершина обучения – коринфская капитель. Сначала нужно вытянуть тело капители, а затем из глины лепить детали: большие и малые акантовые листья, лилейки, завитки и пальметки, и всё это должно образовать композицию, которая по красоте сравнима с каменным цветком.
Что и говорить, работа сложная, но и ребята за 3 года стали мастерами. Все справились с заданиями.
Саша выполнил работу на отлично. Практическая часть диплома была сделана, осталось написать теоретическую часть по новому заданию. Но всё же хотелось  вспомнить, что произошло в жизни Саши месяц назад, когда успех его диплома оказался под вопросом.
Саша со своим приятелем Костей Силкиным после занятий, ничего не сказав дома, отправился в Переделкино, где тот жил и куда ребята иногда гурьбой ездили на этюды, да и так к другу в гости. Уехали они в субботу, и пробыли у Кости до понедельника. А так как подобного никогда не случалось, Мария была в отчаянии, а в понедельник рано утром поехала в училище, чтобы узнать, что же случилось и найти живым или мёртвым своего сына. В училище её встретили с сочувствием, пытались успокоить и направили к мастеру производственного обучения Петру Петровичу Ступе – чудаковатому хохлу, но хорошему преподавателю.
Пётр Петрович с первого взгляда оценил достоинство Марии. Он был восхищён женщиной с чёрными глазами и прямым почти греческим носом. И весь её образ в глубокой печали не оставил равнодушным ещё полного сил мужчину с художественным воображением. Пётр Петрович принял искреннее участие в её страданиях и как мог пытался успокоить бедную женщину. Но вот к началу занятий в училище, как ни в чём не бывало, появились приятели Костя с Сашей. Их ждали с нетерпением и набросились со справедливыми упрёками. Поругав, сколько положено, друзей отправили на занятия, а Пётр Петрович вызвался проводить Марию до метро. Шустрый мужчина узнал, что Мария живёт без мужа, уговорил её встретиться в воскресенье и где-нибудь посидеть. Так оно и случилось. В ближайшее воскресенье они встретились в кафе у Сокола. Пётр Петрович заказал по 150 г коньяка, по салату и шашлыку, а ещё чёрный кофе и сигареты, поскольку оба они курили.
Пётр Петрович имел хорошую семью: жену, полненькую хохлушку, на которой женился до войны, и дочку Земфиру шестнадцати лет. Сам он увлекался скульптурой. В его доме, что находился в Мытищах, он оборудовал себе уголок под мастерскую, где лепил скульптурную композицию «Девица-кавалерист». Это та самая девушка, что воевала наравне с мужчинами в армии М. И. Кутузова, будучи его адъютантом. Пётр Петрович для этого даже познакомился с наездницей из цирка и часто посещал её там. Она ему позировала вместе со своим прекрасным конём.
Художнику всегда чего-то не хватает. И вот он встретил женщину его мечты. Мария тоже сразу поняла свою роль и что от неё требуется, но Пётр Петрович совсем не отвечал её вкусу и её представлению о любимом мужчине. Ей не нравился ни стиль его разговора и шуток, ни его лицо с орлиным носом, большим ртом, при улыбке превращающимся в собачий оскал. И Мария, отдав должное правилу вежливости, очень жёстко расставила точки над i. Пётр Петрович прощаясь ещё раз улыбнулся своей собачьей ощеркой и затаил обиду. С тех пор дела у Саши в отношениях с мастером резко изменились. Пётр Петрович придирался теперь ко всему:
– Ну что это за лист? – рычал мастер, но стека в руки не брал. – Что это за линия? Чему тебя учили три года?
А у Саши за три года почти не было четвёрок, только пятёрки.
Через какое-то время мастер поостыл, понимая, что мальчишка совсем не причём, и работа над капителью закончилась успешно.

