куда плывет Левиафан

Ник Ге
Левиафан
Несколько мыслей:
1. Самое удивительное, что в основу фильма легла американская история. В Колорадо цементный завод хотел отобрать дом у парня. Но… парень снес этот завод бульдозером. Звягинцев слегка (!) переделал.
2. Первое впечатление в процессе просмотра - образчик трэша-чернухи уровня 90-х. Я б сказал даже притчевый такой трэш, передернутый. Т.е. в конце должно было фантастическое случиться. Не случилось. Случилось предсказуемое – никакого хеппиэнда. Добротно, но противно. Правда, но кажется, что из контекста. Или это защитная реакция?
3. Если б мы (Серебряков-Вдовиченков-Лядова) оставались бы друг другом, а жена женою, то все бы пережили. А так Левиафан пожирает нас и снаружи и изнутри. Это имхо и есть основная идея: на власть все «гоните» – с себя начните! Каждый с себя!
4. За что мне? (Серебряков). Ему, действительно, не за что, вроде. Пьющий и неверующий – вот его грехи. Еще несдержанный. Или испытание? Или избранный? Как там сказал отец Василий? «Мой Бог со мной. А вот где твой – не знаю». Впрочем, «пути господни неисповедимы» - он и это сказал. Жаль Колю, безумно, до слез.
5. И еще. Сын спрашивает: «А ты простил?». «Я пытаюсь» И он пытается из последних сил любить, простить, не потерять… А жизнь (Бог?) забирает, отнимает, как у Иова. Пути господни неисповедимы…
6. Ни в одном фильме до того я не видел такого сильного обвинения представителей института церкви. При этом именно представителей, Бог есть (и это подчеркивается) и Церковь есть (помните разрушенную церковь с фресками, где пьет Николай, а пацаны жгут костер?). 
7. Обидно, что именно сейчас. В этот период. Выйдет, как с Пастернаком. Это фильму премии или политические технологии? Уже не понять (хотя, учитывая политичность фестивалей, особенно Оскара!..). Жаль, что совпало. Именно совпало! Очень спасает фильм (когда знаешь), что он задумывался и снимался задолго до санкционного кризиса.
8. И вот представляю я все эти премии и обидно мне – за Отчизну мне обидно! (Сорри за пафос, но здесь именно он). Ведь по косточкам разберут! Нет, в фильме все правда, но только хочется всем объяснять, господа, у нас не только это, у нас и по-другому бывает и другое есть! Я очень хочу гордиться своей страной. Жаль.
9. Вот прошло время, а фильм не отпускает. И Колю жаль еще больше! Все же не так прост фильм, не так! Да и не мог быть Звягинцев прост!
10. И все же, вернусь у фильму и допишу. А, может, не правильно жалеть героя? Режиссер привел Николая к Богу!  Он ему НИЧЕГО не оставил! НИЧЕГО. В тюрьме у него будет время разобраться. У Николая остается два пути. Первый – свихнуться и исчезнуть, причитая «за что».  И это путь в ад. Либо прямиком к райским вратам. Напоследок хочу добавить, что без этих ужасных изменений в жизни Коли он бы, наверняка, спился бы лет через несколько. Пути господни неисповедимы?

(15.01.2015)