Сборище мыльных пузырей

Виктор Юрьевич Михайлов
          Западные СМИ наперебой пишут, как страдает российская экономика. Взахлеб пересказывают друг другу и своим читателям влажные мечты «немцовых, на и подвальных, каспаровых и прочих». Пророчат нам неиллюзорный «мир-смерть», голод и общую неустроенность наших организмов. Раньше, год-полтора назад, когда только начиналась волна гнуси про нашу Олимпиаду, когда со страниц «ихних» газет не сходили «бешеные матки», «ё-баран Ололеша», когда нас поливали «пособниками кровавого сирийского маньяка» - тогда каждый россиянин ввязывался в споры, ругался с троллями на разных форумах, ловил банхаммером в лоб, оттачивал искусство эвфемистичного посылания оппонента «в Китай пешком» и ещё куда, подальше.  А потом как отрезало. Перестали мы принимать близко к сердцу завывания «креаклов и всепропальщиков». Наплевательски стали относиться к «пророкам конца Рашки». Только улыбаться стали в ответ на потуги форумных «неадекватов» доказать нам,  как хреново прозябаем мы «в этой стране». Мы решили, что вся эта сволочь человеческая, радетели за благо русских и членов «русского мира», не стоят наших нервов. И времени не стоят. И как бы они не упарывались доказать, что жизнь рушиться вниз - у них не получится, потому что... Да потому что потому. Потому, что наплевать нам на неурядицы. Потому, что горе не печаль. Потому, что надоело горевать да грустить.

           В конце концов, мы русские. Никто не знает как, но все знают - мы можем все, что хотим. Хотя, может быть и не сразу. И нас, русских, ничем не пронять. Ну, почти.  Почти - потому что парочке невезучих наций это все же удалось. Немцы там, французы эти нелепые.  До сих пор, простите, некоторые из них, писаются по ночам. И в самый острый, критический момент мы посылаем всех к черту, взываем к Богу и с песней идем совершать невозможное. С песней совершать невозможное - это так по-русски.
Наши граждане продолжают считать украинцев одним из самых близких народов, свидетельствует ВЦИОМ.  Несмотря на проблемы и противоречия между Киевом и Москвой, наши граждане продолжают считать украинцев вторым по близости народом после белорусов. Таковы результаты нового социологического опроса, представленного ТАСС со ссылкой на гендиректора Всероссийского центра изучения общественного мнения Е. Фёдорова.

           По его словам, не поколебали представление граждан России об украинцах ни Майдан, ни гражданская война. Собственно, участников исследования попросили по одиннадцати бальной шкале оценить, какая из культур ближе к русской (чем меньше балл, тем больше близость). В лидерах оказались граждане Белоруссии с 2,55 балла. Украинцы набрали 3,34 балла.  Также в список попали: словаки, чехи, литовцы, немцы, французы, англичане и даже китайцы. Прокомментировать итоги опроса попросила замдиректора Российского института стратегических исследований, руководителя Центра исследования проблем стран СНГ и Балтии Тамару Гузенкову. Этот феномен вполне объясним, сказал он. Несмотря на агрессивную риторику со стороны Киева, наши люди все-таки считают украинцев одним из самых близких для себя народов. Потому что те события, которые мы сейчас наблюдаем на Украине, которые, конечно же, очень сильно осложнили российско-украинские отношения, это сфера политики. Сфера международных отношений. Вопрос же, который задавался в ходе исследования ВЦИОМ российским гражданам, связан не только и не столько с политикой, сколько с более широким — историческим и цивилизационным — контекстом.
И понимание цивилизационной близости русской и украинской культуры, представление о том, что русские и украинцы вышли из одного «древа», и что это, по сути, один народ, как раз и дали результат. Дело в том, что те страшные события, которые мы наблюдаем сейчас, по времени занимают примерно год с небольшим, хотя конечно же, политические сложности российско-украинские мы наблюдаем давно — уже на протяжении, пожалуй, двух десятилетий. Тем не менее, очень тесная совместная история насчитывает столетия. Украина стала самостоятельным государством только в 1991 году. А до этого она находилась с очень давних времен в составе Российской империи и Советского Союза. И тот ответ, который мы получили, в общем, свидетельствует о том, насколько устойчива и консервативна историческая память. Это характеристика исторической памяти, которая из поколения в поколение воспроизводит архетип близости русских и украинцев.
 
