К этимологии слова князь. А также о титуле эльга

Анатолий Мармазов
Анатолий Мармазов

К этимологии слова "князь". А также о титуле "эльга".


Для рассмотрения возможной этимологии слова «князь», привлечем несколько других слов: «куна», «книга», «конь»,-  и посмотрим, что их объединяет. В первую очередь, это корень, к которому относятся согласные «к» и «н». Рассмотрим теперь, время появления вышеназванных слов. Предполагается, что слово «князь» появилось в 9 веке, примерно, в одно время с варягами и русами, которые, как известно, переселились к нам в 862 году. Что интересно, Кирилл и Мефодий создали свою азбуку и перевели «книги» к 863 году. Надо же какое совпадение: сразу два счастья привалило! Государственность и образование. Посмотрим в «Википедии», когда появилось денежное средство «куна»? Тоже в 9 веке. Коней, как утверждал  Константин Багрянородный, на Руси отродясь не водилось, а потому закупали их у печенегов. И опять попадание рядом с 9 веком! А значит, у рассматриваемых имен (князь, куна, книга, конь) существует и второй связующий их признак: один и тот же период появления в нашей истории. Рассмотрим теперь этимологии этих имен.

Слово «князь» (праславянское *kъnеzь) (как же без этого!)  выводят из германского Kоnig, king 'король', скандинавского «конунг» —  старейшина рода. Название монеты «куна» связывют с животным «куница», с римским динарием, с английским словом coin –монета.Слово «книга» выводят из праславянского  kъniga, а его – из уйгурского kuin и китайского kuen — свиток. Слово «конь», «комонь» выводят из праслав. *konjь от древнего *kobnь;  При этом, обращает на себя внимание чешское слово «kun» (род. п. kone), которое связывает коня с монетой «куна», - возможно, не зря связывает, что мы и попытаемся доказать.               

Прежде всего, заметим, что изначально монеты делались по образу и подобию солнца: они были круглые и блестящие. Одна из форм слова «солнце» в санскрите:  «dina-kara» - отсюда, возможно, происходит название римской серебряной монеты «динарий». От слово «sol» - солнце, возможно, происходит название римской золотой монеты «солид». Заметим также, что слово «кун» в тюрских, алтайских и монгольских языках означает «солнце». Очень может быть, что это слово восходит к более древнему санскритскому  «ka» (солнце, бог, душа, тело, голова, радость, веселье), откуда появился и до сих пор необъясненный учеными восточный титул «хан», который имеет более древнюю форму «кан».
Как «солнце» «ка»  являлось центром притяжения земного мира, так и солнцу подобный «кан» являлся центром притяжения своего племени (отсюда, кстати, слово «кон», входящее составной частью  в слова «закон», «искони» и другие). Вы, наверное, уже догадались, что это «кан» или «кун» в виде своей формы «кон» есть и в титуле «кънязь», и в титулах «Kоnig» и «конунг». То есть, все их обладатели, формально говоря, «солнцу подобные правители, обходяшие дозором свои владения. На это указывают окончания данных титулов, представляющие собой формы слов, обозначающих в санскрите движение. В общем, как солнце «ка» обходит свои владения, так и солнцу подобный «кан» обходит свои. Судя по всему, это наследие (солнцу подобных) гуннов, потому что одна из форм названия солнца «кун»  в сибирских языках – это «гун» или «гунес». Причем, неважно, как, на самом деле, назывались эти племена: гунны или хунны, потому что есть и такие формы наименования солнца как «гунн, кун, хун», например, в уйгурском или «хун» в тувинском и тофаларском  языках.               

Если кто обратил внимание, то в сибирском слове «кун» - солнце нет буквы «л». Про букву «с», которая в разных языках то соответствует русской букве «с», то русским буквам «к» или «ц», мы говорить не будем. И так все ясно:  кто-то здорово перетряхнул  изначально общий язык, чтобы разделить народы.   Так вот, слова, обозначающие «солнце», но без буквы «л», на наш взгляд, хорошо вписываются в империю гуннов: zon (нидерл); sunna (древнесаксонский, древненемецкий, древнефранкский); sonne (нем); sunn (диалект нем.) и т.д.  Налицо  явная трансформация  изначального индоевропейского слова «sol» под влиянием сибирского «cun». Куда гунны не дошли, там до сих пор осталось «sol». И только в России, в Дании и в одном из норвежских диалектов, а также в некоторых славянских государствах слово «солнце» присутствует во всей своей полноте: есть и «л», есть  и «н».  А наличие славянского окончания «це» означает, что-то вроде нынешнего «солнышко». Вот только, почему не во всех славянских? И почему в Дании? Нам кажется, что вместе с гуннами на Балтийское побережье занесло значительную часть русов.  А часть славянских народов сильно смешалась с гуннским народом  или с народами, пришедшими с запада уже после нашествия гуннов. В общем, есть повод серьезно подумать над этим вопросом.

