Чёрный список прозрения

Геннадий Генцлер
     Боюсь допустить непростительную юридическую ошибку на уровне трамвайного воришки, но всё же запрыгну в трамвай, едущий в демократическое будущее. Одно успокаивает – и вагоновожатый и контролёр имеют ленинградское юридическое образование. Поправят, ежели что. А поправить, представьте себе, есть что.
     Но по порядку. Своим очень не юстицеподобным мозгом завзятого технаря ещё в школе я открыл едва ли не самое-самое правило всей правоохранительной деятельности – главное, это неотвратимость наказания! То есть, говоря словами героя Е.Леонова: «Украл – выпил – в тюрьму». Причём, вор не может, а ДОЛЖЕН сидеть в тюрьме, о чём хрипло, но очень весомо поведал нам всем с экрана незабвенный Глеб Егорович. Казалось бы, я додумался, Леонов сказал, Высоцкий закрепил. Радуйся, голытьба, мозги напрягать не надо. А уж как легко стало работать судьям, прокурорам, новообращённым полицейским и их верным Мухтарам. Всего-то надо преступника наказать. Давай, вагоновожатый, включай свой загадочный сервопривод – есть кого и куда приводить. А вот что-то не едет трамвай. Что такое? Да опять американец – холера ему в бок – плюнул своей демократической слюной в наш сильно самобытный российский суп! И, главное, повод-то какой ничтожный откопал – в ходе наших разборок наш заключённый приказал всем долго жить. Делов-то. Сам приказал или помогли – не суть важно. Важно, что сидел в тюрьме. То есть, был наказан. А это, как ни крути, наглядное подтверждение юридической нормы о НЕОТВРАТИМОСТИ наказания. И чего тут вой-то поднимать, людей от кормушек отрывать, путать экономику с политикой?! Но ведь спутали. И стало мне дюже любопытно, прав Михаил Задорнов, говоря о тупости американцев? Или ещё правее? И получились у меня вот такие полочки.
     По подозрению в совершении преступления был арестован и помещён в следственный изолятор некто господин С. Магнитский. Торжествует Закон? Вне всякого сомнения!
     Следователи собирают доказательную базу для составления обвинительного заключения. Ну, тут, извините, переминаюсь с ноги на ногу. Ведь признание – царица доказательств, если мне не изменяет память, учил нас Андрей Януарьевич. Но требуют басурманы – деньги у нас, вишь, на следователей лишние завелись. Да нате вам от щедрот пятак на следователей. Пусть собирают то, что нам нужно. Так что и тут не придерёшься!
     А как всё, что требуется (или, как дуремары-человекоправоохранители уверяют, требуют), соберут, так пожалте, господин сиделец, в суд. Ну, тут вообще такое торжество демократии, что на судьях всякого что ни на есть судейского пола мантии заворачиваются буклями.
     Одна только неувязочка – сиделец проголосовал против всех, хотя эту графу из нашей демократии давно вымарали – цепляла она за причинные места. Ну, Бог дал, Бог и взял. Лучше же не скажешь. И только мы устремили наши кроткие взоры к небесам, дабы проводить душу ещё одного усопшего в лучший из миров, как на тебе – вместо умиротворяющего песнопения просто басовые партии из оперы Мусоргского на ново-Псковский лад! Думаю, причина сего непочтения в том, что… Ну, как бы так подемократичнее изъяснить свою не то чтобы осуждающую – упаси Бог, а слегка журящую мыслишку. Может, оттого сие непочтительное непотребство, что, пропитавшись верой нашей Христианской, как уксусом поднесённая Христу губка, Путин и Медведев на Пасху лишь прячутся в приделе Храма Христа Спасителя, ни за какие коврижки не соглашаясь участвовать в Крестном ходе? Хотя, если верить плодящимся слухам, уж и коврижек по ихним аппетитам… Ну, да что о скорбном?   
     И стало мне что-то зябко в нашем безнадёжно застрявшем на полдороге в заснеженную Тверь трамвае. А зябко потому, что смерть человека даже в следственном изоляторе сама по себе не происходит. Тут либо прямая уголовщина в виде применения физического или морального воздействия, либо преступная халатность, либо неоказание помощи, либо… Короче, под растлевающим влиянием этих демократов столько всяких слов пришлось в наши кодексы понаписать, что за одно прочтение медали следует вешать. Где тут самим разобраться? Вот и достаточно вздохнуть, закатить в скорби глазки да и пойти чего-нибудь поминального отведать. Но ведь испортили аппетит аккурат в тот самый момент, когда рука к закуске потянулась. Ну, да у нас – слава Богу – после первой не закусывают.
     Вишь ты, басурманам опять всё у нас не понравилось. И арестовали де зря, и сидел не по правилам, и лекари у нас в ветеринарной лечебнице премудростям обучались, и пенитенциарная система (тьфу, какие слова заставили выговаривать!) никуда не годится, и телефонное право с аппаратов Белла на мобильные телефоны перешло, и государство от рейдеров не отличить.
     А как же неотвратимость наказания? По чьей вине умер человек – они не подлежат наказанию? И вот тут-то меня совсем ознобно окатило. Похлеще самого лютого сибирского мороза мысль пронзила – а ведь не врачи виноваты в смерти С. Магнитского. И расставила эта мысль всё на свои места. Если у нас не то, что не наказаны, а даже не названы истинные виновные, значит, то люди нашим судам неподсудны. И как-то не к месту вспомнился путинский указ № 1, несколько противоречащий статье 294 УК РФ, наказывающей за «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования». Ну да кого наказывающей?
     И тут выстраивается логическая цепочка: если неотвратимость наказания невозможна на одном уровне, значит, её необходимо перенести на другой.
     Вот и перенесли. Из Кремля в Белый Дом. Что ж теперь стулья ломать? Опоздали со стульями. Хотя читать по-прежнему весело: «В ответ на принятие американским сенатом "закона Магнитского" Россия запретит въезд нарушителям прав человека из США, сообщил журналистам министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. "На встрече с Хиллари Клинтон в Дублине я подтвердил, что мы закроем въезд американцам, которые действительно виновны в нарушениях прав человека", передает слова чиновника Би-би-си.
Читать полностью:http://top.rbc.ru/politics/07/12/2012/835389.shtml»
     Давай, товарищ Лавров! Не давай спуску, понимаешь! Впрочем, что это я – то давай, то не давай? Ну да кому не довелось стать юристом в Ленинграде, тому не дано в Турции руки ломать. Хотя это уже другой взгляд на наши реалии, которые всё ещё «таковы» по мудрому определению М. Горбачёва.