           Украинцы, как отдельная самостоятельная нация (с таким этнонимом украинца) появилась сравнительно недавно. Общеизвестно, что еще в 19-м веке та территория, которая сейчас зовется Украиной, вообще-то, была Малороссией. И политический термин «Украина» утвердился в истории сравнительно недавно. То есть люди отвечали как бы на подсознательном уровне коллективной исторической, социальной и цивилизационной памяти. Даже трудно себе представить, что еще должно произойти с этими двумя народами, и с этими странами – с Россией и с Украиной, чтобы у россиян радикально изменились цивилизационные и культурные установки по отношению к украинцам. Память только какая-то односторонняя. Получается, что она есть только у нас. А Украина в нашем общем прошлом ничего хорошего вроде, как и не видит.   Мы не должны воспринимать ту пену, тот верхний слой (он просто держится на поверхности) — русофобский, ненавистнический, который сейчас демонстрирует Украина. Эта антироссийская истерия, наверное, охватила сегодня достаточно широкие социальные слои. Но в основном она концентрируется в СМИ, в политических кругах и в определенных интеллектуальных городских урбанистических средах.

           В то же время у нас имеются свежие социологические данные, которые получены на украинском материале. Был проведен опрос украинского населения. Ярко выраженных русофобских установок эти социологические данные тоже не показали. То есть, когда опрашиваются не члены украинского правительства, и не «Евромайдан», а простые люди, которые живут в маленьких провинциальных городках, в селах, процент антироссийских настроений составляет не более пятнадцати, двадцати процентов. Это очень мало по сравнению с тем, что можно было бы предположить, глядя на новостные сводки нынешние, которые идут с Украины. Они, если честно, ужасают. Россию и русских винят сегодня фактически во всех смертных грехах. Это свидетельствует о том, конечно же, что на Украине сейчас национальная и социальная психика получает очень серьезные удары со стороны конструируемой пропаганды.

           Но всё равно, россияне глубоко убеждены в том, что через какое-то время этот дурман — иначе его невозможно  назвать — развеется, и все встанет на свои места. Говорить о том, что это произойдет сию секунду, конечно, не приходится. Потому что страна находится в состоянии очень тяжелого гражданского конфликта. Но, тем не менее, мы должны понимать, что существуют какие-то глубинные, базовые установки, настроения и шкала ценностей. Иногда эта шкала ценностей покрывается глубоким слоем пепла и всякого шлака, однако придет время и пепел развеется. Позитивные по отношению к русской культуре, к русским настроения все равно стабилизируется на Украине.

            По мнению многих политологов и политиков, наши граждане вовсе не безразличны к антироссийской риторике официального Киева.  Еще перед Новым годом, на вопрос - «кого вы считаете союзником России?» Украина была на «почетных» последних местах.  А в недавнем, где спрашивали, кого вы считаете угрозой для России, Украина встала рядом с Соединенными Штатами.
То есть политическую ситуацию, словесную и психологическую агрессию наш народ видит, чувствует, и она отражается. Но здесь же вопрос был поставлен иначе — какая культура ближе нам? А культура с точки зрения рядового человека, это в первую очередь язык. И понятно, что с белорусом и украинцем нам легче понять друг друга на языковом уровне. И это очень медленно будет меняться.

             Уйдут несколько поколений — пока наши языки сильно разойдутся. Соответственно, с точки зрения культуры люди говорят правду. Просто это не политические вопросы. И хорошо, что население это чувствует.  Дело в том, что даже язык становится политической составляющей. Сейчас на Украине русский язык — это уже язык врага, язык «государства-агрессора». Но здесь есть два обстоятельства. Во-первых, как бы они не отказывали себе в «русскости», мэр Киева, с возмущенным населением общается на русском. И не он один. Заседания правительства проходят на русском, на «вражеском языке», То есть проникновение русской культуры и русского языка в украинскую культуру огромно.

             И хотя политическая элита пытается что-то изменить, это не вопрос одного дня. Это не так-то легко сделать. Даже не факт, что получится. Во-вторых, сам украинский язык - «галицкая мова», которая больше похожа на польский с украинским акцентом, на котором даже не Восток, а Центральная Украина говорит, — он очень близок русскому. До переписи конца девятнадцатого века просто понятия такого не было — украинец. Культурное единство — это то, что строится тысячелетиями. Политическая ситуация, конечно, будет влиять. Поскольку политики создают условия и общественное настроение. Если много лет на Украине будут править люди типа сегодняшних руководителей, то, скорей всего, нам понять друг друга и в разговоре будет трудно. Не то, что на политическом уровне. То есть через сто лет от культурной и исторической памяти, объединяющей наши народы, может ничего не остаться?  Вероятность такая есть. Но контроль над ситуацией в течение длительного времени на уровне политической элиты создать невозможно. Политики меняются. Они, в конце концов, просто умирают. Здесь должен быть контроль гораздо более глубокий. Насколько он получится — большой вопрос.