Кажется, мы отвлеклись. А что выяснили?  В  титулах «князь», «коnig»,  «конунг», «хан, кан»,  в наименовании монеты «куна»,  в слове «кон» - центр и в слове «cun» – солнце, возможно,  присутствует санскритское «ka» - божество, солнце и т.д. Теперь сравним слово «конь» со словом «kun» - солнце. В этом сравнении нет ничего удивительного. Коням когда-то не только поклонялись, но и сделали их непременными спутниками многих солнечных богов. Если мы заглянем в санскрит, то найдем этому подтверждение: «harit» - светло-жёлтый, солнце и одновременно, «hari» - жёлтый, конь. Что же касается слова «книга», то она как «светоч знаний»  может иметь значение «идти к свету, идти к цели, идти к солнцу». Кстати, в санскрите есть слово "sveta" - белый, светлый, блестящий, белая лошадь.
 
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, слово «князь» (праславянское *kъnеzь), которое делится на две части: «кън» и «еzь», может означать «солнце, обходящее дозором свои владения», где «кън», возможно, происходит от «кон» (центр) из «кун»(солнце), а "еzь" из ej, ac,  aj – идти двигаться.               

А теперь  немного альтернативной истории. Мы не можем отделаться от ощущения, что, одновременно со словом «князь», когда-то существовал более высокий титул, которому, после его исчезновения, стал соответствовать титул «великий князь». И титул этот назывался «эльха","элька", или же "эльга" ("ольга"). На такую возможность указывает древний титул «ильхан», известный у тюркских и монгольских народов с 552 года. Согласно «Википедии», этот титул был образован из тюркских слов эль/иль («народ») + хан и буквально означает «правитель народов», но, возможно, существует более древнее определение слова «эль, иль», а именно «солнце». 

В многозначном санскрите слово «heli» означает Солнце, - от него происходят и древнегреческое «гелиос»(солнце»), и титул МАЛИК — мелик (араб.  правитель, король, царь), и древнеарабское божество Малка, а также имя верховного бога Угарита и Финикии, который назывался «Эль, Иль, Илу»., ну и, конечно, слово «аллах».  Очень похоже на то, что князья при верховном правителе с титулом «эльга, ольга» выполняли роль сборщика налогов с подконтрольных им территорий. Отсюда зимние поездки князей по, так называемым,  «полюдьям». Если эта версия верна, то она здорово связывает  между собой слова «князь, куна, книга и конь»: князья с дружиной садились на коней, брали с собой книги, куда записывали «приход и расход» и отправлялись в путь за «куной», то есть собирать налоги. Собраные налоги они свозили на «кон» , в ставку к кагану(ка-хану, солнечному правителю), или «эльге». Причем, простой правитель хан тоже включал в свое название это самое «ка» - солнце. В титуле «эльга»( эль-га, эль-ха, эль-ка), где «эль»- бог, солнце, второе обозначение солнца «ка» превратилось в знак движения солнца по небу га-ха  (год, ход). Впоследствии слово «Эльга» ушло к тюркам и монголам и стало именем «Хулагу». В западной Европе сбором налогов занимались «кониги», что очень похоже на слово «конники». В науке известно, что в Римской империи было богатейшее сословие «всадников», представители которого занимались тем, что брали у центральных властей на откуп ту или иную территорию и выбивали из ее жителей налоги. Естественно, они были там полными хозяевами. А может, и «кониги» с князьями занимались тем же самым? Несомненно, что эта версия может указывать на существование в те времена огромной Евразийской империи, которая в виде ограниченной в размерах «татаро-монгольского империи»  была сдвинута в более поздние века, чтобы прикрыть ужасные последствия религиозной братоубийственной войны на территории русского государства. Нам кажется, что можно с достаточной степенью точности установить время исчезновения титула «эльга» или «ольга» в русском государстве. Олег (Эльга) умирая, передал свои полномочия не Игорю, а той, которую стали называть Ольгой (Эльгой). А Ольга, умирая, кому передала? Своему внуку, Олегу Святославичу! Именно он должен был стать знаковой фигурой, а не его братья. Этот вывод можно сделать из того, что Олег ушел работать на самый ответственный «участок», то есть, ушел держать в повиновении племя, убившее его деда Игоря. А вот Владимира, матерью которого являлась представительница этого непокорного племени, почему-то туда не отправили. Значит, не доверяли. Что-то произошло, о чем недоговаривают летописи, в результате чего «эльга» (верховный правитель) был убит. А Владимир после этого долго замаливал грехи, устанавливая  в Киеве «идолы языческим богам», а потом, вообще, переменил веру, надеясь, видимо,  на то, что новый Бог защитит его от наказания за совершенные преступления. Вот с этого момента – убийства Олега «эльги» Святославича и закончилась эпоха «эльг» и началась эпоха великих князей.

Интересно, что слово «эльга» исчезло почти на 100 лет и возродилось в виде имени только с появлением на свет нового Олега Святославича (Гореславича), ставшего родоначальником так называемых Ольговичей, долгие годы боровшихся с центральной узурпаторской властью за то, чтобы отнять у нее эти полномочия и, возможно, возродить титул «эльга». Имели они на это право? Наверное, нет. Точно лишь одно: в те времена имена княжеским отпрыскам так просто не давались,- их имянаречение, тем более полное, имело огромнейший смысл. Зачастую, имя, данное в чью-то честь, подразумевало, что его новый обладатель, впоследствии, будет претендовать на титул и трон его предыдущего владельца.  И, конечно, это была не скромная должность правителя не очень большого племени.
Более подробно об имени(а возможно, и титуле) "Ольга" вы можете прочесть в статье "Олег Вещий и Ольга Святая. Тайна имени" (в 5 частях).