Г.Л.ГЕНЦЛЕР
член Союза журналистов РФ
7 декабря 2012 года

Дополнение от 18 декабря 2012 года:

"Глава Минобразования о «законе Димы Яковлева»: логика «око за око» неправильная, могут пострадать наши дети
18.12.2012 03:10   |  «Газета.Ru»
Министр образования России Дмитрий Ливанов критически относится к так называемому «закону Димы Яковлева», который должен стать ответом на принятый в США «акт Магнитского».

«Логика как бы «око за око», но логика неправильная, так как могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России», — написал Ливанов в своем микроблоге.

В понедельник комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству поддержал поправку о запрете на усыновление российских детей американцами в проект «закона Димы Яковлева», 14 декабря одобренный Госдумой в первом чтении. Поправка также предполагает закрытие агентств по подбору детей и денонсацию российско-американского соглашения об усыновлении несовершеннолетних.

«Закон Магнитского», который предусматривает визовые санкции в отношении россиян, причастных, по мнению конгрессменов, к нарушениям прав человека, был принят Сенатом США 6 декабря."

Дополнение от 22 января 2013 года:

Бард и композитор Никитин высказал протест Башмету из-за Путина
Сергей Никитин отказался от участия в юбилейном вечере дирижера Юрия Башмета. 24 января всемирно известному дирижеру исполнится 60 лет.
Автор: Еврорадио 22.01.2013 05:27

Поводом стала публичная поддержка Башметом так называемого "закона Димы Яковлева" и признание дирижера в любви к президенту России Владимиру Путину, передает ВВС.