             А что же организаторы и продолжатели идеи развала «русского мира»? Сторонники истинных демократических свобод в США бьют тревогу. Родные Соединённые Штаты прогнили до основания. Разваливается всё: от мостов и государственных финансов до образования и законодательства. Страна скатывается в пропасть. Впереди сущий кошмар, и лишь восстание народа может спасти великую Америку от гибели. Уайтхед — не полубезумный писака, сочиняющий антиправительственные бредни. Это серьёзный, образованный и респектабельный мистер, юрист в области конституционного права и прав человека, основатель Института Резерфорда. Эпиграфом к своей статье он взял известное изречение американского судьи Верховного суда Уильяма О. Дугласа: «Как ночь не опускается тотчас, так и тирания расцветает постепенно. В обоих случаях сначала приходят сумерки, когда внешне всё остаётся неизменным. Но именно в сумерках мы все должны более всего ощущать перемены в воздухе, пусть и небольшие, иначе мы можем стать невольными жертвами тьмы».

             Политики США нынче много твердят о величии Америки, но Америка, похоже, находится на грани краха, считает автор. Состояние американской нации «плачевно», уверен публицист. И при этом никто не может быть уверен, что серьёзные проблемы, которые «наполнили нашу жизнь» и даже «подорвали наши свободы», будет рассмотрена «нашими так называемыми избранными представителями». Впрочем, их решение в любом случае не может заслуживать доверия. Юрист-американец предлагает проанализировать ряд общеизвестных фактов.
Американское государство построено на огромных заимствованиях. Государственный долг вот-вот перевалит за 18 триллионов $. И более трети американского госдолга держат Япония и Китай. Следующей проблемой автор считает «отвратительную» систему образования. Соединённые Штаты тратят на образование много больше, чем большинство стран мира (называется сумма в 115 тыс. долл. — это расходы в США на 1 студента). Однако при этих впечатляющих расходах США занимают лишь тридцать шестое (!) место в мире по результатам олимпиад в областях математики и технических наук. Азиаты показывают несопоставимо лучшие результаты! Да что говорить — американцы уже и в чтении отстают!

            Но разве правительство что-то делает, что-то меняет? Автор полагает, что нет, что правительство «продолжает настаивать на стандартных программах». По его мнению, цели правящих кругов состоят вовсе не в том, чтобы сделать из студентов мыслителей…
«Наши дома больше не дают нам защиты от вторжения правительственных чиновников, — продолжает юрист. — Полицейские сотрудники уже имеют полномочия выламывать ваши двери, если подозревают вас в чём-то нехорошем, и у них имеются даже радары, позволяющие им «видеть» сквозь стены вашего дома».

            В американских переполненных тюрьмах содержится невероятное число «зэков» — их больше, чем в какой-либо другой стране на планете. Тюрьмы давно стали «прибыльными предприятиями» для корпораций, эксплуатирующих заключённых как дешёвую рабочую силу.
Республика?.. Забудьте это слово! США уже «не являются республиканским государством». Сегодня США — это «корпоративная олигархия». Один недавний опрос показал, напоминает Уайтхед, что выборные должностные лица в США, особенно в Вашингтоне, представляют исключительно интересы богатых и могущественных персон, но отнюдь не среднего класса. В США — самая дорогостоящая, но неэффективная система здравоохранения. В других промышленно развитых странах Запада системы здравоохранения работают куда эффективнее, а обходятся дешевле.

            Уровень загрязнения воздуха в США стал крайне опасен для жизни. От воздушного загрязнения страдает едва ли не половина американских граждан. Из-за этого множество американцев подвержено риску преждевременной смерти: астма, симптомы затруднённого дыхания, сердечно - сосудистые заболевания.

            В Соединённых Штатах — более 63.000 мостов. На их содержание уходят «поразительные» суммы. Однако каждый десятый мост в стране нуждается «в срочном ремонте», пишет автор. Ведь по некоторым из этих мостов 250.000.000 раз в день проезжают грузовики, школьные автобусы, легковых автомобили и другие транспортные средства, приводит юрист статистику.

            Американцы практически ничего не знают о своих правах и о том, как должно работать правительство. Не знают этого ни педагоги, ни даже сами политики, возмущается Уайтхед. 27% выборных должностных лиц не могут назвать ни одного (!) права и ни одной свободы, гарантированных «Первой поправкой». А 54% не знают, что конституция даёт Конгрессу право объявлять войну! Сегодня почти треть американских детей живёт в бедности. По этому показателю США — одно из худших государств среди развитых стран мира.

