Где молчанье подобно топоту табунов... часть 1

Мария Выдуманная
Часть I

Написана - 1995, декабрь.
Для районной газеты.
Не опубликована.Сама я забрала...

Завершала цикл статей о творчестве.


Вот я и подошла к той стене, о которую мы бьемся своим «ударным инструментом».

Трудный это разговор... «Кухаркино» время, как нам объявили, прошло. Действительно, где уж рядовому обывателю разобраться в такой бездне экономического и политического словоблудия... Да и надо ли? Каждый должен заниматься своим делом. «Суди, дружок, не свыше сапога» - сказал в одной басне художник сапожнику, которого он спросил — правильно ли изображен сапог, а тот увлекся и начал обсуждать всю картину.

На уровне сапога я и буду говорить — не вдаваясь в экономические и политические дебри. Это не профессиональный анализ ситуации, это размышления «маленького человека», «обывателя» — уж права размышлять о жизни никто не властен у него отнять. Все родители вправе (и обязаны) думать о будущем детей, «прикидывать» их жизненные перспективы и осознавать преграды к их осуществлению.

Я вела речь о культуре, о художественном воспитании, о творческих возможностях... Видит Бог, насколько мне безразличны чужие особняки, кресла, машины, портфели, кошельки и  карманы!
Но когда после вселяющих надежду впечатлений ты снова и снова видишь, как все выходы снова и снова перекрываются отсутствием этих чертовых денег, как эта самая «культура» и «дети - наше будущее» скребутся, подобно попрошайкам, в одну и ту же дверь, все время получая вежливый отказ...
Когда ты идешь в библиотеку узнать о новых начинаниях и выставках, а в бочек меда та же ложка дегтя — урезаны деньги... Когда встречаешься с прекрасным ансамблем «Калина», и то же - готова программа, не на чем ехать. «Дайте нам автобус, мы поедем хоть сейчас...» Ты едешь с комитетом молодежи в Ч-нскую школу, где ребята хотят заниматься искусством, иметь свою рок-группу, и видишь, что их доисторические инструменты годятся только на то, чтобы и Паганини в кратчайший срок лишить слуха — а на новые нет денег...

Не было ни одного места, где бы перспективные культурные начинания не задыхались от отсутствия денег и бесконечного унижения, от наплевательского отношения. Естественно, не могла не возникнуть мысль: неужели все упирается в этот «камень на дороге». Неужели нет другого пути? Если в эту заветную дверь бесполезно стучаться — зачем напрасно тратить силы?

Может быть, поискать в другом месте? Неужели у нас нет людей, видящих дальше собственного носа — да хотя бы способных представить собственную старость. Когда ты, таким же попрошайкой, будешь царапаться в господскую дверь, а у еще более нищего барина на себя еле хватает? А тут всякие пенсионеры скребутся, инвалиды, дети, художники, музыканты, просто крестьяне, работники всякие и прочие, прочие, прочие... И все скулят и просят, просят и скулят...

Вся Россия скулит и просит...

Неужели уж и впрямь мы «выродились», как сокрушаются некоторые болеющие за судьбу отечества?

Смешно. О каком вырождении вы толкуете? Вот же они! Животворные источники, бьют ключом, вопреки всем силам противодействующим. Мощнейший творческий потенциал просто жаждет реализоваться — а его загоняют в землю. Это же преступление, которому равных нет — это изломанные человеческие жизни.

Вытесненные творческие силы, нереализованные возможности начинают работать против человека. Они все равно «вылезут», но уже в извращенном виде — болезнями, преступлениями и так далее.  Сколько людей живут «не своей» жизнью, и близко не похожей на ту, о которой мечталось когда-то? Сколько людей ищут свою душу в бутылке и других «иных измерениях», от того, что в реальной жизни ей места не нашлось?

Кто ответит за это?
Прежде всего сам человек, разумеется — он должен был сопротивляться, пока хватает сил...

Здравый смысл говорит: все, остановись. Не продолжай. Один уже высказался. Умей промолчать, как советует мудрый читатель.
Допустим. Остановлюсь. И что дальше? Еще одна романтичная идея повиснет в воздухе?
« NN полна идеями», как сказал один осведомленный человек.