Неудовольствие Никитина вызывали высказывания Башмета на брифинге, посвященном его близкому юбилею. Дирижер тогда заявил: "Я сам не считаю Америку своим главным начальником, и вот за это я и люблю Путина, что он умеет сказать: "Мы не Америка, мы Россия, и нам не нужны американские начальники".

Напомним, что в конце декабря в России был принят скандальный "закон Димы Яковлева". Один из его пунктов запрещает американцам усыновлять сирот из России. Российский закон стал ответом на американский "акт Магнитского". Документ США вводит визовые ограничения для россиян, которых в Штатах считают виновными в смерти юриста Сергея Магнитского за решеткой в 2009 году.

Подробнее:
Дополнение от 23 января 2013 года:

Дмитрий Медведев: «Сергей Магнитский не был борцом за правду»
 
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает, что история юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского является политизированным вымыслом. По мнению премьера, главное в этом деле – разобраться в причине его смерти в тюрьме.

«Он был корпоративным юристом или бухгалтером и отстаивал интересы людей, которые его наняли. Он не борец за правду. Тем не менее, его, естественно, жалко, потому что он скончался в тюрьме», — сказал Дмитрий Медведев в интервью телеканалу Bloomberg TV. «Это происходит, к сожалению, в разных государствах — люди умирают в тюрьмах», — продолжил премьер.

По его словам, очень важной задачей государства является расследование причин смерти Сергея Магнитского. «Все остальное - это политизированный вымысел отдельных граждан, часть из которых, в том числе крутится и в Давосе, для того, чтобы оправдать собственные коммерческие операции на территории России», — считает Дмитрий Медведев. Вместе с тем, по словам главы правительства, речь идет не о том, чтобы посмертно осудить кого-то, так как нет субъекта права и преступления.

Что случилось с Сергеем Магнитским в СИЗО

Аудитор фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов, скончался в СИЗО «Матросская тишина» 16 ноября 2009 года, пробыв в заключении почти год. При этом большую часть своего заключения господин Магнитский провел в СИЗО «Бутырка». Согласно выводам следствия, выяснявшего обстоятельства гибели экономиста, он не раз обращался к медикам изолятора и администрации с жалобами на плохое самочувствие, но адекватной помощи так и не получил. В результате его состояние резко ухудшилось, и арестованного из «Бутырки» перевезли на лечение в клинику СИЗО «Матросская Тишина», где он скончался в палате интенсивной терапии от вторичной дисметаболической кардиомиопатии, протекавшей на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита. По данным следствия, арестованному не было назначено своевременное лечение и не была проведена адекватная терапия, что и «лишило Магнитского шанса на благоприятный исход». Коллеги погибшего юриста настаивают на том, что обвинения, из-за которых он был арестован, были сфабрикованы.

Как развивалось дело Магнитского
История вопроса
В мае 2007 года главное следственное управление при ГУВД Москвы возбудило дела в отношении ряда компаний фонда Hermitage Capital по обвинению в уклонении от уплаты налогов. В ответ руководство фонда объявило, что "вымышленные налоговые претензии" были использованы сотрудниками МВД для оправдания обысков и выемки учредительных документов трех ООО — "Риленд", "Парфенион" и "Махаон", которые затем были перерегистрированы на других лиц. Юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский заявил, что в декабре 2007 года новые владельцы этих фирм обратились в налоговую инспекцию N28 с просьбой вернуть им 5,4 млрд руб. налога на прибыль, что и было сделано. В феврале 2008 года по показаниям Сергея Магнитского завели уголовное дело, однако к октябрю оно было закрыто.

В апреле 2008 года заочные обвинения в уклонении от уплаты налогов предъявлены главе Hermitage Уильяму Браудеру, управляющему отделением фонда в России Ивану Черкасову (оба скрылись в Великобритании). 26 ноября того же года по этому делу арестован Сергей Магнитский, которого следствие назвало "автором криминальной схемы". Он несколько месяцев провел в Бутырке, а 16 ноября 2009 года умер в больнице СИЗО "Матросская Тишина", куда был доставлен с острой болью в животе. В декабре 2009 года уволены более 20 руководителей ФСИН, в том числе начальник Бутырки Дмитрий Комнов. Кроме того, в связи со смертью Магнитского к уголовной ответственности привлечен заместитель начальника Бутырки по лечебно-профилактической работе Дмитрий Кратов. Дело против самого Магнитского было закрыто "по нереабилитирующим обстоятельствам", однако по просьбе его родственников вскоре вновь возобновлено.