            Американские школы, территории которых патрулирует полиция, стали «квазитюрьмами». В иных из них «расшалившихся» детей заковывают в наручники и подвергают обыскам. Гражданин США больше не может считаться невиновным, если его вина не доказана. «Бремя доказывания» — понятие из прошлого. Сегодня тот, кого лишь подозревают в шпионаже, может быть подвергнут обыску, проверке, за ним могут установить слежку. Вдвойне плохо для него, если он знаком с кем-либо «неблагонадежным». Короче говоря, нынче любой может стать «потенциально виновным».

            Родители больше не имеют неотъемлемого права на воспитание собственных детей. Родителей могут арестовать, если они разрешили своим детям в одиночку отправиться на детскую площадку или поиграть на улице. Частная собственность в США? Нет, это понятие уже не в цене. Нынче не только полисмены, но и спецназовцы или «правительственные агенты» могут проникнуть в дом, выломать двери, убить собаку, да что собаку, могут «ранить или убить вас», пишет американец, не говоря уж о ломании мебели и «терроре» в отношении семьи.

            Это не всё. Государственный чиновник может заявиться к вам и оштрафовать и даже арестовать вас за «выращивание овощей во дворе», за «установку солнечных панелей на крыше» или за «разведение кур». Короче говоря, гражданин США «не владелец своего имущества».
Суды? На них нельзя полагаться! Когда-то суды были созданы, чтобы защитить народ, возмущавшийся правительством и его агентами в тех случаях, когда те «переступали границы дозволенного». Но современные суды «всё чаще маршируют в ногу с полицейским государством». Понятие незаконности тоже утратило свой смысл.

            Однако кое в чём правительство проявляет рвение. В сборе налогов! Снять с гражданина последнюю рубашку — вот «абсолютная максима» федерального правительства. Куда же идут отнятые деньги?
Американские налогоплательщики вынуждены «финансировать закупки дорогостоящего оружия» (которое потом используют против самих налогоплательщиков). Граждан вынуждают финансировать «бесконечные войны», которые не нужны для безопасности Америки. Налогоплательщики оплачивают деятельность «раздутых штатов государственных учреждений» вроде Агентства национальной безопасности, причём бюджеты последнего тайные, они скрыты от общественности — и точно так же скрывается и работа агентства. Все эти проблемы сохранятся до тех пор, указывает возмущённый автор, пока «американское полицейское государство… будет продолжать преследовать нашу нацию».

            Американцам следует «проснуться»: ведь только они сами могут «изменить положение вещей». Далее публицист даёт ряд советов гражданам США. Нужно обратить внимание на происходящее, пишет он. Это не значит, что следует с утра до ночи смотреть теленовости. В этом нет резона, поскольку телевидение — источник политической пропаганды. Вместо этого людям следует обратить внимание на то, что делают местные советы их городов, на то, какие инициативы проводят в жизнь школьные чиновники, а какие — тормозят. Надо обратить внимание и на тех, кого американцы демократически выбрали — что они из себя представляют, что делают?
И нужно перестать действовать так, как привыкли действовать американцы, рассуждающие о том, за кого голосовать: за демократов или республиканцев. Это не имеет значения! Нужно перейти к действиям, а не ждать, что правительство позаботится о народе.

            Федеральное правительство публицист именует «чудовищем», которое своих граждан слушать не станет. Но американские граждане пока ещё могут повлиять на органы местного самоуправления. Граждане могут собраться и принудить местный городской совет возразить против реализации некоторых государственных и федеральных целевых программ, которые навязываются «сверху».
«И если это будет необходимо, ваш местный городской совет может прекратить подчиняться диктаторским предписаниям, продолжающим поступать из Вашингтона, округ Колумбия», — добавляет автор.

            Уайтхед не верит в то, что у Соединённых Штатов впереди светлое будущее. Ничего хорошего Америку не ждёт. Но именно поэтому он и заключает: «Настало время действовать». Итак, прогрессивный мыслитель Джон Уайтхед предрекает близкий конец США — тут вам и крах экономический, и демократический (превращение страны в олигархическую диктатуру), и идеологический. Системная катастрофа! Но есть и выход.

            Публицист призывает если не к государственному перевороту, то к пробуждению, которое начнётся с возражения «диктаторам», засевшим в Вашингтоне. Ну, а от таких возражений, как известно из истории, один шаг до народного восстания. Не до такого «восстания», какое было на украинском «евромайдане», а до самого настоящего — ибо у горячих американских парней по домам и квартирам ждут часа X миллионы стволов. Соединённые Штаты всё ближе к точке кипения…

            Земля, как уверяют не только астрономы, но и простые граждане, круглая. Всё вернётся. Всем воздастся. Тем, кто мутит воду здесь и там – за бугром, придётся отвечать за свои дела и бездействия. Но в Гаагский суд или в иной европейский мы их не поведём, потому как, некуда вести будет…

            Уже смешно смотреть на это сборище мыльных пузырей…