Но другой читатель говорит: «Нас интересуют культура. Дети, хлеб...» Вот вам культура, вот вам дети!... О хлебе спросите у крестьянина: крестьянин практически уничтожен, но при этом все каким-то образом хотят быть сытыми...

«Денег, денег, денег!...» - вот общий вопль-стон-хрип изнемогающей России.

И вполне понятно, в таких условиях, что люди считают каждый грош. Им можно пренебречь в изобилии, но не когда от этого гроша зависит твое «быть или не быть», выживание в буквальном смысле... И когда человек видит, что этот грош (да еще у него же взятый) который мог бы спасти его от голодной смерти, небрежно выбрасывается в печку — и раз. И два, и три... Однажды это может стать последней каплей.

Скажите мне, что такого уж страшного сделал опальный К-нов? За что на него устроена травля, а заодно и перекрыт «кислород» газете?

Он посмел заглянуть в святая святых — хозяйский карман, и пересчитать там деньги? Ну и что в этом нового? Есть ли в NN человек, который, проходя по каменным плитам мимо хорошего домика в ..., не сказал бы каких-нибудь крепких слов, поражаясь смелости или безрассудству его обитателя, отчаянно плюющего против ветра в момент, когда люди на пределе отчаяния? Кто-то утешается тем, что «все под Богом ходим», а кто-то и не утешается...

Вся разница в том, что редактор вздумал размышлять об этом не у себя на кухне, а на  страницах газеты.

Представлял ли он, какая последует реакция? Думаю, что да — не первый год на свете живет.

Но мог ли он поступить иначе? Ведь в трудной ситуации, обив множество порогов и не найдя «правды», наш «простой советский человек» обращается именно в газету, как в последнюю инстанцию.

К редактору ли, к журналистам ли обращается этот человек, поступая таким образом и прося напечатать и «разобраться»? Нет, он обращается за судом и поддержкой к «миру», к «народному собранию» - через газету. Как единственное средство связи... И называет «продажными» журналистов, если они эту правду из каких-либо соображений говорить не хотят. И если нам спокойно можно наврать что угодно о событиях в Москве или за рубежом  (кто сможет проверить?), то о том, что делается у тебя под носом, соврать невозможно, не услышав: что вы, за дураков нас считаете?

Была ли у редактора возможность промолчать?
Думаю, что нет. Выбор у него был небогатый: либо потерять голову, либо уважение.
Ситуация такая, как поет «Алиса»:
«… молчанье подобно топоту табунов,
А ПОД КОПЫТАМИ — ВОЛЯ...»

И, осознавая возможные последствия такого шага, он сделал этот шаг — чувствуя за спиной обиженный народ.
Последствия не заставили себя долго ждать.

Редакция вынесла конфликт на суд общественности.

Народ мудро молчит, не «высовывается».

Единственное прозвучавшее мнение в конечном счете сводится к тому, что «нас интересуют хлеб, культура, дети» - а не ваши внутренние проблемы. Выясняйте отношения в другом месте, а то газету в руки брать неприятно стало. Мы газету за свои деньги читаем. «Утомили своими склоками», - такой подтекст чувствуется. Неинтересный спектакль. Билеты купили, а смотреть нечего. Надоело.
А кто-то, наоборот, с любопытством наблюдает «бой быков» - чья возьмет?

Ответ, казалось бы, очевиден: сильный победит.

Сильный у нас тот, кто с кошельком. Кошелек сильнее всякого закона. Убрать не в меру любопытного и разговорчивого редактора — было бы желание, а возможность найдется...

Допустим.
И что дальше? Изменит ли это что-то? Кого накажут таким образом?

Убьет ли это К-нова?
Не убьет, хотя ему будет больно. Человек  смелый, образованный, честный — он найдет себе применение. Станет выше, сильнее и жестче — это молчаливое предательство того, за кого ты подставил свою голову, надолго отобьет желание заступаться за народ.

Следующий редактор учтет печальный опыт своего предшественника и прекратит «скулеж» «униженных и оскорбленных» на страницах газеты.