23 ноября 2009 года Уильям Браудер в интервью The New Times заявил, что преследование Сергея Магнитского было организовано в качестве мести за его показания о причастности ряда сотрудников МВД к хищению бюджетных средств.

26 апреля 2010 года глава Хельсинкской комиссии Конгресса США Бенджамин Кардин обратился к госсекретарю Хиллари Клинтон с требованием запретить въезд в страну 60 россиянам — работникам МВД, СКР, ФСИН, ФСКН, прокурорам и судьям, причастным, по его мнению, к смерти Сергея Магнитского. Сам список был опубликован на сайте Хельсинкской комиссии. 16 ноября 2012 года законопроект о "списке Магнитского" приняла палата представителей, а 6 декабря — Сенат США.

13 ноября 2012 года дело по обвинению Магнитского в уклонении от уплаты налогов было направлено в Генпрокуратуру, которая 28 ноября утвердила по нему обвинительное заключение.

Что говорили о деле Магнитского

Владимир Путин (на пресс-конференции 20 декабря 2012 года): «Вот погиб человек, уже ставший известным, господин Магнитский в тюрьме умер. Трагедия, конечно, мы сожалеем об этом. А что, у них в тюрьмах никто не умирает, что ли? Может быть, даже больше, чем в наших. А в европейских тюрьмах? А в самих Штатах? Слушайте, уже восемь лет Гуантанамо не закрывается, без суда и следствия людей там содержат, как в Средневековье, в кандалах ходят, в цепях! Люди, которые открывают секретные тюрьмы, легализовали пытки при осуществлении расследования! И вот эти люди сейчас указывают нам на какие-то наши недостатки! Еще следствие не закончилось, еще непонятно, кто там виноват, кто прав, какая там ситуация».

Основатель и генеральный директор Hermitage Capital Management Уильям Браудер в своей статье «Сергей Магнитский и власть закона в России» для The Wall Street Journal: «Мой российский бизнес был уничтожен действиями государства, но эта история не о бизнесе и деньгах. Она о человеческой цене коррупции и, особенно, о трагедии Сергея Магнитского, внештатного юриста, работавшего на Hermitage в Москве. Сергей выявил налоговое мошенничество на $230 млн, совершенное высокопоставленными чиновниками российского правительства, дал показания против этих чиновников, был арестован, эти чиновники его систематически пытали, стремясь заставить его отказаться от показаний, ему не давали спать, лишали пищи и чистой воды, сажали в ледяные камеры без окон, он серьезно заболел, ему неоднократно отказывали в медицинской помощи. В конце концов воля Сергея оказалась сильнее, чем его тело, и он скончался в заключении, в одиночестве, на полу изолятора, в возрасте 37 лет, оставив жену и двоих детей». Такова, по словам Уильяма Браудера, «реальность за "привлекательным инвестиционным климатом", который пытаются изобразить высокопоставленные российские чиновники вроде господина Сечина: невинный человек арестован по ложному обвинению, изолирован от семьи на целый год и замучен до смерти за раскрытие государственной коррупции».

Заместитель госсекретаря США Уильям Бернс: «США, как на официально уровне, так и в частных беседах, ясно выражали озабоченность по поводу этого дела. Мы с моими коллегами встречались с матерью Сергея Магнитского и другими людьми, имеющими отношение к произошедшему. И мы по-прежнему считаем, что тщательное расследование данного дела очень важно. Дело Магнитского остается предметом озабоченности для США».

Еврокомиссия ЕС: «Трагическая смерть Сергея Магнитского в СИЗО вызывает серьезную обеспокоенность в Европейском союзе. Мы внимательно следим за этим делом».


Ксения Завьялова, Дмитрий Тихонов

Авторские страницы
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/2111114