Творческий союз
Последний год учёбы ознаменовался ещё тем, что в училище набрали две группы девушек. Группу лепщиц и группу альфрейщиц. Теперь на танцах было с кем пофлиртовать. Девушки между собой быстро разобрались, кто из ребят кому нравится, и чтобы не ссориться, поделили ребят между собой. В основном это были ребята-выпускники и они, конечно, не знали об этих играх девчонок. И вот Саша стал замечать, что одна черноглазая, невысокая, крепко сбитая девочка из группы лепщиц как-то настойчиво уделяет ему внимание. Звали её Наташа. Девочка была не дурна собой, но Саша оставался к ней равнодушен. В этом возрасте ребята ищут девочку своей мечты, а другие, которые не отвечают их требованиям, остаются не замечены. Саша, бывало, и танцевал с Наташей, она как-то оказывалась рядом с ним во время танцев, а бывало и сама его приглашала, но каких-то эмоций Наташа в нём не вызывала. И как-то, уже весной, она сама напросилась помогать Саше в его работе над дипломом.
– А что ты будешь делать? – сначала не понял Саша.
– Саш, давай ты будешь писать черновики, а я буду переписывать начисто. У меня хороший почерк и по русскому у меня была пятёрка.
Саша думал недолго:
– А что, Наташ, если тебе не трудно, я согласен.
Так завязался творческий союз Саша – Наташа. Теперь на правах помощников по работе над дипломом многие девушки запросто могли в любой момент подойти к своим избранникам вроде как для дела. И правда, сначала Наташа подходила к Саше для уточнения каких-нибудь вопросов по диплому, иногда, чтобы вместе дойти до метро Аэропорт, а однажды, под предлогом окончания трудовой недели, уговорила Сашу поехать погулять в парк ЦДКА, недалеко от которого она жила. Саша помялся сначала, но, не найдя отговорку, согласился. Месяц на дворе был апрель. Погода совсем ещё не тёплая и, погуляв немного по парку, молодые люди изрядно замёрзли. Пойти погреться в кафе денег не было, и Наташа пригласила Сашу к себе домой попить чайку.
Двухэтажный домик, где Наташа жила с мамой в комнатке, коммунальной квартиры, находился в районе Мещанских улиц. Её отец погиб на войне почти в самом конце, под Прагой сгорел в танке. Фотокарточка, где он с мамой Наташи сфотографировался сразу после свадьбы, стояла на комоде. Наташа, как показалось Саше, похожа больше на отца. В комнате было чистенько и уютно, но, как и у всех из знакомых Саши, роскоши никакой не наблюдалось. Стол под клетчатой льняной скатертью, диван, гардероб, кровать под цветным покрывалом с подушками, покрытыми вязанными накидками, несколько венских стульев, зелёный абажур свисал с высокого потолка оформленного лепной розеткой, орнамент которой был плохо виден под слоем побелки. На полу два домотканых коврика, а на окнах – дешёвый тюль. Саше всегда нравились чистота и порядок. Саша иногда мечтал, когда женится и у него будет свой кабинет, он обставит его по своему вкусу. Красота была для Саши, как молитва, как что-то главное в жизни и поэтому он сразу обратил внимание на большую картину на стене. Это была копия Крамского «Незнакомка». Правда, картина написана не совсем умелой рукой и Незнакомка похожа больше на Наташу, но всё равно редко у кого он видел настоящие картины в доме, чаще это были коврики с лебедями. Наташа, увидев, как Саша разглядывает картину, подошла сзади и, тронув Сашу за плечи, спросила:
– Нравится?
– Что нравится? – Саша был поглощён своими мыслями и не сразу врубился в вопрос подружки.
– Эта женщина тебе нравится?
– Да, да! Женщина интересная.
– А ты хотел бы, чтобы такая женщина полюбила бы тебя?
– Да ты что! Об этом я ещё и не думаю. А вообще, когда-нибудь, наверное, было бы не плохо.
– А ты не замечаешь, что она похожа на меня? – и с этими словами Наташа обвила шею Саши и впилась губами в его губы. У Саши голова пошла кругом, и очнулся он на диване. Наташе продолжала его целовать. Саша тоже, дрожа всем телом, отвечал на её страстные поцелуи тем же.
Она прижалась к нему всем телом, и он ощущал своей грудью её тугие груди. В нём всё напрягалось, и он слышал стук их сердец, но разум сопротивлялся и будто кто-то ему шептал: «Ты же её не любишь. Ты же никогда на ней не женишься. Как же ты потом посмотришь её в глаза?» Ему и в голову не приходило совершить что-то запретное просто так, без всякого продолжения.