Но прекратить его «на кухнях» он не сможет, и убедить бдительное народное око в том, что из мешка торчит не шило — тоже. Напряжение не исчезнет от того, что о нем перестанут говорить, - наоборот. И рано или поздно достигнет критической точки.

Снятие редактора за то, что он посмел напомнить о том, что деньги в «государственный» карман кладутся народом, фактически будет означать, что «народу» ответили: ваше дело — класть, а остальное вас не касается.

Как скоро народу надоест «ныть» и просить нижайше: «Правьте нами, пожалуйста, хорошо... Совсем уж тяжко... Мы тоже кушать хотим... Мы ведь тебя, барин, кормим...»

В один прекрасный момент осенит: только ведь не кормить.
Что, в каждую деревню танки направят?
В том, что рука на «своих» поднимется — уже никто не сомневается.
Всех расстреляете — а кто вас кормить будет?

На всех танков не  напасетесь. Да и в танке-то ведь живой человек сидит. Кто-то будет стрелять в отчаявшихся людей, а кто-то и не будет...

Противостояние не  может длиться вечно.
Слишком высокое напряжение. Прекратить его можно только одним способом — услышать, наконец, голоса отрезвляющие. Того же редактора, хотя бы.

Устали все.

Хватит воевать, давайте вместе искать выход.

Государство фактически перестало существовать, как реальная сила: в него никто уже не  верит, от него никто ничего не ждет, его законы не воспринимаются всерьез. Каждый понял — надейся только на самого себя, на  силу и возможности своего «я».

Это означает, что центра объединяющего не существует, центр тяжести перенесен на личность.

Иначе говоря, мы имеем полный распад на всех уровнях, тот же первозданный хаос.

Земля наша «безвидна и пуста, и тьма над бездною» - но и Дух Божий носится над нею!

Вот оно, реченное через пророка Даниила время:
«И восстанет в это время Михаил... Наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди... В конце времени, времен и полувремени... ПО СОВЕРШЕННОМ НИЗЛОЖЕНИИ СИЛ народа святого все это свершится». «В стране тени смертной воссияет Свет Великий...»
Вот оно, полное низложение сил...

Порочные искусственные связи разрушены до основания, и уже чувствуются намечающиеся связи новые — естественные, присущие не механизму, но ЖИВОМУ ОРГАНИЗМУ, изначально способному к саморегуляции, самореализации...

«Се, творю все новое» - сказано Сидящим на престоле.

Ничего не  потеряно, пока жив Человек Творящий.

Даже если за всю жизнь он ни разу не побывал в храме, не поставил ни одной свечи Господу, не упомнил имени Его, только непроизвольно вырывалось в трудный час: О Господи! - он САМ СВЕЧА! Всю жизнь свою сжигая себя во имя красоты, приносящей Гармонию душам, во имя Истины. Свойство Духа Святого, Животворящего — вечная жажда красоты и гармонии. Святое дело — служение воплощению Его — нитки ли в твоих руках, кусок ли дерева, камня, металла.. Голос ли твой, тело ли твое, наполненное пластикой и ритмом, созвучными твоей душе, - выходя в общее пространство, они ищут и находят души, созвучные твоей, объединяются, обогащая и усиливая друг друга...

О каком вырождении твердят различные отпеватели России?

Россия полна творцами, ЖИВЫЕ СВЕЧИ ГОСПОДУ РАСТУТ, КАК ТРАВА, вся земля русская светится ими... (Да святится Имя Твое!)
Творят из «ничего» - из «ремков» и обломков,
творят вопреки: истинных «жрецов культуры» не останавливает ни чисто символическая зарплата, ни полное отсутствие ее.

Духом Святым и живы.

ПОКА ТВОРЯТ ЛЮДИ — ЖИВ ГОСПОДЬ.

Цари земные, большие и малые — вы не видите, что ДУШИ ГОРЯТ?

ДУШИ ГОРЯТ, КАК СВЕЧИ — И ЭТОТ СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ НИКТО И НИЧТО НЕ ОСТАНОВИТ, ВСЕ ПОМЕХИ СГОРЯТ НА ЭТОМ ОГНЕ!

Проснитесь, пока не поздно!