Наконец, победив соблазн, он вырвался из её объятий и еле отдышавшись прошептал:
– Ну ладно, я пойду.
Наташа, пылая румяными щеками, попыталась его остановить:
– А как же чай? Я сейчас сбегаю, поставлю чайник, не уходи, пожалуйста.
И заглядывая ему в глаза, добавила:
– Я тебя прошу.
Саша остался, и они пили чай, не глядя друг на друга. Когда Саша ушёл, Наташа подумала: «Ну и телок же ты, Саша, видно у нас с тобой ничего не выйдет, а жаль».
В училище Наташа пришла, как ни в чём не бывало. Как всегда, очень приветлива с Сашей и даже, ему показалось, какая-то обновлённая. Она сделала новую причёску и теперь выглядела старше и … красивее. Саша сначала, немного посмущавшись, тоже пришёл в себя. Работа над дипломом продолжалась, но Наташа стала посматривать на других ребят и не без успеха: у неё недели через две появился ухажёр со второго курса – столяр-краснодеревщик, высокий спортсмен-лыжник. У Саши отлегло от сердца. Он до сих пор считал себя в чём-то виноватым. А теперь всё улеглось, всё встало на свои места.
На выпускной вечер разрешили надеть цивильную одежду. Ребят было не узнать. Клетчатые пиджаки и узкие брюки-дудочки, яркие рубашки и ботинки на подошве – «манная каша», высокие коки на голове и ёжики преобразили вчерашних учеников в модных пижонов и стиляг. Зато девочкам из театрального училища и подругам выпускников такие наряды их друзей очень нравились.
Саша надел новый шевиотовый пиджак тёмно-синего цвета и чёрные узкие брюки. На ногах яркие носки и чёрные ботинки на микропорке. Набриолиненные волосы блестели чернее вороньего крыла. Он из юноши вдруг превратился в молодого человека. Саша пригласил Наташу на выпускной вечер, как свою подружку и они танцевали, смеялись и делали друг другу комплименты, понимая, что это их последняя встреча, когда они ещё близки друг другу.



Распределение
В строительстве произошли революционные изменения. Если раньше дом строили по кирпичику, то теперь дома начали собирать из блоков и панелей. Целые части дома (ванные комнаты и туалеты) монтируют на домостроительных комбинатах. За день целый микрорайон поднимается на этаж. Москвичи покидают бараки и переселяются в пятиэтажки и скоро бараков совсем не останется. В этой концепции домостроения не нашлось места всякому украшательству. Лепнина стала инородным элементом в новой архитектуре. Правительство приняло решение исключить лепнину из строительной практики, и по этому поводу был издан соответствующий указ. Новые станции метро превратились из подземных дворцов в обыкновенные вокзалы и перроны, чисто функционального назначения. Это случилось за несколько месяцев до выпуска двух групп лепщиков-модельщиков и 25 молодых специалистов остались без специальности.
Руководство «Трудовых резервов» договорилось с несколькими предприятиями Москвы взять выпускников и за несколько месяцев переквалифицировать их на новые специальности. Часть ребят попали в костерезный комбинат, часть на два пластмассовых завода резчиками по пластмассе и художниками в сувенирный цех, а несколько человек уехали в далёкий Нальчик, где тоже было костерезное производство. Сашу распределили на завод «Пластмасс». Новый материал входил в быт людей в виде бидонов и розеток под варенье, в виде лёгких и небьющихся цветных стаканчиков для холодных напитков и в виде бутылочек оригинальной формы и цвета под химические жидкости. Даже люстры под хрусталь для небогатого населения были как подарок. А ещё из пластмассы стали делать очень много бытовой посуды и др. разных изделий. Но Сашу интересовало: чем же он будет заниматься на заводе? Оказывается, на отполированном оргстекле можно бормашиной вырезать различные рисунки: орнаменты и цветы и даже снежные пейзажи. «Пластмасса заменит теперь все материалы: и стекло и метал, и кожу», - рассуждали ребята,- и мы, можно сказать, в первых рядах создателей новых изделий». Это наполняло их гордостью за свой выбор.  Но мечты, мечты ...